Виталий ЛориновКомпозитор и писатель автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения По стезе жизни. (Часть 28) Сегодня, 21 мая 2010 года – солнце адово. Медэксперт на радио России говорит, что скоро, в июне, наступит долгожданное лето. Идиот! С апреля солнце уже невыносимо, так что же будет летом?.. Сумасшедшее синее небо нынешнего мая. Что же будет тогда в июне, или июле? Получил письмо по электронной почте из Монреаля от Бориса Клетинича, сына Евгения Клетинича, музыковеда, живущего в Иерусалиме. Он закончил сценарный факультет ВГИК(а). Ему 48 лет. Начал петь в 42 года. Назвал мою прозу сильной и наполненной острыми переживаниями. Он читал её в Интернете. А я и не помышляю о публикации. Слава богу, что есть Интернет, и есть возможность ознакомиться с тем, что я пишу. Нешуточные страсти и переживания каждодневно у меня наедине с самим собой. И голова порой гудит от напряжения. 1.Народу, повиновавшемуся закону Моисееву, не дозволено было нарушать день субботний; но мы, дети искупления, свободны от мёртвой буквы и слепого подчинения ей. Наше единственное обязательство состоит из любви к богу и к нашим братьям. Любовь к богу умиротворяет нас и удовлетворяет в этой жизни; любовь к братьям вызывает их ответную любовь к нам. Мы даём, и нам дают. О, дети мои, будем любить друг друга! 2. – Но у него нет прочного положения? - О нём есть кому позаботиться: бог – отец всех людей на земле! (Ретиф де ла Бретон, Жизнь отца моего).
Пришла ко мне уборщица, и на пустом месте, как говорится, вдруг начала дико икать. Что это означало, и почему, мне было непонятно. 451.000 советских солдат и офицеров погибло в берлинской операции, задача которой состояла в том, чтобы зайти в Берлин раньше союзников, то есть первыми. Габи Кёп, Книга воспоминаний. Вышла в Германии. В ней – о насилии над ней солдат Красной армии. Пусть историк Марк Солонин, написавший статью «Забытые преступления Сталина» прочитает «Чёрную книгу» Ильи Эренбурга и Василия Гросмана. Как бы не вели себя солдаты и офицеры Красной армии относительно мирного населения Германии после победы, это всё – следствие, притом последствия, отрицать которые будет всегда и всем очень трудно, как и аргументировать. Следствие – упрямый и непреложный факт нападения гитлеровской Германии на СССР и убийства мирного населения во время войны. Так что слушать и слышать о последствиях того, что было после вступления Красной армии на территорию поверженной гитлеровской Германии ни в каком виде негоже. Это был естественный процесс. Иначе и не могло быть в природе. 1.Рудольфина Менцель известна своей новаторской методикой дрессировки служебных собак, принятой на вооружение сначала австрийской полицией в 1930-х, а затем Хаганой (военизированным подразделением еврейского ишува в Палестине). 2. Собаки, понимающие команды на иврите, символизируют возрождение еврейского языка и еврейского народа (Цви Перец Хайес, главный раввин Вены в 20-х годах). ( Шев! Сидеть! ЕС, №17, 2010). У Нади голосочек как у лисички. В такую жару надо ходить только в трусиках. Я понимаю теперь, почему у уборщицы и медсестры Алипат бывают в поведении какие-то непредсказуемые вывихи. Она должна самостоятельно бороться за жизнь свою и своей дочери. Эта не свобода порождает порой необъяснимые поступки. Солнце в мае – явный перегиб. Да теперь и сама жизнь есть сплошной перегиб. За преступления пустоты Ельцина, я бы изничтожил всю его семью и всех его потомков, коли возмездие не настигло его в своё время, и не наступило и для них до сих пор. Всё злое и уродливое из жизни надо выкашивать, раз нет Высшего суда. Суд истории не есть возмездие. Возмездие может быть только при жизни, если оно возможно. Шопен, - заметил де Кюстин, - незаурядный художник, тонкий, изысканный. Его интересует только искусство. Он почти аристократ в жизни и настоящий аристократ в искусстве. А мадам Санд, хоть и аристократка по происхождению, а по сути дела – парвеню. Этих людей разделяет бездна противоречий… (Ежи Брошкевич, Образ любви). Чёртово солнце. Какой то год аномалий. На языке лжи и хитрости невозможно разговаривать, если ты воспитан иначе. Ну, вымрем мы, пожилые, а нынешние зато поедят друг друга… Другого языка, кроме денег, теперь не понимают. Лицо – это характер человека. Лицо может излучать доброту, и наоборот. Людей без недостатков нет, в том числе и великих. Так что Ленин, бесспорно, был гением, гением мысли и практики. Сталин – гений зла, был тоже далеко не прост, хотя и в сапогах ходил… В России всегда всё зависело от власти, причём, от того, кто народом помыкал. Хотя, и это естественно, движущей силой всегда был народ. 82-летний еврей Хомский (крупнейший лингвист, гражданин США – В. Л.) называет себя сионистом, хоть и отрицает необходимость существования еврейского национального государства. («Иерархию» не учли. ЕС, №18, 2010). Какие вообще доводы могут быть у этого маразматика? Почему могут быть национальные государства у других народов, представители которых тоже имеют диаспоры в других странах? Армяне, украинцы, мексиканцы, и т. д. Могучесть России всегда выражалось в беспримерном терпении её народа. Безмерный по униженности и терпению народ. Деваться ему было некуда. Погромщики - всегда одной масти. Они, фактически, не имеют национальности. Островки человеческой порядочности в России есть, но они тонут в море беспринципности, произвола и грязи.
1.Князь Адам положил руки на стол – старческие руки с синими жилами и припухшими суставами. 2.Но так как у неё (Жорж Санд – В.Л.) нет ни на грош таланта рассказчика, то всё, что она говорит, кажется нелепым и очень неуклюжим. Попросту скучно. 3.Зато Жорж покорила его (Шопена – В.Л.) силой своих чувств. И только позднее он понял, что великую любовь…сжигает её собственное величие. (Ежи Брошкевич, Образ любви). Москва – один из самых «злых» городов мира. А по тяжести жизни в ней – на одном из первых мест. Не хочется выходить, дабы не видеть этих людей… Если бы можно было летать поверх окружающих. Какой бы это был настоящий воздух свободы. Страх смерти сильнее жизни. Смерть, наверное, можно отодвинуть, но избежать её, нельзя. Лучше поесть, чтобы иметь силы молиться, чем молиться, думая о еде (Ребе Цемах Цедек, третий Любавичский ребе). (ЕС, №17, 2010). Риск далеко не всегда оправдан. В первую очередь учитывать физические возможности, то есть самочувствие. Факторы риска: сильный ветер, пониженное содержание кислорода в воздухе, переизбыток солнца, перепады атмосферного давления, сильный холод, осадки, повышенная влажность, резкий перепад погодных температур. Учитывать, таким образом, опасности дальних поездок по городу, так будет безопаснее. Каждый день у меня – «буря в стакане воды». Мало негатива вокруг, так он ещё и порождается в моей душе. …надо только понять, что даже маленькие недостатки великих людей возрастают вместе с их величием. Надо также быть снисходительным к великим недостаткам великих людей. (Ежи Брошкевич, Образ любви). Не хочется думать о том, что, в какой-то момент, всё окончится. Но это ведь неизбежно, хотя и думать, просто страшно. Всякая жизнь, это – течение времени, и не более того. У меня всё – к сердцу, и через сердце. Спокойным я не могу быть, спокойно я не могу жить. России очень надо помочь, притом, как никогда, иначе она погибнет. И Запад об этом знает, но Запад равнодушен к ней. Россия, этот колосс на глиняных ногах, может только грозить. На большее она неспособна. Это – не бывший СССР, а просто большой оторвавшийся клок от него. В кои веки собаки проживали в человеческих квартирах? Нонсенс, глупость, недоразвитость, маразм. В домах должны жить люди, а не собаки. В деревне – другое дело. Хозяев собак не за что уважать. Раз дружит хозяин с собакой, значит, одного поля ягоды. Зверь – не человек, всегда опасен. Жорж давно уже порывала с официальной религией и с её догмами и грузом смехотворных обрядов. Однако место религии должна была занять новая философская страсть. Одновременно с ростом литературной славы…приходило сознание, что талант должен опираться на философию, и чем сильнее эта философия овладеет умом и чувством художника, тем с большей полнотой художник сможет себя выразить. Религия учила её мерить дела человеческие мерой дел слишком наивных или совсем нечеловеческих. Значит, нужно было заменить воображаемое добро и зло подлинным добром и злом, царствие небесное – тем царством, в котором она жила; нужно было заменить морали и правосудие, рекомендованные богом, моралью и правосудием, которые установлены людьми. (Ежи Брошкевич, Образ любви). Интеллигентный человек и собака – вещи несовместные. Наличие собаки в доме – свидетельство простоватости или зловредности хозяйского ума. Хозяин с собакой – глупость безмерная. Григорий Соломонович Зингер был человеком большой души. Суррогатное изобилие – натуральная туфта. Спору нет, главное в человеке – его душа. Душа есть, значит это добрый человек. Нет души – злой, бездушный. Широта души – доброта. Узость души – скаредность. Великодушие – всепобеждающая черта. Великодушие, это – подлинная человечность. Интеллигентность – это высокое в человеке. Простота и наивность – простительны и терпимы. Выслушать человека, значит проявить уважение к нему. Внимание – вещь великая, внимание сродни заботе. 1.Весна и осень – прекраснейшие времена года. И, однако, они давно уже научили… опасаться их и не доверять их красоте. Весной и осенью чаще всего умирают. 2.Посторонних можно обмануть. Но до поры до времени. Каждый обманщик встретит своего разоблачителя. (Ежи Брошкевич, Образ любви). Отзывчивость это и есть доброта. Один идиот – это полбеды, скопище их – катастрофа! Прощать зло нельзя, не по-христиански. Проходить мимо него, значит потакать ему. Кивать в сторону бога, значит снимать с себя ответственность. Носить крестик на груди – фальшь, ложь, лицемерие и фарисейство. Ношение крестика – показушная, то есть фальшивая религиозность, не имеющая ничего общего с подлинной. Крестик на шее – уже характеристика женщины, конечно, фальшивой. Это – предмет её туалета, мода, притом унижающая религию, богохульная. И такая же ничтожная деталь, как сигарета во рту… От таких подальше, общего языка с ними не может быть. Один только Мицкевич – человек с великим и суровым сердцем – может…позволить делать замечания и высказывать суждения… Суровость Мицкевича объясняется именно его величием, и если он говорит в глаза пусть даже самую горькую правду, никому не удаётся её опровергнуть, никто не сумеет вежливо и ловко от неё уклониться. (Ежи Брошкевич, Образ любви). Признаки веры не могут быть показушными, то есть обозреваемыми. Это – не перстень, и даже не кольцо на руке. Перстень у мужчины – характеристика обывателя с большой буквы, а точнее – мрази человеческой. Такой человек живёт исключительно инстинктами, потребитель и материалист в худшем смысле этого слова. Женственность в женщине – это почти всё, не женственность – свара и конфликтность. Нечуткость – это бессердечие, а бессердечие – душевная подлость. Душевная подлость – одно из проявлений человеческой низости. Преемственность власти в России не есть генерация, а дегенерация. Какое созвездие и соцветие «ярких имён»: Ельцины, Собчаки, Путины, Матвиенки…Идеологи и практики реставрации капитализма. Чубайсо – Гайдары, или наоборот. От утопии - к эрзац–жизни для других. Если в чём-то находишь, то в другом обязательно часто теряешь. Это – аксиома. 1.-Израиль обеспечивает полную свободу и свободный доступ ко всем святым местам трёх религий. Разделение города не вернётся никогда – мы продолжим строить, планировать, развивать и творить в Иерусалиме. 2. Связь евреев с Иерусалимом необыкновенно сильна и превосходит связь любого другого народа со своей столицей. (Беньямин Нетаньяху, «Дорогая моя столица…», ЕС, №18, 2010). Какой горячий май. Причиной всему плохому – сверх грязный воздух в Москве. Эта нечистота пришла с 2000–х годов. Палёный воздух – проклятье этого города. Просто нечем дышать. Цинизм – характеристика слабого человека. Всё пожирающее наглое солнце. Чем накормил страну Гайдар? Импортом и спекуляцией… Хуже всего он (Шопен – В. Л.) чувствует себя с приближением весны. В последнее время у него появилась новая привычка: он разговаривает вслух сам с собой. Ведь он не хочет и не может пожаловаться ни слуге,…ни Жорж… (Ежи Брошкевич, Образ любви). Ассимиляция – дело добровольное. Кто-то ассимилируется, а кто-то нет. Смотря, кем кто себя позиционирует. Но мне кажется, что яркие цветы национальных особенностей только обогащают мировую культуру и быт, а не наоборот. Космополитизм не исключает национальных истоков, а делает их частицей мировой цивилизации. Национальные особенности нужно сохранять, но не выпячивать их и не противопоставлять. Тогда лишь только возможен симбиоз, притом слияние подлинное. Я – за сохранение национальных особенностей, сложившихся исторически, и я думаю, что это правильно. Человек не должен только брать от жизни, а обязательно что-то давать. Только берёт «иждивенец», в том числе и, главным образом, ворующий и продолжающий воровать. Таких в России сейчас большинство, причём на всех уровнях. Их приучила, к такому роду «деятельности», реакционная и криминальная власть, прошлое и настоящее которых - явно уголовное. Лучших людей в такой власти быть не может. Их не примут, и они элементарно в такой власти не приживутся. Кого ты в этой власти не назови, это – не человек, за очень редким исключением, и только потому, что исключения из правил всё же бывают. Совсем иная беда – да, иная беда – доставляет ему ничем неутолимую боль и внушает непреодолимый страх. И это его беда так жестоко ускоряет бег времени, а в неотвратимости бега времени скрыта самая страшная угроза. «Где опера?» - спрашивают друзья,… а у него не хватает сил на ноктюрн, на простую мазурку. …его рукам и мыслям не хватает сил, чтобы создать восьмитактную фразу. Ведь болезнь страшна не тем, что она останавливает дыхание,… Страшны её губительные последствия, которые коверкают мысль и истощают воображение, не позволяют мысли и воображению подняться над собственной слабостью. (Это – о Шопене - В.Л.) (Ежи Брошкевич, Образ любви). За компьютером работать я не могу, а только переносить в него то, что написано на бумаге ручкой. Поправлять текст, набранный на компьютере – это уже другое дело, и это необходимо. Это и есть уже творческая работа. Когда пишут, что низкие цены, то это – неправда, то есть туфта, так как вы не знаете настоящей цены товара или услуги. Последнее понятие отвратно по своей сути, ибо делается не по доброй воле, а за деньги. То есть не по доброму намерению или желанию вам помочь, а за вознаграждение, мягко говоря. Разговоры вслух с самим собой – верный признак одиночества. Жизнь не перехитрить. Вседозволенность позволяет всем, кому не лень, хотеть всё, и желать быть тем, на что способностей у них нет. «Посади свинью за стол, она и ноги - на стол». Страна, в которой, если хочешь быть военным юристом, то покупается диплом. И это делается легально и открыто. У такой страны, с такими нравами, нет завтрашнего дня. И завтрашнего дня у неё, рано или поздно, но и никогда не будет. Страна приспособленцев в наихудшем варианте. Там, где нет любви к труду, просто, без вознаграждения, толку никогда ни в чём не будет. Время, своим быстрым течением, вчера помогло преодолеть тоску. Я никогда не умел ухаживать, а теперь это вообще исключено. Я мечтал всегда о женщине, которая пойдёт за мной. А добиваться - всегда пустая затея. То есть склонять человека к тебе насильно? Какая чепуха. Этого мне никогда не удавалось! Выбирает всё-таки женщина, если она захочет. Россия – страна, ничего не производящая, а только потребляющая. Одними призывами ничего не изменить. Поставил на окна в лоджиях солнцезащитные шторы из фольги, и больше меня сучье солнце доставать не будет. Добиваться женщины для меня уже поздновато. Да это никогда и не бывает продуктивным. Православие всегда у меня вызывала настороженное отношение своим, заложенным в самом названии, воинственно-экстремистским душком. А это лицемерное ношение крестиков на груди, стало фальшивой модой, не украшающей саму конфессию. Так я и поверю беспутным девкам… Насколько католики и протестанты скромнее… Пока человек жив, он обязан бороться, искать и находить смысл во всём. В этом – истина. В Ноан в том году поехали в мае. Впечатление было такое, будто лето захватило весну врасплох. Всю местность придавила удушливая, знойная тишина. Деревья стоят неподвижно, даже ветки не шелохнутся, не шелестит листва. Придорожные луга покрыты слоем пыли,… а земля приобрела цвет камня, и кажется, будто всё кругом каменное: белое небо, серая трава, неподвижные деревья и повисшая в воздухе птица. (Ежи Брошкевич, Образ любви). Идут три писюхи. Слышу обрывки разговора: машина, квартира… Господи, чем жить-то они будут? В будущем, я имею ввиду. Цены на овощи и фрукты, которые зашкаливают за 100 руб. один килограмм уже не рыночные, а спекулятивные. 2-я половина дня, как правило, разбита из-за усталости. Врёшь тоска, я тебя заставлю отступить, конечно, своей работой. Женщины, которые встречаются на моём пути, имеет детей и внуков. Это – всегда помеха, ибо рано или поздно либо сами они, либо их дети, разобьют любой семейный союз. Перспектив нет с ними, как бы я ни старался… Они меня всё равно бросят. Так уже не раз бывало в моей жизни. 1.Как бешено мчится, как спешит время. 2. Болезнь, слабость, усталость – всё между собой связывается, всё переплетается, хуже и не придумаешь. Всё обращается против него. Он не может писать – не хватает времени, решимости, не хватает сил для упорной борьбы со своей слабостью. Слишком быстро он устаёт. Слишком утомляют его бесплодные, бессонные ночи. (Это – о Шопене – В.Л.) (Ежи Брошкевич, Образ любви). (Это всё целиком относится ко мне, к моему бытию уже второй год).
Я никакой женщине не могу диктовать своих условий, как и вообще другому человеку. Но, несмотря на то, что люди так разнятся друг от друга, всё равно мне не на кого надеяться. Каждый поступает так, как ему выгодно, и как он считает нужным. А то, что у меня нет родных, так время очень безжалостно оказалось и для них, и для меня. Я остался навеки один на свете. Жорж ничего не понимает, ничего не хочет знать. Она прежде всего мать. Морис теперь стал самым близким ей человеком на свете – по крайней мере так она заявила. Поэтому она всегда заступается за Мориса, прав он или нет. (Все эти строки Ежи Брошкевича очень ярко проливают свет и на мои проблемы, которых мне не решить, вследствие таких же, подобных обстоятельств – В. Л.). (Ежи Брошкевич, Образ любви). Вера у Людмилы не потому, что она верит изначально, а как необходимость веровать для избавления от неблагополучия. Редакция Муджеллини баховского «Хорошо темперированного клавира» яснее и выразительнее по фактуре и голосоведению, нежели редакция Черни, которая несколько перегружена фиоритурами и мелизмами. Редакция Муджеллини оставляет впечатление более певучей, и это определённо. Итак, растёт одиночество. Оно непохоже на одиночество первых парижских месяцев. Тогда Фридерик знал… и то, что в конце концов он его победит. Теперешнее одиночество напоминает тень огромных туч, встающих из-за горизонта, - туч, за которыми нет ни солнца, ни даже надежды на солнце. Ему всё труднее находить общий язык с Жорж. Она не понимает, что с ним происходит. Она слишком сильная и здоровая и совсем потонула в своём писании. Её раздражают стычки Фридерика с Морисом… В довершение ко всему Жорж теперь поглощена…замужеством Соланж и карьерой Мориса. (Ежи Брошкевич, Образ любви). Вызывать «любовь» подарками, это, значит, подменять эмоциональное материальным. Ныне живут поколения, взращённые на презрении к пожилому возрасту. Низкие потолки и коридоры без окон (о кондиционерах и речи нет) опять играют со мной злую шутку. Элементарное отсутствие воздуха вызывает у меня сердечный приступ… 1.Между тем как раз теперь, когда эта в основе своей несчастливая связь… 2…что остаётся – это сознание своего одиночества. То чувство осиротелости, которое появляется у человека ещё до того, как оно стало фактом, и приводит к тому, что люди действительно начинают тебя сторониться… (Ежи Брошкевич, Образ любви). У моего давнего друга–приятеля начинает, вследствие старости, его генетическая деревенская грубость, которой прежде, в более молодом возрасте, заметна не была. Я, к сожалению, так устроен, что мелочи у меня раздуваются до невероятных размеров. И очень трудно избавляться от беспокоящих меня мыслей. Я всегда чрезвычайно внимательно отношусь к телефонным звонкам ко мне, чего не скажешь о тех, кому звоню, ибо эти недоумки, чувствуя мою потребность в звонке к ним, конечно по причине невыносимого одиночества, без веской на то видимой причины, ну просто оскорбительно порой бросают трубку, не договорив. Более я к ним звонить не буду, ибо эта в полном смысле слова сволочь, отыгрывается на мне. Они считают, что я такой же маленький, как и они. И это случается неоднократно. Пора опомниться, и взяв себя в руки, перестать к ним звонить. В каждом человеке можно найти что-то хорошее. Я вообще хорошо отношусь к людям. До тех пор, пока не обнаруживаю, что они мерзавцы. Тогда я, естественно, меняю к ним отношение и заношу их в свой «чёрный список». (Белла Езерская, «Газета – моё призвание, моя любовь». ЕС, №18, 2010). Выводы я делаю, но по свежим следам, и они меня, видимо, мало учат, так как спустя некоторое время «наступаю на те же грабли». Из некорректного тона по отношению ко мне по телефону вывод один – во мне нет нужды. Чёрт побери, ведь вроде в одном ты успокаиваешься, так начинается тревога по поводу другого. Супер одиночество заставляет меня уже не раз совершать опрометчивые поступки. Я звоню людям, которые садятся мне на голову. Я же давал себе зарок им не звонить. Но получаю традиционно в ответ грубость. Что значит, когда эта мелюзга чувствует, что ты от неё начинаешь зависеть… …немецкий музыкальный критик Э.Ганслик поднял насмех ранние сочинения Чайковского, то в дальнейшем он принуждён был признать силу его дарования. Пророчества Стасова, что большинство симфоний, сюит, концертов и квартетов Чайковского обречено на неуспех, и Кюи, что «Евгений Онегин» - «произведение мёртворождённое, безусловно несостоятельное и слабое», давно уже обнаружили всю свою несостоятельность. (А. Будяковский. П. И. Чайковский. Ленинград – 1935).
Это совершенно моё точное наблюдение. Те, кто по способностям и статусу были всегда ниже меня, теперь подняли голову, и совершенно не считаются с тобой. Они теперь убеждены, что мы – ровня, и можно говорить мне всё, что им захочется, не считаясь ни с достоинством моим, ни с самолюбием. Эти люди места своего не знают. Чтобы жить, надо иметь немалые силы и здоровье. Народ в малых городах и весях очень примитивен. Наверно это естественно, ибо гораздо меньше есть, с кого можно брать пример, и кому можно подражать. А о 6-й симфонии Чайковского он (Ленин – В.Л.) дал в письме к М. Ульяновой такой отзыв: «недавно были первый раз за эту зиму в хорошем концерте и остались очень довольны – особенно последней симфонией Чайковского. (В. И. Ленин, «Письма к родным». 1894-1917). Наверно все женщины с изъянами, но мне попадаются какие-то особенные. Людмила каждый раз проговаривается. Надежда всё время обещает, кивает на, якобы, испорченный телефон, но голос её я слышу прекрасно. Джульетта готова на любого, лишь бы мужчина, а, значит, не то, что постоянства, характера у неё нет. …Чайковский колеблется в своих настроениях. То ему кажется, что «жить можно только в России» («как бы я ни наслаждался Италией… - пишет он, - всё-таки я остаюсь и навеки останусь верен России»), то он чувствует, что Россия его гнетёт («Да, если бы я оставался в Москве, я бы с тоски сгинул» - пишет он в другом месте), и с радостью восклицает: «Господи! Какое счастье быть вне отечества; только переехавши границу, я вздохнул свободно и почувствовал себя свободным, счастливым и покойным». …»хочу, во чтобы то ни стало, быть хоть где-нибудь у себя дома», «…с этой зимы я серьёзно хочу начать откладывать и, может быть, хоть стариком настоящим, а всё-таки буду помещиком», - то он отмечает у себя в дневнике: «Я нигде себя так скверно не чувствую, как дома»… (А. Будяковский. П. И. Чайковский. Ленинград – 1935). Если есть ещё силы, упав, подняться, и идти на борьбу, как советует Хафиз в своём стихе - другое дело. А если у тебя сил уже нет, как в моём случае, то от активной борьбы надо отказаться, и уйти в сторону, дабы не упасть совсем, без возможности хоть как-нибудь подняться. 1.А болезненная нервозность Чайковского (пусть наследственная), его надломленность, безудержная тоска, когда для неё совершенно нет повода, которая доводила его подчас до стремления к небытию, и в то же время постоянная жажда жизни и страх смерти… 2.»Жалеть прошедшее, надеяться на будущее и никогда не удовлетворяться настоящим – вот моя жизнь» - говорил Чайковский. (А. Будяковский. П. И. Чайковский. Ленинград – 1935). В природе только крайности, середины нет. Либо палит немилосердно солнце, либо льёт дождь, притом целый день. И холодно. Наверно это естественно. Великий человек, как правило, находит не менее великую подругу, и наоборот. Дон – Аминадо, это – литературный псевдоним малоизвестного поэта русского зарубежья Аминодава Пейсаховича Шполянского. Начиная с мая месяца, тоска прочно обосновалась в моём сердце, причём, обязательно во второй половине дня. Я живу назойливо, упрямо, Я хочу ровесников пережить. Мне бы только снова встретиться с мамой, О судьбе своей поговорить. ……………………………….. ………………………………... Стал я спокойнее и мудрее, Стало меньше тоски. Всё-таки предки мои, евреи, Были умные старики. Вечером побредёшь к соседу, Деревья в тумане и звёзд не счесть… Вряд ли на фронте так ждут победы, С таким вожделеньем, как здесь. Нет ответа на телеграммы, Я в чужих заплутался краях. Где ты мама, тихая мама, Добрая мама моя?! Всеволод Багрицкий (1922 – 1942), г. Чистополь, 1941. Оказывается безвоздушное пространство во вселенной, это – не вакуум в истинном смысле этого слова, как я писал прежде, а тоже материя, но только совсем иного рода, нежели земная. Животное существование людей окончательно победило интеллектуальное. Я полагаю, что поведение людей, их теперь нравы и интересы находятся в прямой зависимости от глобальных изменений климата, то есть прямо пропорциональны резким колебаниям погодных температур.
Да пропади оно всё пропадом! Никому ничего не нужно: ни моя музыка, ни изданные сочинения, ни моя проза, а тем более дневники. Жизнь уже давно потеряла свой подлинный и глубинный смысл. Вопрос, насколько деструктивен для здоровья столь сильный болевой приступ. Он же может нанести, в конечном счёте, сильнейший удар по сердцу. А я, к сожалению, этот приступ ничем не могу снять. Что такое тихоня? Да вспомните поведение Владимира Владимировича Путина во время утверждения его, по указке Ельцина, на пост президента России в Государственной думе. Извечное российское зло перешло в гипертрофированное, уродливое зло настоящего времени. Вырождение полное, и уже ничем не остановимое… В Париже Фридерика снова мучит одиночество. Огромный город. Великолепие его богатства и его потрясающая нищета, его гигантские размеры, шум, движение только усиливают чувство одиночества. Никто тут не узнает ни о твоей беде, ни о твоей удаче. Никого не интересует, как ты живёшь, ещё дышишь или уже умер. (Ежи Брошкевич, Образ любви). (Словно сказано о сегодняшней Москве, и о моей жизни в ней, жизни такой убогой внешне и скучно–тоскливой внутренне). Не день предпринимателя, а День вора в России. Когда общение на людях, то человека не узнаешь. Другое дело говорить с ним лично, наедине, или по телефону. Обижаться на погоду бесполезно. Вылезаю из одной тревоги, в тот же день влезаю в другую. Погоды невообразимые. Земля спятила с ума. Не только я один виноват, что мне очень плохо дышится. 1.Не надо, однако, думать, что победа в одном сражении определяет исход войны. 2…мудрый, как сова, и похожий на старую наседку… (Ежи брошкевич, Образ любви). В 2007 году у меня, после операции хирургической катаракты, стало болеть тело, а точнее позвоночник и левая рука. Я посчитал это следствием анестезии. И сделался вообще плохо пригодным к движению уже третий год подряд. Человек с медицинским образованием на мои подозрения ответил утвердительно. У нас в башке есть гипофиз и гипоталамус, сосредотачивающий центры всей иммунной системы жизнедеятельности тела. В них – ключ от многих жизненных функций нашего организма. И только тронь их, как посыплется всё. Словно обветшавшая крыша, таящая под собой многолетний кров, или ржавая труба, прогнившая в большинстве своих мест. Тоже случилось и со мной. Всё стало болеть, так как «где тонко, там и рвётся». Глаза поправил, но нарушилась вся остальная жизнедеятельность организма. Это отнюдь не приметы, это уже зримые признаки старости. 1.А рассудительный романтический соблазнитель тем чаще повторял женщине, что никогда её не разлюбит, чем чаще ему приходило в голову, что она ему надоела. 2. Он понял, что пришёл к Шопену в особенно трудный день, в один из таких дней, когда больные не верят даже в наступление весны, когда вместе с сумерками приходит к ним мысль о смерти. 3. Вино оттачивает ум, помогает принимать быстрые решения. (Ежи Брошкевич, Образ любви). Опасность летом для меня душных замкнутых помещений, галерей и коридоров с низкими потолками. Из-за сердечной недостаточности я начинаю задыхаться. Бесконечный строительно–перестроечный «зуд» в квартирах заставляет верить в то, что эти болваны думают, что они никогда не умрут, то есть будут жить вечно. Такой алчности быта я за всю свою жизнь никогда и нигде не встречал. При низком атмосферном давлении появляется ноющая боль в позвоночнике. Очень сильно влияние луны на физическое состояние тела. Нынешняя власть культивировала в этом народе наиподлейшие человеческие черты, нарушающие главные заповеди Христа: «не убий», «не укради» и «возлюби ближнего своего…». Всё это для них ничто. Подлинно безбожный и разбойный народ. В нынешней России торжествует во всём абсолютное зло. Негодяи есть везде, но вопрос состоит в том, где их больше. Думаю, что в Москве. Поймал себя за руку, правда, на миг, что боялся чужого успеха. Значит, проснулась зависть к чужой возможной публикации в журнале «Знамя». Всё, или ничего, но так нельзя. Так никогда нельзя, при любых обстоятельствах. Такой максимализм возможен только по отношению к самому себе, но никак не к извне. Чайковский задумался над своим призванием. …что ему делать дальше? Вести ли спокойную обеспеченную жизнь, оставаясь плохим чиновником… или пойти тернистым, но много обещающим ему путём профессионала–музыканта. …но Чайковского ещё долгое время смущало одно обстоятельство – сомнение в своей силе воли и нужной для профессионала дисциплине. Упорно лелеял он свою мечту…пока…не получил нужного стимула извне. Это было открытие Петербургской консерватории. Чайковский сделался её учеником и с жаром набросился на учёбу; он работал дни и ночи напролёт… (А. Будяковский. П. И. Чайковский. Ленинград – 1935). В России оловянный народ. Нет, есть, безусловно, и я уже об этом писал, островки доброты. Но они тонут в море болотной грязи. Мгновениями волны ненависти затопляют меня. Таких приливов я прежде за собой не замечал. Не уступают место в общественном транспорте, так как отсутствует чувство долга, или неловкости перед пожилым. Если совесть не подсказывает, как правильно поступать, значит, совести нет. Если совести нет, то её и никогда не будет. Масштаб преступления ельцинского термидора несоизмерим. Сломать жизнь другим, значит, этих, других, уничтожить. Давать аванс на лучшую жизнь, там, за гробом, взамен страданий в земной, не только бессовестно, но и анти морально. 1.День кончился. Проходили минуты, часы. Комната утонула в глубокой тени, как в тумане. Никто не заглянул в неё. Дом молчал – даже с улицы не доносился сюда шум. Зато из рояля …плыла музыка. Можно было подумать, что здесь дают большой концерт. 2.В этот момент время приостановило свой бег и сразу кончилось одиночество. Неумолимое время может обойти стороной больного, усталого человека, пронесутся мимо него человеческие дела и заботы. Но ни время, ни эти дела не уйдут от его музыки. Именно их ритм подсказывал её ритмы – содержание. (Ежи Брошкевич, Образ любви). Для власти в России законы не писаны. Они нарушают всё, что только можно, как во внутренней политике, так и во внешней. Чахотка ускорила смерть артиста, безвременно скончавшегося на тридцать девятом году жизни… Он умел с таинственной лёгкостью разрешать самые трудные задачи искусства, ибо он умел собирать полевые цветы, не стряхнув с них ни росинки, ни легчайшего пуха. И он умел своим идеальным искусством превращать их в лучистые звёзды, в метеоры, в кометы, которые светят всей Европе. (А я бы добавил, что - и всему миру. И так будет с музыкой Шопена всегда – В. Л.). (Ежи Брошкевич, Образ любви). Симптоматично, что в Кишинёве, столице нынешней Молдовы, исторически отсталой во все времена географической провинции, проводится конференция по осуждению политики «серпа и молота», то есть тоталитаризма, как будто Молдавия, находясь в составе СССР с 1939 года, исторически пострадала больше, чем остальная территория СССР. Издержки очень большие были, как и везде, в период сталинизма, но ведь единственный период подъёма, как со стороны экономической, так и культурной, падает на период существования как раз Молдавской ССР, в то время, как с 1918 по 1938, когда она была в составе королевской Румынии, это были настоящие задворки. Попав туда в 1960, я, как нигде в СССР, ощутил мелкобуржуазный дух этого вопиюще отсталого, во всех смыслах, глубоко провинциального города, сохранявшего и сохранившего, по-моему, до сих пор, явные следы местечка. Нельзя забывать, что Бессарабия есть историческая «родина» печально-знаменитого на весь мир кишинёвского погрома 1903 года. «…я должен предупредить, что не признаю в природе ни красоты, ни безобразия, ни порядка, ни хаотичности. Ибо вещи могут называться прекрасными или безобразными, упорядоченными или беспорядочными только в отношении нашего представления о них». (Б. Спиноза). Тот, который упоминает и приемлет слово «собственность», и выступает в защиту её, для меня уже не существует как личность. Подростки не смеются, а ржут, как жеребцы. Нормально, тихо, они смеяться ещё не могут. Четыре дня подряд магнитных бурь, вследствие какой-то серьёзной аномалии на солнце. Разбитость, усталость, боль в суставах. Снизить нагрузку в эти дни. Это – результат изменений в атмосферных явлениях. Уже пять месяцев невероятного напряжения организма из-за постоянной приспособляемости к аномальным изменениям погодных условий. …популяризации русского языка, который по распространённости занимает четвёртое место в мире. …на планете насчитывается более 300 миллионов русскоговорящих… (Про русскую прессу, ЕС, №19, 2010 год). Пока болтают о правах, жизнь проходит. Такой не свободы, как сейчас, не знал я в СССР. 2010 год – почти полгода катастрофических нагрузок на организм вследствие аномальных атмосферных условий. Гонять без толку мяч вовсе не значит стать футболистом. Для этого нужны способности… Дружбы между заложниками торга не бывает. Визитной карточкой любого человека должна быть честность. Имею привычку говорить по телефону лишнее, может быть потому, что некому звонить. А лишнее – совсем непотребная искренность, а значит попросту болтливость. Ведь надобно всегда заботиться о впечатлении. Ежедневно, по мере своих сил, я бегу от тоски. 1.«Язык не стареет, - говорит Артур Онеггер, - зато слишком часто выцветает мысль композитора. Изношенность словаря – это предлог, выдуманный теми, кто, не имея, что сказать обычными словами, пытается изобрести новые слова, чтобы прикрыть бедность своей творческой фантазии. Слово само по себе не имеет никакой ценности. Фраза – вот что важно. Я не верю в искусственный прогресс, не верю в движение вспять…» 2. Драма Шёнберга заключалась в том, что он использовал атонализм не из художественной необходимости, но из-за страха перед тональной системой, иначе говоря, из-за своей слабости». (В связи с этим я вспомнил, ныне покойного, композитора, Антанаса Рекашюса, из Литвы. Когда мы вместе отдыхали в Крыму, в 1981 году, я ему сказал, что очень хочу всегда сочинять музыку. Он со страхом посмотрел на меня, и я понял его загадку. Он всё выдумывал замысловатые комбинации из шумов и ритма, и это очень впечатляло. Но в то же время он не мог написать обыкновенной простой мелодии – В.Л.). _(Артур Онеггер, Я – композитор)
Вера дана не каждому. Не каждого она может удовлетворить. Люди неодинаковы. Евреи неповинны в убийстве Христа. Этого никак не могут понять бьющие челом при чтении Библии. Убить и подстрекать, это – не одно и тоже. Равно как заказчик и исполнитель. Май доказал, что мои взаимоотношения с Людмилой, которых нет – бесплодны. Я ей не нужен, и констатирую уже об этом без сожаления. Можно сохранять жизненную активность и до 70 лет. Однако мне этого не удалось. Я оказался к этому возрастному рубежу уже разбитым. У власти в России не просто монстры, а спруты. Мне кажется очень ошибочной попытка окончательного обобщения политической системы «серпа и молота». Пока ещё не видим мы, на примере России, а тем более Молдовы, другой, более эффективной политической системы государственной власти. Констатируем лишь только одно разложение во всём, которое и продолжается, и, с огромной долей вероятности, ни к чему хорошему не приведёт. Главное, не теория, а практика. А эффективной практики то нет, сколько бы не говорить о теории… 1.Догматическое применение метода Шёнберга привело к «серийной системе»…к созданию сложных пьесок, невыносимо скучных и ребяческих. Это не искусство, это - сумма приёмов: самое опасное в том, что каждый считает себя способным ими пользоваться… 2. Мысль о том, что твоё творчество каждую минуту рискует оказаться устаревшим, что для предотвращения этого, для того, чтобы не выйти из моды, необходимо опережать свою эпоху, то есть изобретать моды…представляется мне глупой и дикой. В этих условиях искусство не может существовать…» (Между прочим, Галахов, председатель СКМ, считает, что на фестивале современной музыки «Московская осень» должны звучать только сочинения, недавно написанные. А что же делать с большим количеством музыки, написанной не вчера, и нигде и никогда ещё не звучавшей? - В. Л.). (Артур Онеггер, Я – композитор). Бывают срывы, связанные с тем, что налетает на меня тоска, с которой я сразу не могу совладать, и только после я вспоминаю о рецептах: как-то быстро начать ходить по комнате, повисеть на перекладине, чтоб погасить возникший нервный шок – стресс. Вот глупый человек. Когда всё разыгралось, и я не смог сразу проконтролировать себя, я забываю, причём, в который раз, как нужно поступать… Я – свободный человек и хочу пользоваться в своём искусстве всем, что может ему служить. Я сознаю вред и тупость всех надуманных теорий. Только те произведения искусства остаются жить, которые создаются с верой и искренностью… Музыка – это искусство, которое доходит до сердца через мысль и возбуждает мысль через сердце. (Артур Онеггер, Я – композитор). Ненадёжность – самая отвратительная черта в человеке. В конце концов, хватит хоть в чём-то на кого-то надеяться. Пора уже «не думать о завтрашнем дне» (библ.). Свинья останется свиньёй, сколько бы она не била себя в грудь, пытаясь доказать обратное. Споткнувшись один раз, обязательно споткнётся во второй. Это – закон, аксиома. Природа свиньи именно такова, иначе бы она ни была свиньёй. В государстве, в котором попираются законы, никогда ничего не построить. Ну, кто же афиширует аномалии человеческой природы? Геи – это отклонение от нормы. Ну, зачем же привлекать к себе внимание ещё и демонстрациями? Это равносильно тому, чтобы кричать на каждом углу, что ты – дурак, если это и действительно так. 1.Для Надсона жизнь была только издали нарядна и красива, а порывы к радости редки. Чайковский же, даже и в эти мрачные для него годы, по-прежнему любил жизнь и жаждал наслаждения полной жизнью. 2. И даже тогда, когда «судьба» стала нещадно бить его, когда из-под ног его всё больше и больше ускользала почва, он и тогда не хотел сдавать своих позиций. В самые последние годы жизни (1891 – 1892) Чайковский начинает изучать философию Спинозы, чтобы найти в ней ответы на вопросы о душевном равновесии, чтобы найти в ней указания на то, как противостоять ударам неумолимой судьбы (!!!). (А. Будяковский, П. И. Чайковский). Алексей Миллер? Даже вид его уже вызывает антипатию… При нынешнем режиме все подонки в этой стране вылезли наружу. Это – их время. Какой-то шабаш! С предателями никогда, и ни на какие соглашения не идут. В России подлинного, настоящего труда нет. Есть только воровство, рента и взятки. Риск всегда должен быть оправдан. Без оправдания нечего рисковать. Хамовнический суд сокращённо: «Хамсуд». Я заплатил за жизнь жестоко, и продолжаю платить сверх дорогую цену. Всё чисто для чистого взора (античная формула). 1…Чайковский знал сочинения Надсона, но в своём творчестве он на них никак не откликнулся. 2.И если уж искать в русской поэзии аналогий для последнего периода творчества Чайковского, то гораздо правильнее провести её с малоизвестным русским поэтом Ратгаузом (конечно, не по масштабу их творчества…)… 3…всё же он (Ратгауз – В.Л.), подобно Чайковскому, хотел жить, хотел радоваться, но принуждён был с сожалением констатировать: «а жизнь уносится, как дым, и тает без возврата». (А. Будяковский, П. И. Чайковский). Я отказался от попытки представить на худсовет фестиваля «Московская осень» свою Пассакалью и фугу, написанную ещё в 1964 году, боясь показаться старомодным. Но я отредактировал её, то есть осовременил, и сочинение получилось настоящее. Однако я побоялся очередного отказа, невыносимого и издевательского для меня. Я, не без основания, полагаю, что ребята и мужики, которые ходят с голыми ногами, это – гермафродиты, гомосексуалисты, или геи, раз у них такие наклонности. И это - в то время, когда женщины ходят в брюках… 1.Я пишу для самого себя. 2. Знать предпочитает в театре только балет. Не стоит говорить об их художественном чувстве; они ценят лишь лошадей и танцовщиц… (Людвиг ван Бетховен). В который раз я думаю о том, или задумываюсь, что подлинная музыка – это не эксперимент, а та, что трогает человеческое сердце. С Путиным в отставку должен уйти и его народ. От того-то и тоска, что у меня не всегда хватает сил занять себя работой. Что у меня за жизнь? День взлёта, а потом обязательно последует жуткий день падения. Сейчас я так понервничал (28 мая), что просто боюсь идти лечь спать. К тому же теперь такие магнитные бури, что я вполне могу их не пережить. Я, к сожалению, такой человек, который очень редко может держать себя в руках, то есть контролировать себя, и очень часто моментально срываюсь на крик. И это - при моих столь ограниченных возможностях моего сердца?!. Вчера это произошло лишь потому, что мой оппонент весьма ошибочно ставит знак равенства между прошлым и нынешним. Это далеко, далеко совсем не так… …Талейран давно уже утратил всякую веру в правдивость человеческих слов, что все его действия, вплоть до интонации выступлений, продиктованы корыстной целью, презрением к роду человеческому, пессимизмом, лежащим в основе традиционной политики и дипломатии. (Эдуард Эррио, Жизнь Бетховена). Просто невозможно найти слушающего и слышащего тебя человека. Каждый занят только собой. Время очень ожесточило людей. Оно развратило их и сделало глухими друг к другу. Каждый хочет слышать только себя, и занят только своими мыслями. Невозможно сохранять всё время повышенный тонус. А как это было бы необходимо для того, чтобы получать удовлетворение от каждого прожитого дня. Повышенный тонус для меня это – возможность созидания. Музыка Клода Дебюсси – это восторг жизни, то есть самая солнечная музыка на свете. Настоящая музыка не может рождаться в процессе холодных и отвлечённых вычислений. Вот почему я считаю писать в наше смутной время (2-я половина 20 века – В.Л.) такую музыку, которая заставляет слушателей говорить после концерта: «я взолнован», или «эта музыка меня трогает…» (Серж Нигг, французский композитор). Прав был мой первый педагог по композиции Л. С. Гуров, который считал, что композитор должен, в первую очередь, «получить» школу, то есть академические знания. А если есть у него способности, они рано или поздно проявятся, то есть дадут о себе знать. А начинать сразу оригинальничать, не имея школы, опасно… Из-за жестокого материалистического окружения мне очень тяжко жить в России. Деньги в России заполонили собой всё. Но подменили сой главное! То есть мораль, любовь, доброту, родственные чувства, заботливость, и прочее. Примат голого расчёта во всём. Знают, что власть безнравственная, а всё равно имеют с ней дело. Бойтесь искусства, которое хочет освободить себя от человечества. Абстрактное искусство – это искусство без будущего; а для меня – и без настоящего. (Франк Мартен, швейцарский композитор). 1.Если художник задумывает сочинение с намерением, чтобы оно не нравилось слушателям, он не должен затем удивляться тому, что оно не нравится. 2. Если художник изолирует себя от публики, то и публика, в свою очередь, изолирует его от себя… (Богуслав Мартину) …к несчастью, слишком многие композиторы обращаются сегодня не к тому, что есть благородного и возвышенного в человеке, но к снобизму и к моде. (Джианкарло Менотти). Вообще-то недостатки принято скрывать. Почему геи хотят выставлять их напоказ? Мало того, что одиночество, так ещё мне, мягко говоря, так нездоровится, что хоть в петлю лезь… Не может быть постоянно состояния повышенной энергии и настроения. Организм – не машина, и даже механизм устаёт. А что уж говорить о живом теле. Жаль, конечно… Какое жуткое напряжение тела у меня в связи с часто меняющейся погодой… У неё, Людмилы, есть большое преимущество передо мной. У неё есть сын, и есть родственники. В то время, как у меня вообще никого нет…
1.Я не являюсь композитором «модернистом…». Хотя я всегда без предубеждений относился к новым идеям в музыке… тем не менее я никогда не пытался опровергать установленные законы гармонии и композиции. Наоборот, я искал вдохновения в творчестве великих мастеров… и моя музыка в своей основе опирается на традиции прошлого и вырастает из них… 2. Великая музыка, я убеждён в этом, всегда идёт от сердца. Музыка созданная только путём приложения техники, не стоит бумаги, на которой она написана. 3.Их музыка – продукт интеллекта, но не души. (Морис Равель, 1933 год).
Время идёт, и музыкальный язык, безусловно, обогащается и усложняется, но средства музыкального выражения не должны доходить до абсурда. А это значит, что нельзя отрицать значения эмоции, то есть того, что должно слушателя волновать. Если нет душевного отклика, не может быть и подлинного искусства. Это – закон. Всё остальное есть демонстрация техники, не более, то есть эксперименты. Но если они, поиски, плодотворны с точки зрения художественного выражения, то почему же нет, пожалуйста. Значит дело в способностях, в таланте, а не в ремесле. Не надо подменять подлинное творчество, которое должно исходить из сердца, выхолощенностью. То есть тем, чем занимается подавляющее большинство, не имея, действительно, что сказать в музыке. 1.Согласно моим убеждениям, музыка должна быть прежде всего эмоциональной, а потом уже интеллектуальной. 2…их музыка не имеет сердца, не имеет чувства. 3…он должен глубоко прочувствовать то, что он сочиняет… (Морис Равель, 1933). Как пережить очередную ночь, ночь мучений для меня. Можно лежать, но лежать, когда болит, очень и очень трудно, и порою просто невозможно. Добро бы можно было что-то делать в это время. Но ночью сил никаких нет, так спать хочется… Остаток моей жизни оказался плохо устроен. Он требует очень больших усилий в борьбе за выживание. Бог не есть для меня опора, и в этом нет ничего предосудительного. Даже если бы я и был верующий, то, убеждён, что все проблемы всё равно пришлось бы решать мне самому, и никакой бог не помог бы мне. В этом никаких у меня сомнений нет. А во что, собственно верить, в чудеса? Со мной они никогда не случались. Что касается до человеческой души, то и её я тоже рассматриваю как часть природы, ибо я признаю, что в мире существует бесконечная способность мышления, которая, в силу своей бесконечности, объемлет всю природу и отдельные мысли которой развёртываются в том же порядке, как сама природа, то есть как объект этого мышления. (П. И. Чайковский). Никогда я не затрачивал столько усилий, чтобы жить, как сейчас. Недостаток объективности в суждениях свидетельствует об ограниченности ума. В основе конфликтности как раз и лежит необъективность. Зависимость человека от кого-то или чего-то есть проявление его слабости. Защищённость, это преимущество тела и духа. Защищённость объясняет нам и независимость духа. Зависимость духа от состояния плоти («В здоровом теле – здоровый дух»). То есть дух и плоть нераздельны. Человеческое бытие тогда содержательно, когда наличествуют и цели и есть ясность путей их выполнения. Наслаждение жизнью и есть её удовлетворённость. Удовлетворённость жизнью определяется достижением целей. Содержательность жизни определяется движением к достижению целей. Цена жизни заключена в усилиях по её совершенству. Содержательность жизни заключена в возможностях познания её. Яркость ощущений находится в прямой зависимости от восприятия, которое и рождает полноту души. Переживания сверх меры могут быть и находиться в прямой зависимости от окружающей действительности. Бедность, когда она не принижает нравственное достоинство, придаёт детскому характеру благородные черты серьёзности и сосредоточенности. (Эдуард Эррио, Жизнь Бетховена). Антисемиты – «миротворцы» всех мастей будут скопом осуждать Израиль за предотвращение попытки прорыва сектора Газы с целью доставки туда гуманитарного груза для палестинцев. Пора тупоумным во всём мире, наконец, понять, что никому, ни под каким предлогом, нельзя нарушать границы суверенного государства. Это противоречит международным законам. Израиль предупреждал. Предупреждение выполнено не было. Не надо заниматься заведомо неправым и не правовым делом, и обвинять Израиль. Надо осудить провокаторов этой стычки и заказчиков этой «операции». Такого рода «решения» проблем «мира» на Ближнем Востоке делу не помогут, причём, никогда. Израиль поступил законно. Я бы лично не выпустил ни одного из провокаторов вообще на волю… Боже! Сколько терпения у демонстрантов в защиту 31-й статьи конституции. Доставка гуманитарных грузов для любых территорий, без ведома и разрешения властей страны, в составе которой находятся данные территории - полный абсурд. Это - элементарная провокация, с целью вызвать международный скандал. Лайте, собаки! Вам ничего и никогда не поможет. Даже ваш бог… …Музыка, прежде всего, - самовыражение; - иначе она – фальшь… Композитор должен быть правдив по отношению к самому себе, и тогда никто не обнаружит в нём фальши… (Воан Уильямс, английский композитор). Турция - не бог весть кто на международной арене, всячески очень опасно «заигрывает» с Израилем уже не в первый раз. Её невдомёк, что, кого бы она, Турция, не поддерживала, Израиль в состоянии себя защитить. Острота переживания сверх меры может порождать слабость и физическое недомогание. Оно может порождаться большой зависимостью от окружающей действительности. Два пути снятия нервного напряжения, то есть стресса: Физический (движение), и психологический (поделиться впечатлением с другим лицом, либо перенос впечатлений на бумагу, то есть фиксация их)._ В последнем случае – необходимость правки, то есть возможности сортировать данный материал с точки зрения его новизны и качества, что знаменует собой уже творческий подход к изложенному материалу. В этом случае рождается дневник. Чем ярче впечатление, тем вероятнее рождение творческих импульсов. Стремление к яркости восприятие порождает творческий продукт, то есть произведение искусства. Организация труда есть разумное распределение времени. Без дисциплины нет творчества. Это – старая истина. Разумная организация времени есть залог благополучного бытия. Качество жизни зависит от разумного с точки зрения времени наполненности бытия. Всё в творчестве отныне знаменитого музыканта – это движение вперёд, медленное созревание; его гений развивается согласно тем же законам природы, законам жизни, что и распускающийся цветок, растущее дерево. (Эдуард Эррио, Жизнь Бетховена).
Полнота бытия это есть осознанная занятость. 1…все молодые композиторы стремятся быть оригинальными. Они порою склонны пренебрегать традициями, в которых были воспитаны. Это вполне естественно и закономерно. 2…не стремитесь во что бы то ни стало к оригинальности, - она придёт сама по себе, если заложена в вашей натуре. (Воан Уильямс) (Приходится всё вновь и вновь открывать для себя старые истины – В.Л.)
Необходимо всегда следовать разумным правилам, вне зависимости от окончательных результатов. Необходимость выполнения обязательных условий – залог достижений желаемого. Главное в победе над временем и тоской, неукоснительное движение вперёд и уверенность или убеждённость в нём. Не расслабляться, а упорно следовать избранному поведению. Ясность и определённость поведения – залог осмысленности и преуспеяния. Учитывать всегда возможности реализации планов. Планирование – осознанная необходимость, равно как и отделение зёрен от плевел. Занятость всегда должна определять линию поведения. Неукоснительное выполнение плана на каждый день. Погрешность в организации своего времени есть шаг назад, серьёзно ослабляющий дух. Без уверенности в правоте избранного движения (пути), не будет прогресса в достижении желаемого. Он то плачет, то смеётся, но, преодолевая волнения и слабости, находит оплот в своей любви к искусству. Ради искусства он решил пожертвовать всем. Итак, мы убедились в присутствие гения… (Эдуард Эррио, Жизнь Бетховена). (Я – не Бетховен, но жертвовал ради сочинения музыки всем _ В.Л.). Осознание возможностей достижения целей, и, в связи с этим, разумное выполнение поставленной задачи с учётом физических возможностей тела. Спокойное восприятие убедительнее эмоционального. Последнее может породить стресс, так как может создавать препятствия на пути восприятия. Серьёзный и тщательный анализ линии поведения в связи с эмоциональным восприятием того или иного факта. Быть максимально готовым, вернее учитывать возможности неуспеха, дабы искать возможность других путей. Соединение полезного с приятным, и необходимым. Избегать пустот в бытии. Избегать заведомо отрицательных эмоций и деструктивного влияния на дух и плоть Этого, к сожалению, избегать не удаётся.. Главное – в осознании возможностей плоти. Всё внимание на этом, то есть полная концентрация на главном. Обязательный просмотр литературы с подключением, по возможности, библиотек, что сейчас, вернее, на данный момент затрудненно ограничением физической активности. В отношении Людмилы нужно уже, наконец, расстаться с иллюзиями. Звонков она от меня не ждёт. Искать другие формы занятости, главным образом двигательных. Деятельной жизни к нынешнему времени я не сохранил. Но вырываться как-то из клетки надо. Это заточение просто невыносимо. Глава…»Хамас» в секторе Газа Исмаил Хания призвал генсека ООН Пан Ги Муна вступиться за «флотилию свободы» и обеспечить катерам проход к сектору Газы. Ранее власти Израиля объявили, что не допустят подхода катеров к берегу. (Флотилия провокаторов, ЕС, №20, 2010).
Повышенное внимание к результативным упражнениям. Какое это счастье проснуться утром без боли. Сегодня у меня было ну просто редкое желание немного полежать. Ещё раз себе напоминаю: ценить хотя бы миг хорошего самочувствия.
Жизненные обстоятельства бывают сильнее желаний. Человеческие контакты зависят не только от общения, но и от обстоятельств. Быть кому-то нужным – великая, но крайне редкая, во всяком случае, для меня, вещь. Вообще подлинное человеческое общение – вещь уже мало реальная и непостоянная, впрочем, как и всё вообще в жизни. Нет потребности общения там, где нет такого же встречного желания, даже на телефонном уровне. Тогда дальнейшие контакты невозможны, и они неизбежно глохнут, то есть заканчиваются. Те, для которых творчество – заработок, не есть художники, а есть подёнщики. Художник не может быть подлинным художником, если он мало образован, если у него нет широкого кругозора. На судах, двигавшихся в сторону Газы, не было наивных миротворцев… Экипаж и пассажиры целенаправленно готовились к противостоянию с израильскими военными. (Флотилия провокаторов, ЕС №20, 2010). Забота о сохранности души – вещь необходимая. Путин – редчайший «благодетель» народа. Тандем двух «злых карликов Альберихов». Брамс и Вагнер, - наименее интересные для меня композиторы. Первый – пресный, второй – холодный и надменный. Спокойствие души – вещь великая, смятение души – вещь опасная. Одиночество, как показала жизнь, есть моё естественное состояние, как бы оно ни было для меня тягостным. К одиночеству я так никогда и не привык. К нему не привыкают. Это – жребий, или удел. При всём моём желании, человеческий контакт не удаётся ни с кем сохранить. Люди бывают близки лишь временно. Если ты понадобился, тебя найдут, и наоборот. Вообще общение – величина очень редко постоянная. С идиотами давно надо перестать контактировать. Себе дороже во всех случаях. Израильские СМИ… сообщают, что находящиеся на судах «правозащитники» были вооружены ножами и арматурой. Они отказались изменить курс флотилии и оказали сопротивление израильским военнослужащим. (Флотилия провокаторов, ЕС, №20, 2010).
В формальной и подчёркнутой вежливости таится отказ. Ни на кого не возлагать никаких надежд. В этом секрет сохранения душевного покоя. Растрачивать себя попусту, значит разрушать себя. Подчёркнутая вежливость, переходящая в формальность, свидетельствует о не качественности отношений, и их ненадёжности и недолговечности. Ответная симпатия не всегда свидетельствует о подлинной качественности отношений, если нет объединяющего их стержня в виде общих интересов. Это относится к любому уровню людей. Быть самодостаточным и не от кого не зависящим есть немалое благо. Израиль назвал действия правозащитников провокацией и обещал остановить их любой ценой. (Флотилия провокаторов, ЕС, №20, 2010). Подлинная дружба – такая же редкая вещь, как и любовь. Дружба, равно как и любовь, крайне не часто есть величины постоянные. Никогда не оппонировать – секрет сохранения не только дружбы, но и, главным образом, души. Благополучие других в чужих глазах, чаще всего есть преувеличение. Думать о спокойствии души, значит, контролировать её. А это - вещь не всегда надёжная. Нельзя не только дружить, а даже поддерживать отношения с невеждами. Прощать большинству людей их недостатки, это, значит, прекратить с ними отношения. Другого пути нет. Дариус Мийо (французский композитор), «Заметки без музыки» (1949). Жан Кокто (поэт, художник и музыкальный критик), «Петух и Арлекин – заметки о музыке» (1918). «…Довольно облаков, туманов, аквариумов и ароматов ночи – нам нужна музыка земная, музыка повседневности!… Нам нужна ясность!… …У поэта всегда слишком много слов в словаре, у художника излишне много красок на палитре, у музыкантов слишком много звуков. Деньги – примитивное и тупое средство, определяющее одномерности жизни. Деньги – преимущественно жупел женщин. Заниматься добыванием денег – штука очень скучная и неинтересная. Жаль, что мне так и не суждено было хоть одним глазом повидать мир. Это – трагедия, когда твои физические возможности передвижения крайне ограничены. Дариус Мийо, «Бразильские танцы», две тетради для фортепьяно. Его хор а капелла «Рука, протянутая всем» на слова Шарля Вильдрака был впервые исполнен в 1937 году Народным хором Парижа на открытии Всемирного конгресса против расизма и антисемитизма. (Г. Шнеерсон, О музыке живой и мёртвой). Мне никогда не казалось, что я всё могу. Но теперь, когда я действительно не могу, это ужасно. Ибо я ещё и заложник атмосферной природы, которая серьёзно ограничивает мои двигательные возможности. А ведь только движение могло бы ещё хоть на какое-то время продлевать мне жизнь. На себе обычно изменений, зависящих от времени, не видишь, но зато это очень заметно на других. Всё – только в прошлом, и ничего уже не светит в будущем. Печально. Очень мало уже у меня бывает восторженных минут. Миги наслаждений жизнью, как бывало прежде, теперь крайне редки. Боль всё больше и больше разрастается. И это естественно. Ведь ничего не стоит на месте. Просто почва уходит из-под ног. Остаётся находиться только лишь наедине со своими мыслями. Не с кем поделиться, а ведь я ещё более одинок, чем остальные. Артур Онеггер, французский композитор (швейцарец по происхождению), оратория «Пляска мёртвых» на стихи Поля Клоделя (1940). Оратория – мистерия «Жанна д,Арк на костре» на стихи Поля Клоделя. «…музыка…должна стать прямой, простой, широкомасштабной: народу наплевать на технические ухищрения. Я пытался воплотить всё это в «Жанне». Я хочу заставить себя быть понятным рядовому слушателю…» (Артур Онеггер)
Слова ободрения теперь для меня пусты. Остаётся только молиться за то, чтобы настал ещё новый день. Тело моё уже давно не отдыхает. Влажность стала невыносимой. Кровеносная система моя с ней не справляется. Такой алчности в потреблении и потребностях не знало ни одно поколение в России, как теперь. Так резанула – ужалила выглянувшая полоса солнца из-за туч, что моментально сник, спрятался. Мне уж из этой, московской западни ельцпутинского разлива, живым не выбраться никуда и никогда. Конец. Теперь приходится жить, в каждый момент, только исходя исключительно из оставшихся физических возможностей. И если есть ещё силы, собирать их как в кулак. 1…Проклятие, тяготеющее над нашей профессией, заключается в том, что музыка умирает не от малокровия, но от повышенного кровяного давления. Она производится в слишком большом количестве, слишком быстро растёт предложение при таком малом спросе. 2. Катастрофа музыки очевидна – это мы должны сознавать. …я боюсь не за себя, но за тех, кто избрал себе эту профессию… Конец нашей музыкальной культуры, который вытекает из конца нашей культуры вообще, мы должны встретить спокойно… так, как мы ожидаем смерть. (Артур Онеггер). Кто в чём себя находит, то и ценит. Как же прошлое может быть хуже настоящего. Ведь прежде я был моложе, и были живы все мои близкие родные. И было на кого опереться, а теперь ведь никого нет… Но нужно постоянно контролировать себя, то есть сохранять присутствие духа. Других способов жить, теперь больше нет. Турки элементарно устроили провокацию с «гуманитарным» конвоем. Пан Ги Мун, генсек ООН, может только рекомендовать Израилю снять блокаду с сектора Газы, но не приказывать. Это – не в его компетенции. Неужели Моссад не может убрать Ахмадинеджада?.. Подобных «персонажей» надо физически устранять из жизни, во имя торжества жизни. Женщина уж очень меркантильна по своей природе. Может быть ввиду большей биологической приспособляемости к жизни, нежели мужчина. Главное нравственное качество человека, это – чувство долга. Отсюда и человеческая верность, и надёжность… Боль у меня очень прогрессирует. А разве к ней вообще можно привыкнуть?.. Боль эта - постоянно возникающая, когда ложишься в постель. Это – самое страшное, так как даже невозможно отдохнуть. Это же надо ещё придумать такую обдираловку, как комиссионное вознаграждение за оплату коммунальных услуг. Мало того, что платежи растут каждый год, так ещё и «с миру по нитке?»… Воистину «голь на выдумки хитра». Это – не по-человечески, а по-иезуитски. Зашёл в ЦСО «Дмитровский», что - на улице Долгопрудной, подстричься. Я очень редко стригусь, может быть один раз в полгода, так как волос у меня уже почти нет, а если есть, то это какие-то клочки лохматых волос ну совершенно поседевшего цвета. Таким образом, я пришёл, чтобы мне мою «причёску» немного подравняли. А полгода тому назад я стригся совсем в другом месте, и попросил, чтобы меня постригли наголо вообще, когда я обнаружил, что ещё растущие у меня на затылке и по бокам клочья волос имели какой-то серо грязный вид. Вот потому-то и решил впервые постричься наголо. Парикмахерша с готовностью согласилась. И буквально через пару минут голова моя приняла продолговатую, яйцевидную форму вместо прежней головы, к которой я привык, круглой как шар. Я был смущён и удивлён, когда себя увидел в зеркале. Сейчас же я был начеку, и предупредил, чтобы на висках выросший волос оставить весь как есть, а в остальном, пожалуйста, делайте, как хотите. Меня быстренько подравняли, и голова моя приняла тот для меня желательный прежний вид, к которому я прежде привык. Когда собрался уходить, то решил познакомиться с заведующей, новой, которая прежде работала в Управе района. Я был весьма приятно удивлён, увидеть вместо какой-то старой тётки, да ещё из номенклатуры Управы, приятную женщину средних лет с разрезом спокойных глаз и обликом, напоминавшим рисунки умиротворённых, с созерцательным ликом мадонн Высокого Возрождения. Я попросил разрешения зайти, и проговорил с ней, наверное, целый час, рассказывая о своём детстве, выпавшем на годы Великой Отечественной войны. Она меня внимательно выслушивала, проявив тем самым повышенное внимание ко мне. Я был готов для такой женщины говорить целый день, если бы мне это было позволено. Но, извинившись, покинул её, обещая занести ей как-нибудь один из моих рассказов, который, уверен, своим содержанием, заинтересует её. Преступлений капитализма во все времена было неизмеримо больше, чем коммунизма. Капитализм, в своей империалистической стадии, это уже фашизм. Поэтому при всех его, социализма, издержках, и извращениях, связанных с преступлениями, я всё-таки всегда буду на его стороне, как на единственной платформе возможной справедливости. Альтернативы, к сожалению, никакой нет, то есть «золотой середины», какого-либо среднего пути. Лоринов Виталий Миронович, 486-80-09.
4 июня 2010 года, г. Москва.
* * * автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения © Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09 |