Виталий Лоринов

Композитор и писатель

автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения




По стезе жизни. (Часть 15)

Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна. (1:12)

(Второе соборное послание святого апостола Иоанна богослова).

Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога. (1:11).

(Третье соборное послание святого апостола Иоанна богослова).

Как Содом и Гоморра и окрестные города…подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, - (1:7).

Так точно будет и с сими мечтателями, которые…отвергают начальства и злословят высокие власти. (1:8). (С последним соглашаюсь только в случае праведности высокой власти, а это – очень редко! Ссылаюсь только в качестве поправки на древность Священного писания – В.Л.)

(Соборное послание святого апостола Иуды).

Не просто душный, а прямо таки бездушный день 13 июля.

Три гражданских поэта 60-70-х годов: высокоталантливый, но плакатный Роберт Рождественский, которого давно уж нет, открытый Евгений Евтушенко, и более них интеллектуальный Андрей Вознесенский.

Евтушенко ещё в строю. Он оказался физически сильнее Вознесенского, несравнимо интеллектуально выше его, Евтушенко. При всей стилевой разнице, все трое были едины в своих поэтических провидениях и воззрениях. Они давно определены как самые значительные в вышеуказанном плане, из плеяды поэтов второй половины ушедшего века. Нынешние поэты им не подстать. Они выражают не содержание времени, а себя. Для них нужно всё-таки сделать скидку на время, в котором они живут, и которое проживают.

Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину.(1:16).

Подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за своё заблуждение (1:27).

(Послание к римлянам святого апостола Павла).

Осенью и зимой хотя бы рано темнеет, и скучать не приходится, так как можно раньше лечь спать. Летом же вечера безумно длинные, и время тянется медленно, и очень ощутима пустота.

Антисоветизм и антисемитизм Будрайтиса (советника по культуре посольства Литвы в Москве) оказался сильнее долга сохранения наследия его собственной национальной культуры. Он так и не заехал ко мне (а обещал) забрать ноты и рукопись Антанаса Рекашюса. Иначе я не могу расценить его столь длительное молчание в ответ на мой звонок к нему.

Стараюсь вести борьбу за каждый божий день, за каждую минуту, ибо время неумолимо идёт вперёд и отбирает у меня последние силы. Нужно ещё более дорожить оставшимся мне временем.

Я не хочу ни под кого подделываться, и не умею быть дипломатом. Связей у меня нет, авторитета тоже. А потому пусть всё идёт, как идёт. Я прожил сверх трудную жизнь, так что сил на дальнейшую борьбу уже не осталось. Да стоила ли моя жизнь того?.. Но прошлого мне не вернуть уж никогда.

Из возможных благ, доступных людям, многие достались на его долю (Николая Тургенева – В.Л.); он вкусил вполне счастье семейной жизни, преданной дружбы; он узрел, он осязал исполнение своих заветнейших дум…

(Иван Сергеевич Тургенев, Некролог)

Позвонил я для проформы в издательство «Композитор» директору издательства, Магдальцу Владимиру Васильевичу. Они, вернее издательство переехало на прежнее место. Корректура моих «Семи ориентальных пьес» для фортепиано была готова ещё в конце февраля. Отштамповать 100 экземпляров для них труда не составляет. Это работа порядка нескольких часов. Он обещал мне в марте, в апреле, в мае, в июле. Теперь он говорит (после того, что я его спросил) звонить ему после 20.08. Он уйдёт в отпуск. Я полагаю, уверен, печатать они не будут. Он хочет, чтобы я купил 10 экземпляров нот. Во всяком случае, он мне поставил такое условие до переезда издательства на их прежнее место обитания. А обещал он многое. И «Хоры» я ему приносил, и авторский сборник рассказов., причём, по его просьбе. Последние, в конце июня, я из издательства забрал, совсем не без основания, боясь, что в суматохе переезда их обязательно затеряют. Когда я приносил в издательство рассказы (а Магдалец мне обещал их издавать в 2009 году, впрочем, как и «Хоры»…), он переспрашивал меня, единственный ли это мой экземпляр, пытаясь сознательно или инстинктивно (хотелось бы поверить в последнее) посеять во мне недоверие, или боязнь, что они могут пропасть. Короче, не приставать с изданием. Ведь материала всякого у них много. Они заинтересованы в коммерческом издании нот, книг, и прочего.

Он, познакомившись со мной, и, как водится обычно, много наобещав, быстро почувствовал, что меня можно провести за нос. Он постоянно вертится в Союзе, среди двух главных чиновников, и уже знает, к кому как относиться. Если бы у него было такого нюха, он не мог бы справиться с издательскими делами. Всё это непросто. К этому нужны немалые способности, тем более теперь. Так вот одним из условий для издания пьес является приобретение мною за собственные деньги 10 экземпляров изданных нот, объясняя, что им нужен элементарный «задел», чтоб оправдать это издание. Я мягко возражал. Но это, как видим, его не убедило. Решил я всё же ему перезвонить, и как бы согласиться с его условием. Ведь лучше же издать, чем не издать совсем, тем более, что корректура готова.

Он мне с обидою сказал, хотя я извинился, что вот звоню повторно. А первый наш разговор был продолжительностью не более минуты. Но, правда, мне известно, что понедельник он считает тяжёлым днём, и традиционно для него не любит разговаривать с «клиентами» по их собственным, издательским вопросам.

«Я так и знал, что это вы звоните» - обидчиво, с укором, ответил он. Я понял, что он недружественно относится ко мне.

«-Как Вы могли это почувствовать?» – вполне естественно, и очень сомневаясь, переспросил я.

«- А вот так вот, почувствовал по телефону…».

Я просто напомнил ему о том условии, которое он мне поставил, а потому поинтересовался, так ли это, задав ему соответствующий вопрос.

Он отмахнулся от меня, как будто я назойлив в своём личном, и свой вопрос я задаю (так он считает) совершенно не ко времени. Он объяснил мне, что они недавно переехали, и нужно всё расставить на свои места, то есть там всякую аппаратуру, и прочее. Короче, был недоволен вообще моим звонком.

Но было ясно из моего вопроса, что я готов на уточнение его позиции, лишь бы он не продолжал, мягко говоря, без конца меня «прокатывать». Последнее мною подразумевалось.

Он не хотел дать мне ясного ответа, опять обидчиво и колко ссылаясь на то, что я думаю лишь о своих собственных интересах, и занимаю его время, когда он занят сейчас раскомплектовыванием издательского реквизита. И ясного и определённого ответа я не получил. Пришлось мне извиниться перед ним за то, что я отвлёк его минутой разговора от его дел. Да, мой второй, столь кратковременный звонок, буквально около полуминутный, я бы сказал, обнажил для меня его суть.

Его предшественник, покойный Воронов, был, несомненно и несравненно, его порядочнее.

Мне стало ясно, что, либо Магдалец вообще меня не напечатает, либо поставит передо мной более жёсткие условия, то есть необходимость выкупить половину тиража, как проговаривалась прежде о причинах моего не издания его секретарь. На это пойти я не могу никак, так как не смогу элементарно избавиться от такого количества собственных нот. Это будет кладбище моих «Семи ориентальных пьес». Ведь мне это совершенно не нужно. Это, конечно, величайшая глупость в моём положении пытаться вообще что-то издавать вот на таких условиях. Мне достаточно было бы и одного изданного авторского экземпляра.

Ну что ж, я столько в жизни перенёс, перенесу и это!..

Какой же я дурак, что хоть в чём-то ему поверил…

Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. (2:1). (Смотря в чём осуждаешь и судишь. Есть немало такого, за что можно обижаться на человека и его осуждать. Хотя часто мы обвиняем в человеке то, чем сами страдаем. Это, видимо, имеет ввиду данный стих. – В.Л.)

…не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, (2:13).

Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон (2:14):

Они показывают, что дело закона у них записано в сердцах, о чём свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (2:15), -

(Послание к римлянам святого апостола Павла).

Главное, я думаю, что надо чётко выполнять всё то, что требуется от тебя. А что там получится извне, ну как получится… Надо, в первую очередь, всегда делать своё дело.

Всё, «раскусил» я Магдальца ещё весной, и нечего по этому поводу переживать. Если бы он хоть в чём-то от меня зависел, то вёл бы себя иначе. Все люди теперь такие…

Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти (2:28);

Но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве (92:29)…

(К римлянам).

Я вынужден отказаться от борьбы. По сути, я уже не борюсь несколько лет. Всё равно зло побеждает. Такая это страна, Россия.

Уже неинтересно читать публицистику Ромена Роллана, да и вообще всё то, что связано с идеалами гуманизма. Социалистические идеи повержены в России с невероятным цинизмом. Однако возмездие в виде упадка и окончательного распада государства на этой земли неминуемо. Это будет его последним часом.

Таких не сочувствующих и жестоких людей, как сейчас, в России никогда прежде не было. Отсутствие человечности в людях, это – вырождение.

Да здравствует свободный дух, несмотря ни на что, ни на какие препятствия!

Свобода – это осознанная необходимость (Спиноза).

То, что я увидел победу СССР, созидание нового мира, составляет радость моей старости (сердце моё молодо). Социальная активность, которая была гигантской, должна была опередить искусство… Но она открыла для него новые пути, и теперь, как я надеюсь, мы увидим во всей области искусства могучее весеннее брожение соков – расцвет молодых, сосредоточенный в поколении, рождённом Октябрьской революцией. На них я рассчитываю. Их я жду. Я уверен, что наступает великая эра искусства, вскормленная живыми соками глубоко народного искусства различных народов вашего Союза…

Я заранее приветствую прекрасное лето, которого я не увижу, но которое я предвкушаю и которому я радуюсь.

(Р. Роллан - к Керженцеву, апрель 1936).

Разве Ромен Роллан был не прав в своём провидении и в своих надеждах? Разве не возникло колоссальное созвездие ярчайших имён, оставивших след во всех областях советского искусства, несмотря на всю его одностороннюю идеологическую направленность. Да, были и большие потери, но разве Ромен Роллан мог предвидеть ход истории? Но его идеалом искусства всегда была правда, и он глубоко и последовательно верил в неё.

Не выходить на солнце с 11 утра до 18 вечера в жаркие дни. Иметь при себе обязательно аспирин. При одышке принять таблетку неочищенного аспирина под язык и рассосать. Конечно если выйти, то с покрытой головой…

Ладно, я – пожилой, и при жарком солнце не выхожу из дома. Но почему она, девица лет 22-х, снимающая квартиру надо мной, тоже сидит дома. Я слышу это по специально предназначенному для меня умышленному топоту по полу её ног. Этим она, вероятно, хочет мне досадить, или обратить на себя внимание. Второе, конечно, лучше, ибо она совсем недурна собой. Я же уже не рискую вообще проявлять какую-либо инициативу, чтобы не попасть впросак. Достаточно для меня во всём такого неудачного опыта моей прожитой жизни. Я – не молод, и возможности кому-то ещё понравиться, у меня ну просто нулевые. Так что ничего, кроме неприятностей и горьких разочарований, женская особь мне никогда не принесёт.

Такой был композитор Тылкин, который буквально лез во все щели. Таков и Крымов, старая проныра, за деньги издающийся и устраивающий всё. Ему, этому «юноше», по-видимому, нужна известность, «слава». Просто анекдот. Пробивные способности у этих обоих были и есть немалые. Но они, конечно, вовсе не исключения.

Долгие годы Кристоф загораживал от меня новый мир, завтрашний мир. Конечно, Кристоф был достаточно велик, а главное достаточно реален, чтобы ради него стоило пожертвовать смутной мечтой. (2 октября 1912 года).

(Ромен Роллан, страницы из «Дневника»).

Мне как-то передали мнение одной студентки, которая совсем немного почитала мой дневник «По стезе жизни» (первую его часть), и высказала мнение, что мои записи – это дневник очень одинокого человека. Она, конечно, не ошиблась. Действительно дневники мои - очень личные. Я как-то мельком читал отрывки из дневника поэта Давида Самойлова. Там записи были краткие, и очень отражавшие общественно-политические настроения конца 60-х годов, и совсем мало он пишет о себе, только скорее об отношении своём…Но это всё - индивидуально. И способ выражения себя, и мысли, и переживания по поводу, и личные события, общественные, и т. д. Словом, сколько людей, столько и способов выражения событий и размышлений, общественного или личного характера, с креном в ту или другую сторону. Мне кажется, что в любом дневнике важно не событийное отражение того, что происходит, а более мысли о них… Вот этим-то и интересен дневник, ибо он тоже должен обладать способностью воздействия на читающего в качестве сопереживающего…

Мечтать мне уже не суждено. Да, собственно, о чём? Жизнь прожита, и ничего в ней изменить уже нельзя. Хотя, если бы возможно было её начать сначала?! Но даром предвидения, по-моему, не обладает никто. Время, сама история, решительно вносят в жизнь свои, мягко говоря, коррективы, то есть ломают, изменяют, переворачивают жизнь. И ничего нет вечного и постоянного. Всё, всё проходит и уходит. Поэтому планы – далеко вещь нереальная. Правда, мечтал я в молодые годы стать композитором, и стал им. Но композитором с очень трудной судьбой, и с нулевым практическим результатом. Писал я много, но меня уже давно не исполняют, не покупают, и совсем почти не издают. И я всеми забыт ещё при моей жизни. Но вот, что пишет известный русский критик Х1Х века, Дмитрий Писарев:

«Разлад разладу рознь. Моя мечта может обгонять естественный ход событий или же она может хватать совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может прийти. В первом случае мечта не приносит никакого вреда; она может даже поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека… В подобных мечтах нет ничего такого, что извращало или парализовало бы рабочую силу. Даже совсем напротив. Если бы человек был совершенно лишён способности мечтать таким образом, если бы он не мог изредка забегать вперёд и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками – тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни…Разлад между мечтой и действительностью не приносит никакого вреда, если только мечтающая личность серьёзно верит в свою мечту, внимательно вкладываясь в жизнь, сравнивает свои наблюдения с своими воздушными замками и вообще добросовестно работает над осуществлением своей фантазии. Когда есть какое-нибудь соприкосновение между мечтой и жизнью, тогда всё обстоит благополучно».

1.Социалистические идеи он (английский писатель Эптон Синклер – В.Л.) открыл для себя совершенно самостоятельно…не подозревая, что это не новинка. (Он убедился в этом, когда стал проповедовать социализм своим друзьям).

2.Одновременно он (Пеги. В.Л.) думает о последних семи – восьми годах своей собственной жизни и приходит к выводу, что ему удалось немного достигнуть.

(Ромен Роллан, страницы из «Дневника»).

Я же с 2003 года «отлучён» от композиторства. Меня не исполняют, не покупают, и только изредка издают.

Публикации в литературном журнале прекратились с 2006 года.

Итак, какое преимущество быть Иудеем, или какая польза от обрезания? (3:1)

Великое преимущество во всех отношениях, а наипаче в том, что им вверено слово Божие, (3:2),

Ибо что же? Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? (3:3).

…имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом (3:9),

Как написано: «нет праведного ни одного (3:10);

(Послание к римлянам святого апостола Павла).

Июль и август, это «мёртвый» сезон в Москве.

Люблю тихую, пасмурную погоду летом. Такая благодать, когда нет зноя, и природа, как бы застыв, отдыхает.

Всё, что отвечает своему назначению, истинно (Спиноза).

1.У неё чуть-чуть раскосые глаза, какие бывают у евреек. Ясный, насмешливый, фрондёрский ум, свойственный её соплеменникам,

2. Сам он (Сен-Санс - В.Л.) в семьдесят пять лет продолжает ежедневно заниматься на фортепиано, разыгрывая гаммы и упражнения,

3.Сен-Санс испробовал все роды литературы: стихи, пьесы, рассказы. Он человек поистине свободомыслящий: не собирается призывать священника к своему смертному ложу и работает в настоящее время (1912-1913 – В.Л.) над книгой, где отрицается личное бессмертие, всё кончается с концом жизни; она – единственная реальность.

(Ромен Роллан, страницы из «Дневника»).

И как можно верить в «жизнь вечную»? Ведь не было ещё ни одного примера в природе, чтобы умерший ожил… Видения и свидетельства людей, находившихся в состоянии клинической смерти?.. Но ведь смерть-то была клинической, означающей, что человек ещё жив, а не реальной. А Библия – это история религии, история народа, и свод величайших нравственных законов человечества. В этом – её огромное всемирно – историческое и культурное значение. И она, Библия, будет всегда выполнять эту роль.

…ибо законом познаётся грех (3:20).

Неужели Бог есть бог Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников (3:29),

Потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру (3:30),

Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем (3:31).

(к римлянам).

1.Дуайен поведал мне о своём отвращении к консерватории, которую он кончил, ничему в ней не научившись. «Пришло время сознаться вам в этом: я начал понимать Бетховена лишь после того, как прочёл вас» (Р. Роллана – В.Л.).

2…что Сен-Санс не еврей, как об этом говорили. Когда Сен-Санс предпринял поездку в Россию, он запасся выпиской из акта о своём рождении и крещении и всем его демонстрировал.

3.Нет художника более чувственного. …Чувственность его живописи…сладостна и томна. Она охватывает вас своей поэтической целомудренной негой.

4…его живопись иногда становится просто приторной, чуть ли не тошнотворной. А тогда и женщины и предметы обстановки, и пейзаж начинают напоминать кондитерские изделия; всем этим неплохо было бы полакомиться, но лишь в небольших дозах. Я не мог бы…держать у себя столько полотен Ренуара. Кое-что просто опьяняет, - как пьянит молодость и любовь. Но только не слишком много сразу…

(Ромен Роллан, страницы из «Дневника»).

Вагиф Мустафа заде, выдающийся азербайджанский джазовый пианист - импровизатор и композитор прожил всего 39 лет (1940 – 1979).

Вышел вчера в 3 часа дня на улицу. Солнце спряталось за облака. Решил сесть в автобус 774 –го маршрута и проехать одну, две остановки, чтобы проверить, как смогу переносить дневную духоту, а потом вернусь тихонько к себе. Однако проехал дальше, и зашёл на рынок в Лианозово. С грузом 2 с половиной килограмма (черешня, абрикосы и немного ягод смородины) поплёлся на остановку, чтобы ехать назад. А солнце уже вышло наружу. Защитной попоны на голове у меня не было. Хотя и с пересадкой, но всё же довольно быстро я приехал домой. Эксперимент удался, за исключением того, что вечером еле держался на ногах из-за резко упавшего артериального давления, и очень болела верхняя и затылочная часть головы. Выпил в 10 часу вечера 4 стакана крепкого чая. Давление повысил, но голова трещала всё равно отменно. Я наконец-то понял (а я, с началом мая, днём вообще на улицу не выхожу, а выхожу на воздух только рано утром, когда атмосферные процессы ещё стабильны), что в жаркую и душную погоду категорически не следует мне получать физическую нагрузку, то есть элементарно ходить вообще. Это связано с моей артериальной гипертензией. Я помню ещё по Кисловодску, что после прогулок в горы, у меня обязательно падало давление. А я же гипертоник.

…но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение (5:3),

От терпения опытность, от опытности надежда (5:4),

А надежда не постыжает (5:5),

…но грех не вменяется, когда нет закона (5:13).

…Ибо если преступление одного подверглись смерти многие (5:15),

(Послание к римлянам святого апостола Павла).

Я борюсь за каждый день, но всё это делается с величайшим напряжением.

Честно говоря, я был несчастлив во всём, как бы я себя в этом не разубеждал.

Повторяю это для себя, что днём, при высоких температурах, нельзя позволять давать себе физическую нагрузку (выходить на улицу, где-то ходить, что-то носить), так как артериальное давление у меня угрожающе падает.

22.40 время, а легкового транспорта на улице полно. И как же это, ведь завтра очередной рабочий день, и надо, наверно, рано утром вставать. Такого ворья, разбойников, бездельников не знает ни одна страна. В работающей стране вечерами, да ещё в такое позднее время, жизнь вообще замирает, на улицах никого нет.

1…любой человек широкого и свободного образа мыслей мне брат, независимо от расы, к которой он принадлежит.

2.Тебе то известно, что ты чувствуешь сам, но тебе неизвестно, каков ты по отношению к другим. Ты или не любишь, или не умеешь любить.

3.Но я не могу жить, не будучи честным с самим собой… Впрочем, настоящее равнодушие это то, что большинство прикрывает словом «дружба» и чего я не хочу.

4.Жить! Нужно жить!..

Мы становимся добычей других, если не умеем защищаться, а эти другие не знают, что делать со своей добычей; они могут лишь загубить её без всякой для себя пользы.

(Ромен Роллан, страницы из «Дневника»).

За редким исключением я никогда не любил читать художественную литературу, и уж, конечно, фантастику в любых её видах и вариантах. Я любил книги познавательные, психологические, философские. А исключение составляли великая русская литература прошлого, ну и, конечно, западно –европейская литература ХУ111 – ХХ столетий.

К чему столько скорбей, когда человек умирает на 77-м, или 78-м году жизни? разве это мало? Кто бы он ни был, но человек же вечно не живёт. Он всё равно должен умереть, таков суровый закон природы. Другое дело, когда жизнь обрывается тогда, когда человек ещё молодой. А когда человек уже в преклонном возрасте, его уход из жизни естественен.

Красивая женщина со мной никогда не будет. Я слишком для неё стар, мне уже 71. Но и уродища (а речь идёт о сравнительно молодой) со мной тоже никогда не будет. Для неё я тоже стар…

Думаю, что нынешняя власть в России – это потомки сталинских доносчиков, которые, именуя себя коммунистами, уничтожали подлинных, настоящих коммунистов, дискредитировав тем самым большевизм и коммунизм на многие века.

Закон же пришёл после, и таким образом умножилось преступление (5:20).

Ибо умерший освободился от греха (6:7).

Ибо возмездие за грех – смерть (6:23).

Разве вы не знаете…что закон имеет власть над человеком, пока он жив? (7:1).

Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху (7:14).

…тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию – закону греха (7:25).

(Послание к римлянам святого апостола Павла).

Сегодня, 16 июля – середина и пик лета. Ночи уже душные, и физическое недомогание начинается прямо с утра.

Когда я выхожу утром немного походить, то пробегает мимо меня небольшая чёрная собака с поднятым вверх хвостом. Она считает, что она – такая же как я, и у неё есть свои дела. Она постоянно бежит куда-то вперёд, естественно обгоняя меня.

Если обратится к молодой, то она меня быстро «отошьёт», ибо я ей не интересен. А повод обратиться может быть только один. Если обратится к женщине средних лет, и постарше, то не поймёт, так как нет предмета разговора. С незнакомыми людьми непонятно о чём говорить. Так что я стал просто бояться людей, ибо они не захотят со мною говорить.

Человек 80 лет. 8 лет тому назад у нег умерла жена. По утрам выгуливают свою собаку, которая понуро и уныло плетётся за ним.

- Плохое лето. Скачет давление по утрам – жалуется мне он.

- И она тоже плохо себя чувствует – говорит он, оборачиваясь в её сторону. – - Старая уже…

5.Визит двух молодых людей, близнецов…Чувствуют себя в Париже одинокими. Лишёнными своей интеллектуальной среды… по отцу они испанские евреи, родились в Марокко;

6.Каково же его понятие о величии?.. оно должно назойливо проявляться на каждом шагу? Великий человек должен прежде всего быть человеком.

7…и сумела до того ловко обольстить этого профессора, безобразного, как все семь смертных грехов, и скучного, как все добродетели вместе…

8…от самих людей зависит сделать мир лучше, чем он есть сейчас, - пусть только они ищут правду и вносят больше настоящей искренности в свои отношения.

(Ромен Роллан, страницы из «Дневника»).

Отчаянно спекулятивный рынок на Талдомской…

Диалог с Галиной Моисеевной, куратором из еврейской благотворительной и культурно – просветительной организации «Хама»:

Я: - Очень плохое лето. Я просто плохо себя чувствую.

Г. М.: - Вы думаете, что только вы себя плохо чувствуете?..

Люди не бывают одними и теми же во все времена. Другие времена – иные люди. Те, что сегодня, и те, что жили в России двадцать лет назад, очень разнятся между собой. Теперь отсутствует само понятие интеллигентности. Всё серо, похоже друг на друга, и очень обезличено, хотя образований порой бывает по два и даже три. И знают языки, а толку? Люди - неспособные, и просто с плохой наследственностью.

Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном (8:5).

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир (8:6),

То есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение и богослужение, и обетования (9:4);

Их и отцы, и о них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь (9:5).

(Послание к римлянам святого апостола Павла).

Я выбираю лишь только такие стихи из Библии, которые мне сообщают какую-то информацию, ни в коем случае не претендуя на понимание полного смысла стиха, поскольку они всё-таки взяты мною произвольно, из контекста. Я понимаю, что их подлинный смысл гораздо глубже, чем я себе это представляю, ибо нужно быть большим знатоком этого текста, чтобы правильно его суметь сформулировать. Вот этой глубины, конечно, мне недостаёт. Для этого нужно внимательно читать все стихи текста (главы), а не выборочно. Возможно, для этого нужно общение с проповедником, притом таким, который верно трактует ту или иную строфу, те или иные слова, взаимосвязь которых становится очевидной. Для объяснения стихов, обязательно нужен углублённый комментарий.

…и никогда не падайте духом перед трудностями. Трудности созданы для того, чтобы их превозмогать и чтобы, превозмогая их, стать более сильными.

(Ромен Роллан, Письмо пионерам Игарки, сентябрь 1936).

Равнодушие, безразличие есть последняя ступень унижения. Такое состояние равносильно позорной смерти.

(Ромен Роллан, Спасите от топора палача немецких заложников мира! 11 октября 1937 г.)

Как только девка курит, знайте, что это – анти человек, и никогда другой она не будет, даже если бросит курить. Это – потенциальный во всём вредитель,Э у которого в её башке нет ничего своего.

1.Свободу можно лишь вырвать силой (заметьте – силой! – В.Л.) из рук тех, кто постоянно душит мысль. Не изображайте поэтому оскорблённой невинности, когда пролетарии, идущие на штурм буржуазных демократий используют силу для завоевания свободы, которой их лишило насилие!

(Ну, во - первых, в нынешней России пролетариата как социального класса, нет. Есть нищета, есть беднота, но есть и оппозиция, борющаяся против засилья существующих в России господствующих порядков. Но нынешняя оппозиция неспособна на реальное противостояние существующей власти, ибо она лишь болтает об этом, а нужны реальные действия – дела, о которых и говорит Ромен Роллан. Эти слова Ромена Роллана, как чёрт ладана, боятся ельцпутины. Они бы признали мнение Ромена Роллана экстремистским, то есть призывом к смене властвующего в России государственного строя, который народ России никогда бы не выбрал, если бы знал, что его так жестоко обманут. – В.Л.)

2. Мечта нашей жизни никогда не будет осуществлена, потому что она стремится дальше того, что уже достигнуто, каковы бы ни были эти достижения. Но мечта нашей жизни заключается в непрерывном осуществлении своих целей…

Прогресс есть движение. Прогресс имеется лишь при движении вперёд.

(Ромен Роллан, О свободе и прогрессе, Вильнёв, 12декабря 1935 года).

В России нынешней прогресса нет ни в чём, и его быть уже не может. 1991 год не был гримасой истории. Это был, видимо, исторически предопределённый шаг – регресс, связанный вообще с диалектикой природы, которая не подразумевает только созидание, а изменения, которые происходят по тем или иным причинам в становлении, процветании, или упадке стран и государств. Россия – не исключение. По-видимому, история России, при всех извращениях тогдашней жизни, достигла пика своего развития – апогея, так сказать, в ХХ веке. После уже пошло предопределённое ходом своего развития - регресса движение вниз, к распаду и, в конечном счёте, к самоуничтожению государства. Ведь движение назад уже идёт почти 20 лет. А вечных государств на свете не бывает.

А Исаия провозглашает об Израиле: «хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасётся (9:27);

Братия! Желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение (10:1).Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова (11:1),

Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал…(10:2).

Если же падение их – богатство миру, и оскудение их – богатство язычникам, то тем более полнота их (10:12).

Если начаток свят, то и целое: и если корень свят, то и ветви (10:16).

(Послание к римлянам).

Я думаю, что те, которые признают за Ельциным хоть какую-нибудь элементарную заслугу – просто неразборчивые люди. От них надо подальше. Если это – не откровенные злоумышленники, то очень большие путаники по части собственной совести.

Журчащая полифония клавирной музыки Баха.

Будапештский фестивальный оркестр играл в июне в Колонном зале Дома союзов 7-ю симфонию Антонина Дворжака «Из нового света», написанную в Америке ещё в 1882 году. Музыка очень умиротворённая. Но исполнение симфонии под управлением Ивана Фишера было блестящим. Совершенно необыкновенная ясность и чистота всех оркестровых линий сочинения.

1…Роден не способен вспоминать о своём прошлом: прежде всего это его не интересует, так же как и будущее, он живёт минутой, поглощённый тем, что видит. Но зато видит он всё необычайно талантливо и выражает с одинаковым мастерством и в скульптуре и в словах.

2…Цвейг говорит о том, что два наиболее крупных музыканта Франции являются евреями: Оффенбах и Бизе.

(Ромен Роллан, страницы из «Дневника»).

Иоанн Павел второй (в миру Войтыла) был 264-м по счёту понтификом, то есть Папой римским.

Лето в Москве уже третий год является испытанием для моего физического состояния, а уехать из города мне некуда, да и невозможно. В дореволюционной России любой мог уехать заграницу без всяких трудностей и особенностей материального положения. В СССР не представляло никакого труда поехать отдыхать «дикарём» на море, ездить по стране в любую её точку, или, в конце концов, отдохнуть по профсоюзной путёвке со скидкой. В России же всё это кануло в Лету. Только ворьё и откровенные разбойники могут ездить куда угодно, и отдыхать, где угодно. Порядочный же человек никогда этого не сможет…

Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром (12:21).

Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо уверен, любящий другого исполнил закон (13:8).

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях (14:1).

Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи (14:2).

Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (14:21).

Ты имеешь веру? Имей её сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает (14:22).

(Послание к римлянам святого апостола Павла).

Вероятно, я где-то повторяюсь. Это только формально, по территории, Россия является преемницей СССР. Но ничего подобного в остальной жизни нет и в помине. В СССР был другой общественно – политический строй, а, следовательно, правила и законы жизни были другими. Это естественно, что бы кто по этому поводу не говорил. Плохое есть всегда, при любой власти, при любой общественной формации. Хорошего же было не только больше, чем в нынешней России, а просто была иная жизнь, которой в России сегодняшнего образца ни в чём положительном не достигнуть. Она, эта сегодняшняя жизнь, жизнь в России, очень скверная, если не сказать хуже, и преступна по определению.

У меня постоянное ощущение вины, что мне уже 71 год. Отчуждение, которое возникло по отношению к людям вокруг меня, есть следствие их элементарно неуважительного, или скорее пренебрежительного, отношения к пожилым; то есть к тем, кто старше их. Это – не субъективно, это я очень чувствую тогда, когда я нахожусь вне стен своего дома. И почему-то они, люди, считают нужным всё время и всегда напоминать мне о том, что я – уже в возрасте. В бытность мою в молодых летах, я и мои сверстники никогда не задумывались над этим, и никогда не заостряли на этом внимания по отношению к пожилым.

Конечно, это вопрос элементарной культуры человека. А этой стране культура не нужна, она во всём демонстрирует своё воинствующее бескультурье.

3.В комнате (у Рильке – В.Л.) нет никакой мебели, кроме столов и стульев, зато много книг, простора и света.

4…в результате постоянных хлопот герцогини о здоровье скульптора, которого пытались уберечь от всех волнений, связанных с искусством. Роден очень быстро одряхлел (даже в чисто физическом смысле).

5.Интеллектуальный труд не считается серьёзным. (Швейцария, 1913 год. (Впрочем, как и в нынешней России – В.Л.).

6.На меня он (Рильке – В.Л.) производит впечатление довольно одинокого человека, старающегося скрасить своё одиночество разговором с теми, кто ему мил. (У меня, лично, даже такого преимущества нет – В.Л.).

7.Айседора продолжает вести беспутную жизнь, а он (Дюпен – В.Л.) не лезет в карман за словом, чтобы напомнить ей об этом. К счастью, у него остаётся музыка. Он и увлекается ею с утра до вечера.

(Ромен Роллан, страницы из «Дневника»).

Пытаюсь в это очень нездоровое для меня время (а доживу ли до иного?) извлечь максимум пользы из интеллектуального труда.

Смирение и смирение, но я не знаю; но без терпения точно не обойтись.

Коммунизм так и остаётся голубой мечтой человечества.

Сегодня, 17 июля, радио России сообщило, что повсеместно, на юге и в центре, установилась тропическая жара.

Надо одерживать хотя бы маленькие победы над собой, тогда они укрепляют волю и дух…

8.Вместе с тем Гауптман сохранил искренность своего искусства: оно остаётся чистым, правдивым и захватывающим, хотя прежней силы уже нет.

9. Он ведёт монашескую жизнь, один на один со своей работой. (А я думал, что я есть исключение! – В.Л.).

Читает Рильке мало. Много и ожесточённо трудится над своими произведениями; и чем больше продвигается в искусстве, тем упорнее работает.

10.Искусство для меня не забава. Я не могу жить в своём хилом теле, которое держится лишь благодаря напряжению духа. (То же происходит и со мной. Ведь я каждый день ощущаю свои недуги, и продолжаю всё-таки делать, что могу - В.Л.).

Вечером я печален. Чувствую себя почти усталым, а впереди – ночь, которая истомит ещё больше. Переживаю…период полной и мучительной бессонницы…

11…всё застлано гнусной пылью зависти и злословия. Я пытаюсь заткнуть уши.

(Ромен Роллан, страницы из «Дневника»).

За всю свою жизнь я так и не встретил женщины, которая могла б в меня поверить, и пойти за мной, хотя я влюбчив до бесконечности, и до сих пор необыкновенно.

Как прекрасно ясное летнее утро, когда солнце – ещё за облаками, когда оно ещё не встало, ещё не жжёт, обещая впереди тяжёлый и разморенный от жары день. Когда ты полон энергии от утренней свежести, от желания жить, и, конечно, работать. В моём случае это, преимущественно, познавать. Утро, это всегда надежда, это время, когда наиболее полно ощущаешь ещё свои возможности что-то сделать или ещё что-то успеть.

Утренняя прохлада летом очень живительна и благотворна. Это лучшие часы жизни вообще.

Потому что вы ещё плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? И не по человеческому обычаю поступаете? (3:3).

(Первое послание к коринфянам святого апостола Павла).

Хотя сегодня антисемитизм не такой, что был у Гитлера, но он уже интернациональный, и это очень опасно. Это значит, что в большинстве стран мира сейчас уже нет национальных культур, а появляется глобальная культура, всплеск же нового антисемитизма – феномен глобальной культуры.

(Джонатан Сакс, главный раввин Великобритании, ЕС, №25, 2009).

Пытаться, пытаться, и ещё раз пытаться (У. Черчилль).

1.К сожалению, его еврейская натура (Эрнест Блок – В.Л.) таит в себе опасность: он чрезмерно умён, интересуется слишком многим сразу и претендует разбираться во всём. Вместе с тем сознательным усилием воли ему удалось открыть в своей сложной музыкальной культуре старинное, древнееврейское достояние. Он играет нам с матерью фрагменты и наброски своих произведений – «Еврейские праздники», «Иезавель», а также другие еврейские мелодии, которым никак нельзя отказать в страстной силе – терпкой, резкой, грубой и чувственной… Но всюду в них чувствуется привкус восточного еврейского гетто.

2.Дошёл до того, что совсем оторвался от жизни. А ведь я её люблю и уважаю. Мне просто опротивел я сам, моя жалкая оболочка. Я исчерпал свои силы. Моё хилое тело разбито. Меня не удовлетворяет больше моя душа. Я хотел бы сменить всё своё существо. (24 июня 1913 г.)

(Сегодня 2009 год ХХ1 столетия. Я мог бы подписаться под этими словами Ромена Роллана. Словно всё это сказано обо мне!.. - В.Л.).

3. Господи, ты меня изничтожаешь. Стоит ли сетовать? Я отслужил тебе. Сломай меня и возьми себе другое орудие – лучшее, более крепкое. Я сам тороплюсь перестать существовать, чтобы вернуться к тебе.

(Ночь с 29 на 30 июня 1913 года).

(Ромен Роллан, Страницы из «Дневника»).

А я бы сказал в параллель словам У.Черчилля:

Бороться, бороться и бороться.

4.Любовь – недуг, который чувствуешь каждым нервом. Уже около двух недель я испытываю её действие. И, однако, я трезво сужу о себе и о той, кого люблю. Но, что из того? Разве здравый смысл может помочь тому, кто наелся ядовитых грибов?

Дружба в любви более прекрасна, но и более ядовита, чем сама любовь. Ибо она наносит рану, но не врачует её.

Если любовь требует от меня всех сил, то потому, что, кроме своего чувства, я чувствую ещё и за того, кого люблю; и я страдаю от всего, что он делает дурного, более, чем сам он страдает от этого; ибо вижу, как он своими руками (но это и мои руки) оскверняет свой идеал, которого сам не осознаёт.

(Ромен Роллан, страницы из «Дневника»).

Теперь мне понятны корни не пунктуальности сына виолончелиста Судзиловского, Ярослава, порою вопиющие. Ведь я, по договорённости с отцом, ещё в конце 2008, просил отца, Сергея Викторовича, посмотреть, когда ему будет это удобно, партитуру моего виолончельного концерта, написанного мною ещё в конце 90-х годов, но ещё нигде не исполнявшегося. И, в конце февраля сего года, партитуру ему, то есть отцу, через Ярослава я передал. Однако уже конец июля, а Судзиловских я, естественно по телефону, и вовсе не нахожу. Возможно они все – на даче.

Если удастся всё-таки его найти, я поздравлю его с 2009 годом, так как в этом году мы ещё не разговаривали. Сдаётся мне, что можно будет и поздравить его с Новым, 2010 годом?!

Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? (3:16).

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм божий свят; а этот храм – вы.(3:17).

(Первое послание к коринфянам святого апостола Павла).

Лето, прихода которого я жаждал каждый год, лета, которого лелеял и благословлял всю свою жизнь, для меня стало невыносимо. Теперь же лето, после 2006 года, для меня – несчастье. Считаю дни июля, когда они уйдут, и поскорее бы, ибо духота убивает всё живое…

Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. (4:3) (А я всегда, и только сам сужу о себе. А иначе как? Доверить это Богу? для меня это означает ничего не знать о себе… – В.Л.).

Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне – Господь. (4:4).

(Первое послание к коринфянам святого апостола Павла).

Всё, что касается пенсионных вкладов, меня всегда очень волнует, и вовсе не потому, что у меня нет денег. Я живу очень скупо, мне ничего не хочется, да и очень многого мне и нельзя, и вообще ем, как птичка. Но после того, как были разворованы действительно мои вклады в период ельцинского термидора (а это - гонорары за написанную мной музыку), и случилась памятная для меня деноминация (сказать точнее «девальвация») того, что заработал уже после развала моей страны, то, естественно, что ни в чём у меня уже уверенности нет, Но так как я на свете - один, и мне приходится полагаться только на себя, то очень не хотелось бы, чтобы возникло ощущение, что тебе не хватает денег на жизнь. Одалживать мне не у кого, да и копейки ни у кого я не смогу просить. Да просто не посмею, я так воспитан.

Поэтому время от времени надо заглядывать в Сбербанк, и всё-таки интересоваться, что и как, ибо это меня элементарно может вывести из равновесия. А для меня душевное спокойствие – единственная основа ещё какое-то там время, сколько отпущено, пожить.

1.В последний день перед мои отъездом…она мне признаётся в самом сокровенном – и худом и хорошем… - женщины обычно делают такие признания человеку, которого они любят. (У меня такого счастья, кроме моих молодых лет, уже потом никогда не было – В.Л.).

Но первая добродетель моей подруги – неустрашимая честность; именно это я и люблю в ней. Пусть её слова причиняют мне боль, она доверила мне всё самое тайное и стала мне ещё дороже. Дружба – когда можешь сказать: «Моя подруга владеет моей душой, как я её душой, мы проникли до дна», - это могучая радость, самая высшая форма дружбы; столь возвышенная дружба не уступает любви.

2.Но сейчас я почти равнодушен к произведениям искусства. Они задевают только мой ум.

3.Ни поворота, ни изгиба на гребне, ни одной из тех линий, которые влекут и приковывают взоры и душу. И особенно – никакого порыва, возносящего ввысь, - ничего, порождающего силу и страсть.

4.Моя земля там, где я ощущаю присутствие созидающей творческой силы, живой и трепетной.

5. Апатичный край. (Для меня теперь Москва и Московская область. – В.Л.).

6.Странно, до чего редко ошибается инстинкт. Рассудок подсказывает, что я должен бы любить таинственную сень лесов, где так сладка дрёма души. Однако это не так… Я любуюсь лесами, но не люблю их нисколько. Где я чувствую себя дома - так это на вольных равнинах…или перед могучей горой…

(Ромен Роллан, страницы из «Дневника»).

Как же целительны для меня дневниковые записи Ромена Роллана. Во многом я узнаю себя, и становлюсь порою менее критичным в плане каких-то моих представлений (скорее заблуждений), которые оказываются в его, роллановских устах, верными; а я порой казню себя за многое, так как не могу увидеть себя со стороны.

8. По мере того как идут годы и продвигается работа, я убеждаюсь, каким ничтожным количеством истин довольствуется мир. В общем, не хватает смелости ни увидеть, ни выразить всю истину.

9.Искусство требует крайнего напряжения всех жизненных сил. Этим одухотворённым силам жизнь зачастую не предоставляет иного выхода и другого применения, нежели искусство. Искусство будит в художнике жгучую потребность действия и страсти, которую жизнь постоянно обуздывает и подавляет. Те немногие радости, какие я испытал, я создал сам. Я благодарен и за это. Но постоянные усилия, напряжение, борьба, которую я в одиночестве вёл в течение всей жизни, без дружеской руки, оставили в душе какой-то скорбный след…

(Ведь это написано с такой точностью и про меня тоже… - В.Л.)

(Ромен Роллан, страницы из «Дневника»).

Надо мной снимает квартиру (у хулиганки Егоровой, которая живёт в Отрадном) какая-то девица лет 21 – 23 –х. Она сознательно топает своими ножками в пол (то ли прыгает, то ли танцует), и эти стуки отдаются мне в потолок, учитывая слышимость вообще в этом странно с этой точки зрения «коммунальном» доме (несмотря на отдельное жильё), как будто чужие тебе люди находятся рядом с тобой. Я начинаю громко разговаривать (конечно, сам с собой), чтобы создавать у неё впечатление, что я, в своей квартире, не один, и её сознательные действия по отношению ко мне ощущаю не только я. Не знаю, сработает ли это моё «защитное» оружие, но других возможностей у меня нет. Если я покажу ей, что это меня раздражает, она начнёт делать это с большей интенсивностью, то есть назло. Её натуру, в этом смысле, я знаю. и говорить с ней, или ещё, боже упаси, просить, то станет ещё хуже. Такой вот это элемент. Тихо только тогда, когда её нет дома, или она спит…

Старайтесь в своей… жизни сберегать для себя одной, вопреки всем, друзьям и врагам, по нескольку получасов в день, дабы иметь постоянную возможность мыслить, читать, спорить с собой. Только этой ценой Вы спасёте свою личность и поможете ей развиваться. Иначе – какой бы сильной она ни была, она бессмысленно раздробится… я скорее соглашусь лишиться Вашей дружбы, чем увидать, что пламя Вшей души угасло среди пошлой и бесцельной суеты светской общества.

11.Ещё и теперь я прошу его (Бога – В.Л.): «Сделай так, чтобы я каждый день шёл вперёд – или убей!»

(Ромен Роллан, страницы из «Дневника»).

Проблема старости - это проблема человеческой немощи, полного истощения физических сил. Но что поделаешь, мир так устроен, что человек вечно не живёт.

Июль поистине выжал из меня все человеческие соки…

Мировые цивилизации на земле погибали вследствие мировых же катаклизмов. Мне кажется, июль 2009 есть нечто похожее на катаклизм.

Я не думаю, что люди столь уж различны. Я полагаю, что нет такой уж большой разницы между южанами и северянами (речь шла о США – В.Л.), между американцами, русскими, китайцами… Они могут жить где угодно. Конечно, они носят разную одежду и ведут себя иначе, чем жители Северного Миссисипи, но в главном их поведение такое же, у них те же душевные страдания, те же надежды.

(Уильям Фолкнер).

Пришла ко мне апатия. Причиною - очень тяжёлый месяц июль. Если бы мне даже предложили куда поехать, я отказался бы, такая у меня усталость. Усталость тела огромная, ну и, конечно, усталость духа. Нигде мне неинтересно, как, впрочем, неинтересно и с самим собой. Делаю подобные вот этой записи, да и играю Баха, притом правой рукой фактуру обеих рук (левая у меня болит) – вот в этом и заключается вся моя теперешняя жизнь. Однообразно и невесело. Но меня пока хватает. Надежда только на Кисловодск, поздней осенью или зимой, если позволит мне здоровье, которое час от часу, день ото дня становится всё хуже. Сегодня, 21 июля, я встал с утра просто разбитый.

Хотя б произошла бы смена обстановки, потому что прошли те времена, когда природа Подмосковья смогла меня удовлетворить. Куда б хотел поехать, для такого как я это теперь недоступно, а просто поехать куда-нибудь, боюсь тоски и скуки. Ведь отдыхать я не умею, так как полноценно никогда не сплю, а ничего не делать – ни избежать депрессии. Ну а лечиться – по горло надоело, и это никак не составляет цели моих поездок. Мне это стало просто противным. По горло я сыт стационарами каждый год. А впечатления нужны, но где же мне их взять? Вот и сижу в жаре, в душной квартире, в совсем, совсем безвыходном положении.

Нет у меня теперь друзей, нет и знакомых. Всё ушло.

Соединён ли ты с женою? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены (7:27).

(1-е к коринфянам).

Если нация не сумела сохранить свою культуру, существование нации бессмысленно (Дмитрий Лихачёв).

Я всё-таки из рынка притащил в 6 часу дня (в правой руке) аж пять килограммов. Однако в автобусе мне невозможно было дышать: жарища духота… Победа? Конечно победа; хоть маленькая, но победа. Ведь за меня на рынок за ягодами не сходит никто.

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. (8:8)

…ибо кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое (9:10). (Так должно было бы быть, но далеко не всегда получаешь ожидаемое. Да и что понимать под ожидаемым? Практический результат? Чаще всего наградой – сама работа, сам процесс, действие. - В.Л.).

(Первое послание к коринфянам святого апостола Павла).

Безнравственная власть страстно заинтересована в свободе религии, так как религия проповедует покорность власти, смирение перед нею, ради несуществующего в природе небесного рая, после тяжёлой земной жизни. То есть для власти свобода религиозных отправлений есть элементарный увод людей от реальной, тяжёлой действительности в мир воображаемый, безо всяких сомнений ирреальный, то есть не существующий, ибо не было ни одного примера в истории самой религии, подтвердившего, что есть за пределами земной жизни, органическая, то есть живая потусторонняя жизнь. Эти байки – для того, чтобы человек, будучи по природе своей немощен и слаб, не потерял веры в необходимость земной жизни, обрёл бы смысл в ней.

Насколько честнее были большевики в этом вопросе (в миллиарды раз), преследуя церковь, хотя им и нельзя простить жестокости, с которой они расправлялись с служителями церкви и с их приходами. По крайней мере, большевики не лицемерили и не лгали, тем более, что много было открытых и ярых врагов у советской власти среди людей, причастных к церкви, противящихся новой власти. Ну а какая власть это потерпит? Да никакая…Так устроена любая, конечно недемократическая власть, хотя советская власть (во всяком случае в её основании), была без всякого сомнения властью народной, то есть рабочих и крестьян.

…что такое старость? Старость – это отсутствие желаний. И зависит это не от возраста. Вернее, не только от возраста. К одному это может прийти раньше, к другому позже.

(Лариса Румарчук, Морская звезда, «Наша улица», №1, 2003).

Время ещё не смогло рассмотреть в сталинизме его истинной сущности, то есть ревизионизма им самой сути коммунизма, который, жёстко прикрываясь именем коммунизма, уничтожал истинных и подлинных коммунистов – большевиков. Мир этого не смог понять, огульно обвинив большевизм во всех смертных грехах, приклеив к нему непременно ярлык тоталитаризма и, таким образом, дискредитировал его в глазах мира, мировой общественности, а не только в самой России. Но идея коммунизма нетленна. Она не умерла, да никогда и не умрёт, а возродится на других витках исторического развития человечества с новой, ещё большей силой. Все великие гуманисты всех времён и народов исповедовали и верили в эту идею.

Не уважающий сам себя, не будет уважать другого. Такой человек не имеет понятия, что такое честь.

Взаимная симпатия есть штука не столь уж частая. Она дорогого стоит…

Противно смотреть и слушать по телевидению всяких Феликсов Разумовских, выдающих своё понятие 1917 года за истину, за действительное. Уж так извратили собственную историю, что вообще ничего уже нельзя верить. Надо серьёзно обратиться к сочинениям В. И. Ленина и перечитать литературу, изданную ещё в 20-е годы огромным количеством свидетелей и очевидцев. Но это только в ленинской Библиотеке есть. А где взять силы пойти туда. Ведь это ж надо заказать. У них всё это есть, и это очень, очень интересно. Одно я знаю, что такой массы одухотворённых и прекрасных людей, как в годы революции, Россия никогда не знала. Это и есть особенность людей, которые заряжены глубокой верой в переустройство общества в такие времена, в такие вот эпохи.

Если бы Бога не было, надо было бы его придумать (Вольтер).

Яснее и гениальнее, наверное, не скажешь. Конечно, вера есть не просто великая вещь, а просто необходимая, но только вот во что? Это большой вопрос. Наверное, что б быть счастливым элементарно, и обрести смысл в жизни, надо иметь призвание, ну и, естественно, желание его осуществить. Но ведь призвание дано не всем, так что Вольтер, конечно, прав.

Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

(1-е коринфянам).

Рождественский сонет 2003.

«…у меня так хреново…»

рождества никакого.

Что ж, обычное дело…

я привыкнуть успела,

что по праздникам нужно

оставаться одной…

можно с праздничным ужином

и в тоске неземной…

Можно даже без ужина –

Лечь и просто уснуть…

И никто мне не нужен –

Проживём как-нибудь…

Сны счастливые снятся

Ночью на рождество…

А зачем оно, Счастье, -

Проживём без него…

(Ирина Линдт)

Очень тяжело переношу лето, так как в Москве нет кислорода. Казалось бы, ведь мог просить, или скорее добиваться хоть какой-либо путёвки в Подмосковье или в среднюю полосу России. Ведь свежий воздух – главное! Но вопрос транспорта. Из-за сердечной недостаточности (это, во-первых) я не могу из-за духоты перенести дорогу (автобус, электричка). И это серьёзно. И ещё один фактор, не менее главный. Ну, скажем, как-то бы добрался бы к месту назначения. Но буду тосковать. Я не привык ничего не делать, то есть не умею отдыхать. Почему я был счастлив, когда ездил постоянно в Переделкино. Да потому что там были условия для работы, и я невольно сочетал это и с отдыхом.

Переделкино рухнуло для меня с началом века. Мне его просто не дают. Вообще с приходом Путина у меня всё рухнуло. Не только Переделкино, Подлипки, Удельная, но Дома творчества (Руза в первую очередь. О Сортавале я уж не говорю). Не сомневаюсь, есть много прекрасных мест в Подмосковье, но мне туда ведь не попасть. Лес и равнина более меня не восхищают. Лишь только по приезде. Затем это становится очень однообразным, хотя переделкинский лес, хоть и гнилой, я всё-таки любил.

Вот потому-то и страдаю. Только бы горы, горы, горы. Вот почему мне так нужен Кисловодск, хотя как курорт он уже практически зачах. Но летом никак Кисловодск мне не достать. Даже кардиологическую Клинику, куда я любил ездить в 90-е.

…но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. (16:19).

(к римлянам).

…что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. (15:50).

Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся (15:51).

(1-е к коринфянам).

Истина важна и ценна сама по себе, она облегчает движение человечества вперёд (Теодор Шанин, ЕС, №26, 2009).

Мизандрия – нелюбовь к мужчинам – могучая сила (Минетта Маррен)

Если бы развитие цивилизации поручили женщинам, мы до сих пор жили бы в шалашах (Камилла Палья).

(ЕС, №26, 2009).

Жаль, что Кувалдин, в начале 2006, насильно прервал мою связь с его журналом «Наша улица». Для меня, всё-таки, это был кругозор, и кое-какую, хотя и весьма посредственную, но всё же информацию о текущей, периодической литературе, конечно очень среднего звена, поскольку доступ в журнал имели и не профессионалы, можно было получить. Ведь журнал выходил регулярно, раз в месяц. И журнал был его собственностью, то есть Кувалдина.

Не знаю сейчас судьбы этого журнала. Ведь какое-то, уже немалое время, прошло. Но журналы с подборкой моих, опубликованных рассказов я, конечно, храню. А недавно просмотрел и некоторые другие, и нашёл всё же кое-что интересное в них.

1.Дружба между юношей и девушкой, дружба, а не шашни, величайшая редкость. В наши преклонные годы – тем более. Не лишайте меня этого удовольствия.

2.Мне кажется, основные нынешние лит. тенденции – документ и свободная манера. Их надо увязать. Далёкие тенденции рождают поле, напряжение.

3. Интеллект – такой мощный фактор прозы, что его совершенно необходимо подключить.

4. И если жизнь – выявление опытом путей добра и зла, то я к чему-то пришёл. Думаю, не к разбитому корыту. Хотя толстею, седею…

(Из писем Сергея Довлатова к поэтессе Елене Скульской).

1.Последние годы жизни Давид Самойлов провёл в Пярну. Он бросил, швырнул под ноги прошлому Москву и поселился в маленьком деревянном домике сыровато – жёлтого цвета…

2.Давид Самойлов бросил Москву, но она не хотела с ним расставаться: поэты, писатели, артисты приезжали на улицу Тооминга…

3.Давид Самойлов писал очень просто. Так просто, как, например, Ахматова…

«Копание в себе и излишняя «тонкость» кощунственны - …(т. е. стихов для себя, навязываемых другим) (из письма Д. Самойлова к Е. Скульской).

4…Он пил много, с удовольствием, находил прелесть в каждой фазе опьянения, , много курил, терял зрение…

он гулял вдоль залива, щедро разговаривая со всеми, кто приезжал его проведать… Он умер со стихами, прижавшись к ним и уходя к бездарнейшему из собутыльников – смерти.

(Из письма Елены Скульской в Виктору Кузнецову – Казанскому).

Уже более года назад Кесаев так бездарно оборвал нашу дружбу. А я так ему верил, считая его одним из самых близких своих друзей, хотя встречались мы редко, и, в основном, пути наши сходились в Кисловодске, который он любил также, как и я. Я полагаю очень, не без влияния его жены…

Мне кажется, что если я выйду изящно и красиво одетым среди проживающих в моём районе людей, то только себя унижу, или испорчу себе настроение основательно на много, много дней. Я буду выглядеть, как пижон на болоте…

Он дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (3:6).

(2-е коринфянам).

1…думает он, - когда что-то входит в привычку, оно почему-то далеко уходит от правды и действительности.

2.-Потому что не так страшна человеку беда, которая случилась, как та, которая может случиться.

(Уильям Фолкнер, Свет в августе).

Из-за одиночества, в прямом и переносном смысле, я ничего толком не смог в жизни построить.

Пасмурное утро летом, это – чудо. Благословенная тишина и безмолвие (25 июля 2009).

Столько гибнет не своей, естественной, смертью на земле, а де же воскрешение?..

Всё я прекрасно понимаю, но изменить что-то реально, а тем более, кардинально, мне уже не дано.

Физической женской красоты кругом ну просто пруд пруди, а вот душевной – днём с огнём не найдёшь…

Лето теперь для меня стало каторгой. Конечно из-за зноя. Но погодные условия редко фортят человеку. Кому-то легко, кому-то тяжело; кому-то холодно, кому-то – жарко.

Хорошая привычка, как говорят психологи, может стать чертой характера не ранее, чем через 66 дней?!

Бывшие три советские прибалтийские республики, ныне государства (Латвия, Литва, Эстония), оставили в период Великой Отечественной войны кровавый след в своей истории, обильно омытый кровью своих евреев.

Мне, по большому счёту, не за что благодарить жизнь. С малых ногтей испытывал я, по большей части, только одни страдания. Жизнь никогда мне не шла навстречу. А потенциальных возможностей у меня было много. Нет, я не разбрасывался, и точно следовал однажды поставленной цели. Но свободы себя проявить по-настоящему, в полной мере, на той земле, на которой родился и жил, мне никто никогда не давал. А только напротив, были одни препятствия. Этой землёй была Россия, и никакая она не мать – земля, а была и остаётся для меня мачехой во всём…

Сегодня, 25 июля, мне стало плохо, как 7 августа 2007 (пятый инфаркт), и как в июле 2008 (шестой инфаркт). Нет кислорода. Это уже третье для меня гибельное лето. Включил, конечно, кондиционер. Но он лишь охлаждает воздух, не более, а у меня удушье. Метался по квартире, затем на лестничной площадке. Вышел во двор в кусты, под зелень. На очень коротеньком отрезке ходил вперёд, затем назад, туда, сюда, туда, сюда. Пошёл к себе. Решил я вызвать «скорую», надеясь развеять мои страхи. Однако впервые, с прошлого июля, когда поставили мне кардиостимулятор, электрокардиграмма показала отрицательную динамику, то есть зафиксировала у меня чёткое ухудшение работы сердца. Ехать в больницу я отказался наотрез. Впервые грубил приехавшим по «скорой». Вызвали кардиологическую бригаду, которая нашла просто необходимым срочную госпитализацию в кардиоранимацию. Звонили в сеченовскую академию. Те отказали наотрез. Я подписал, что добровольно отказываюсь от больницы. Договорились, что приедут для контроля в 10 вечера (если я «дотяну» до их приезда). Кто знает, может быть это уже мой последний час…

* * *






автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения

© Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09



 
Hosted by uCoz