Виталий ЛориновКомпозитор и писатель автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения Художник Александр Трифонов. Зададимся вполне логичным вопросом, всегда ли искусство может называться искусством. Как часто мы об этом говорим, порою не вникая в истинный и подлинный смысл его. Искусство ведь есть проявление творческого начала в человеке. Но вот всегда ли присутствует оно в творческом продукте. Или порою это игра ума, поделки, скрытные или скрываемые от глаз изобретательства. И разобраться в этом стоит. Всё ли мы можем называть искусством? По моему глубокому убеждению искусство там, где есть эмоции, где есть живой отклик на него. И если эмоций нет, то сомневаюсь, что творческий продукт действительно есть творческий. Хотя не надо смешивать понятия творчества с искусством. Ведь творческий продукт, по вышеуказанным причинам, может и не стать искусством. Конечно творческие проявления у человека разнообразны, но разве не есть акт творчества изготовление совершенной модели в производстве ? Но речь идёт о духе, о впечатлении, которое воздействует на нас. Не обязательно такое впечатление должно быть эстетическим, ведь существуют и образы зла. Но если произведения искусства вызывают у нас ответную реакцию, то есть эмоции (не обязательно положительные), мы, с полным правом, можем действительно назвать их произведениями искусства. У каждого из видов искусства своя лексика, свои средства выражения, и, следовательно, соответствующее им восприятие. Как часто мы слышим, а это касается произведений живописи и музыки, что человек не понимает их. И не воспринимает, не разбирается. Но живопись и музыку не надо понимать (в буквальном смысле), а просто чувствовать, то есть воспринимать эмоционально. Ведь в музыке волнует нас её характер, вернее настроение. И музыка не обязательно должна нам нравиться, но вот никак не оставлять нас равнодушными. Не надо в живописных работах искать сюжет. И замысла художника мы тоже можем и не знать. И это вовсе не необходимость. Но его, зрителя, должно заинтересовать что то: фрагменты. линии, детали, цвет… И тогда это продуктивно. Сюжет в картине, конечно, не второстепенен. Он вызывает к жизни и соответствующие средства для его воплощения. Но не всегда мы можем легко постичь сюжет, да ещё современного художника. И так ли это, в конечном счёте, важно. Важнее ощущение у человека сопричастности к произведению искусства вообще, в его интересе к нему. Разве «Чёрный квадрат» Казимира Малевича имеет сюжет? Однако глубинная загадка чёрного цвета, короче тьмы, волнует нас не меньше… Чем привлекают нас тучные и сочные луга фламандцев? Конечно свежестью и бархатистостью цветов, от которых веет лучезарной безмятежностью и благополучием. Такое впечатление – от красок… Разве небрежный чёрно - белый штрих графики не вызывает у нас тревогу, порой и раздражение. Но это – язык графики. И разве равнодушны мы к сложно-микстированным цветовым тонам Матисса, и к солнечности красок латышского художника Силиньша; к знойно белой истоме послеполуденных часов, и бездонной голубизне неба в пейзажах Паоло Моранди; к бледно жёлтым, словно омытыми дождём, но золотистым цветам Ренуара; к цветистости Сислея; к невообразимо яркой и искромётной, невероятно выпуклой и хватающей за живое, цветовой гамме Шагала, с её волшебным магнетизмом и колоссальной энергетикой… Все эти мысли у меня возникли в связи с знакомством с творчеством молодого художника Александра Трифонова. У меня на руках цветной каталог его работ, свидетельствующий о несомненном, ярком художественном даровании. И разве не симптоматично, если вообще не афористично, звучит мысль самого художника: «нужно перестать копировать природу, окончательно разучиваться рисовать» (конечно в обыденном смысле слова), «чтобы почувствовать себя новым художником». И как метко и точно сказано (что можно воспринимать и без иронии): «главное вовремя попасть кистью в нужную краску». И это его, Трифонова, художественное кредо. Александр Трифонов - художник безусловно самобытный. Что он есть художник современный – факт, вытекающий, в первую очередь, из его замыслов. Отсюда и остросовременная лексика, и некоторая зашифрованность понятий (сюжета). Но истинный художник не создаёт своё творение за одну минуту. Иногда это долгий и мучительный путь, и процесс «вживания» в его продукт также требует и осмысления, усилий, и, конечно, времени. И Александр Трифонов - не исключение. Однако в его творениях просматриваются чёткие пропорции предметов, но с точки зрения их выражения самим художником. Бесспорно взращённый авангардной живописью начала 20 столетия, он, тем не менее, счастливо избежал расплывчатости, забрезживания, гипертрофированной символики, и, зачастую., неясности в изображении. В его рисунке просматривается спокойная уравновешенность линий. И краски, чистые и сочные, но в строгом соответствии с художественным замыслом. И это мышление, бесспорно, современного художника, отнюдь не порывающего, в глубинном понимании, с традициями русского изобразительного искусства, вернее художественно – театрального («Мир искусства» Дягилева). А оно, это художественно – театральное искусство, по сути своей, было новым для своего времени, то есть авангардным, ибо цвет там играл колоссальную роль. И именно декоративность, то есть цветовая палитра Трифонова выдаёт эту связь. Но, повторяю, Трифонов художник самобытный. И он не мог сформироваться просто так, без почвы, без фундамента. И основанием, без всякого сомнения, был русский авангард. Ещё раз поясню его, художника, истоки. Архитектоника – от европейского авангарда, декоративность же – из «Мира искусств». И разве «Болеро», «Фанданго», и «Сегедилья» Трифонова не подтверждение этому, хотя он в них аллегоричен. Ведь изобразительная палитра «мироискусников» - это настоящая симфония цвета, цветомузыка, если хотите… И., таким образом, современность Трифонова именно в самостоятельности видения мира. И это очень важно. И разве не этим определяется художник в самом значимом смысле этого слова.
Лоринов Виталий Миронович, 486-80-09.(тел.)
автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения © Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09 |