Виталий ЛориновКомпозитор и писатель автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения Всенощное бдение Звонил в Свято-Никольский собор, что в Кисловодске, к протоирею о. Иоанну Знаменскому. Хотел возвратить ему Библию, которую брал на время, чтобы наполнять себя духовным словом. А мне ответили, что занят он, но я, всё-таки, пошёл к нему, и решил его подождать. Ждать пришлось оскорбительно долго. Но пребывание в доме Божием (хотя это и была не церковь, а служебное помещение), иконы и реликвии, связанные с деятельностью церкви в прежние времена, смиряли моё томительное ожидание. Однако о. Иоанну сообщили, что я ожидаю его. Какая то женщина, светского вида, отчитывалась перед священником о деньгах на пожертвования храму, от реализации Библии и духовного инвентаря. Я слышал обрывки разговора и относительно налоговой инспекции. Вахтёр сновала туда и сюда. Я, почему-то, невзначай, сказал ей, что Библией как-то торговать негоже. Её не продают, а дарят. Она же мне ответила, что многие совсем не читали и не читают её. Что нужно читать Ветхий завет обязательно, и знать, что Господь избрал еврейский народ Своим народом, то есть Богоизбранным. Но они же грешили, и даже не поблагодарили Его за это. И вышла. Её решительное резюме меня смутило, никак не могло меня удовлетворить. То есть её, по сути, неосторожное высказывание, что народ - богоносец оказался неблагодарным. Я усмотрел в этом и, обычный для большинства православных, стереотип неприятия евреев. То есть формирования устойчивого суждения, что, мол, евреи предали Бога, то есть распяли Иисуса Христа. Короче отказались от него. Для православных это явилось основанием считать, что Иисус Христос, это их Бог, Бог православных. Но вот стих из Евангелия: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе". (Гал. 3, 28) Как только она появилась, я тут же ей сказал: "-Да, но Господь, тем не менее, от них не отказался". "-Ну, как же не отказался"- возразила она. - А как же тогда слова Господа? "Когда Я соберу дом Израилев из народов, между которыми они рассеяны, и явлю в них святость Мою перед глазами племён". (Иез. 28, 25). Я продолжал: " - И это так. Ведь всё написанное в Библии сбывается. Вот посмотрите на Землю обетованную. Ведь Господь собрал же евреев" - увещевал её я. "-Ну где ж собрал?" - упрямилась она. "-Вон сколько их по всему свету…" Потом, всё же смягчившись, и осознав мою, бесспорно правоту, сказала: "-Ну да, мы же язычники, ветвь привитая ко Христу". На этом примирились, но, безусловно, в истине. Внезапно появился о. Иоанн. И, с улыбкой, подошёл ко мне. Он подал руку, и извинился за задержку. Затем скрестил руки на груди в знак внимания ко мне. Я: "-Благодарю Господа в Вашем лице, и хочу возвратить Вам замечательный экземпляр Библии, который Вы мне дали для работы с нею". (Это был репринтный, синодальный экземпляр). "-Как!" - изумился он. " - Мы же хотели вам её подарить". "-Да, но, к сожалению, мне будет тяжело её взять с собой. Ведь вес её - около 4 - 5 кг. Если Господь усмотрит моё возвращение, то есть приезд в Кисловодск снова, я буду рад просить у Вас смотреть именно этот экземпляр". О. Иоанн судорожно взял, и несколько раз страстно поцеловал Библию. Я сообщил ему, что был на всенощном бдении полторы недели тому назад, и хотел бы поделиться с ним некоторыми соображениями о богослужении. Он выразил готовность слушать. Смысл моего разговора состоял в том, что слово Божие, из-за сильной реверберации (эхо) в храме, не доходит до прихожан. Даже в своей композиторской работе я учитываю, что текст, либо поэтический, либо прозаический, положенный на музыку, не слышен, то есть пропадает из-за неважной, если не вообще плохой дикции у вокалистов. И кроме "Господи, помилуй" и "Аллилуйя", даже будучи музыкантом, я, в храме, никаких более слов из молитвы не мог разобрать. "-А что же делать? "- вполне заинтересованно и деловито спросил митрофонный протоиерей. "-Вы знаете, в вокальных классах консерватории существуют такие матерчатые заставки-стенды для приглушения звука по углам комнат. Я попробую подумать и спросить". "-Ну словно ангел Господень явился к нам в Вашем лице" - искренне воскликнул о. Иоанн. "-А вообще то, будучи в храме, я подумал, что нахожусь где-то в Страссбурге. Такой собор, по своему размаху, может быть украшением любого европейского города". "-Везде побывал"- как бы понимающе, и, качнув головой в сторону, с улыбкой сказал о. Иоанн. "-К тому же я убеждён, что это - идеальная концертная площадка для выступлений мировых профессиональных хоровых коллективов". "-Да?" - удовлетворённо - удивлённо протянул он. " - Быть может отведаете чайку, в трапезной?" -предложил о. Иоанн. "-Вполне" - с готовностью согласился я. Мы тепло попрощались. И молоденький священник проводил меня в небольшую комнату с длинным деревянным обеденным столом. Мне подали овощной постный супчик невероятной вкуснятины, затем ну просто необыкновенную картошечку фри, да полную тарелку салата (то есть огурцов, нарезанных с помидорами). А на десерт - компот из свежих вишен. (А было всего лишь начало июня месяца). Похлебав супчик, я, с огромным удовольствием взялся за фри, оставив без внимания салат из свежих овощей. Клянусь, за время пребывания и в санатории, и в Клинике, такого вкусного и аппетитного обеда ни разу я не ел. Ну, мастера же повара в Свято-Никольской церкви! А после, обратясь к иконе, висевшей на стене по правую сторону от стола, "курировший" меня священник буквально выпалил, ну словно молния, молитву. Я повторил за ним. Но только медленно: "-аминь, аминь, аминь…" (благодарение за пищу). Но почему же он молитву протараторил, скороговоркой, обрядово, как долг? Такое впечатление, что лишь бы избавиться поскорей. А потому, что это - как бы обряд, и получается, что не от души. И все было настолько бесстрастно, что меня покоробило. Выходит у него молитва - ну просто работа, вот и все, и он выполняет ее, потому что это - его хлеб, и его ремесло. Я, с сожалением, подумал об этом. Сидел в верхнем курортном парке, в очень жаркий июльский день, возле четырех славных девчонок-выпускниц местного филиала центрального вуза. Они защитили дипломы в этот день по специальности "экономист-менеджер". Вначале был немым свидетелем их щебетания и нескольких скабрезных анекдотов на тему сексуальных отношений. Они болтали, по сути, ни о чем. Для них это была разрядка после большого напряжения, в связи с дипломной защитой. Затем решил вмешаться. " - Где же вы будете работать?" - задал я им по сути риторический вопрос. "-Не знаем, а где придётся". - отвечали они. Как можно получать такую специализацию (причем учиться четыре года), когда в этой стране никто не может ответить на вопрос, как экономически спасти Россию… Нонсенс! Анекдот? Курьез! И то, и другое, и третье… Ну точно так же, как гайдаровский институт экономических проблем переходного периода; ведь этот "период" длится уже который год. Но как "мощно" Гайдар решил проблему дефицита и изобилия продовольствия в России, можно увидеть на примере обычного и заурядного фруктово-овощного ларька, где все очень и очень дорого. Как говорят - "не по карману"! Зато есть всё! Но сделайте все эти цены еще дороже и недоступнее, тогда все выставленные овощи и фрукты будут всегда, так как не будут раскупаться. Вот как, оказывается, можно легко "решить" экономическую проблему. То есть фигой в кармане. Не напоминает ли нам все это известную сказку Андерсена "Новое платье короля"?.. Еще не изведавшие жизни, не хлебнув её горького опыта, девчонки со мной согласились. Я посоветовал им, при всех жизненных обстоятельствах, и, безусловно, трудностях, которых им никак не избежать, не приспосабливаться в жизни, и не кривить душой. И не идти на компромиссы, а оставаться самими собой, то есть честными, чистыми, и не замутненными. Мое напутствие, по-видимому, легло им на душу. Оно ведь было искренним, а доброты и искренности так не хватает в нашей жизни. Когда собрался уходить, они все, четверо, вскочили со скамейки, и благодарно и тепло со мною прощались.
автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения © Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09 |