Виталий ЛориновКомпозитор и писатель автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения Диалоги с самим собой. Часть 15. Со старостью ничего не сделаешь, её не выбирают, она приходит сама. 1.Каждому дана та судьба, которую он себе предуготовил. Кто ждёт смерти - умрёт. 2.Настоящий художник никогда не перестанет служить своему искусству, даже если он творит безвозмездно. 3. Человек в любой стране остаётся самим собой. 4. Я умею писать лишь для себя, не думая о публике; и, в конечном счёте, это лучший способ завладеть её вниманием. 5. Мы заключили союз не с победой, но с битвой. 6. Чтобы прожить, сумей пережить. 7. Но я знаю, что в нём жил гений, хотя он так никогда и не смог проявиться (эта трагедия искусства встречается чаще, чем думают). (Р. Роллан, Воспоминания). Вера в себя у меня есть, и сохраняется до сих пор, несмотря на сложные перипетии времени, которое обошлось со мной весьма жестоко. Но вот веры ни во что другое, уже нет, и быть не может… Я убеждаюсь, уже в который раз, что для поддержания своего здоровья, пусть на любом уровне, но должна быть работа, которая по душе. Работа меня всегда спасала. Уходить корнями в прошлое для художника не только право - это необходимость (Б. Барток). Песни порой разъединяют людей. Но это и естественно, ведь у каждого поколения они - свои. В основе любого сочинения - тема, и её развитие. Это - ведущий принцип классической музыки (П. Чайковский). Бывший телевизионный аппаратчик, а ныне писатель, Попцов, сказал когда-то фразу, что "бедность унижает". А богатство, заработанное к тому же, как правило, нечестным путём, возвышает? Сомнительная логика. Конечно, бедность не может украшать, но только в том случае, когда она - свидетельство бездарности, духовной опустошённости и просто лени. Я давно перестал предлагать что-либо написанное мною кому-либо поиграть ибо, если даже напечатанный рассказ не читают, что вообще занимает не более 10 - 15 минут времени, то на какие усилия приходится рассчитывать, чтобы исполнить написанную музыку. Всё это не просто приметы времени, а катастрофа, то есть свидетельство тотальной бездуховности людей. Они ужасно нелюбопытны. О какой там любознательности может идти речь вообще, когда людей, живущих ныне, интересуют только деньги. В советское время такого не было. А что теперь вообще прогрессивнее, чем при советской власти? Назовите хоть один факт. Да, анекдот можно рассказывать, не боясь за последствия. Но в остальном во всём - провал, и это объяснение тому, почему очернительство прежней власти приобрело во всём такие размеры. А как иначе скрыть всё неблагополучие нынешней жизни - следствие преступления термидора 1991 года. История стран и государств, это отнюдь не чередование или спираль подъёмов и спадов. Это, как правило, развитие, апогей, и, к сожалению, упадок. Такой же диалектический процесс, как и в любом явлении материального или внематериального мира. 1.Пора да время дороже золота. 2.Всякий гад на свой лад. (Русские пословицы и поговорки). Нынешняя Россия, по сути, осуществила гитлеровский план. Коммунизм уничтожен как общественный строй, СССР не существует, Украина и Кавказ оторваны от России, как и другие территории - бывшие республики СССР. К тому же ростки и всходы фашистской идеологии хорошо дали о себе знать, то есть РНЕ, скинхеды, ксенофобия и прочее. Чем больше всё изменяется, тем больше всё остаётся "по-прежнему" (французская поговорка). Самая высокая форма дисциплины - это самодисциплина. (Луначарский). 1.Мне кажется, что артист не должен смущаться недостаточностью оценки его современниками. Он должен трудиться и высказать всё то, что предопределено ему высказать. Он должен знать, что верный и справедливый суд доступен только истории. 2.Между тем именно работа и должна быть самым могущественным средством против болезненного состояния. 3.Читаю много, занимаюсь английским с наслаждением, работа идёт отлично, ем, гуляю, сплю, когда хочу и сколько хочу, одним словом живу. 4.Я перестал хандрить, стал ощущать большие наслаждения от прогулок, стал снова проникаться прелестью каждой травки и каждого облачка, и одиночество нисколько не мучительно для меня. 5.Работа есть для меня величайшее и ни с чем несравнимое благо, ибо, не будь её, чувствую, что печаль и тоска угнетали бы меня до чрезвычайности. (П. Чайковский, О музыке, о жизни, о себе). Я не верю, что косноязычный, косноязычно мыслящий человек может быть писателем. Если человек в разговоре плохо изъясняет свою мысль, значит, у него нет ясности в голове. Я не верю, что можно плохо говорить и хорошо писать. Литературные способности, это не только интеллект и эрудиция, это, главным образом, мышление, а значит язык, притом литературный язык. 1.Я буквально не могу жить, не работая, ибо как только кончен какой-либо труд и хочешь предаться отдыху, как вместо отдыха является тоска, хандра, мысли о тщете всего земного, страх за будущее, бесплодное сожаление о невозвратном прошлом, мучительные вопросы о смысле земного существования, одним словом всё то, что отравляет жизнь человеку, не поглощённому трудом и ещё склонному к ипохондрии. И в результате является охота немедленно приняться за новый труд. Понятно, что при таких обстоятельствах не всегда этот новый труд вызван настоящей творческой потребностью. 2.Между тем жить без дела, без работы, поглощающей время, помыслы и силы, очень скучно. (П. Чайковский, О музыке, о жизни, о себе). При повышенной суетливости нужно помнить, что ничего не вечно, и всё преходяще. Всё пытаются вколотить, что сегодняшняя жизнь лучше, чем при советском времени. Плохо получается, да и не получится никогда. 1.Часто унывают вовсе не худшие, а те, которые являются наиболее требовательными к жизни. Надо идти на помощь к таким людям. 2.Сила долга обязана победить страх. Страх связан с бездельем. Ему страшно только тогда, когда он не занят. (Луначарский). 1.Лучшее лекарство от оскорблений - забвение. 2.Коль сомневаешься, значит, ищешь дорогу к истине. (мудрость). Беда в том случае, если ей сдаёшься, а как жить потом будешь… Надежда - хлеб несчастливца (присловье). Человек должен сам завоевать себе права, если не хочет быть раздавленным (Горький, Мещане). Кто робко просит, сам отказу учит (присловье). Наполняешься жестокой и сладостной свободой бытия, когда находишься на вершине какой-либо высокой горы или скалы. Принцип доступности музыкального произведения был, есть и будет непобедим (Белан, румынский музыковед). Михаил Жора, Сюита для фортепиано "Игрушки для моей жены" (1927): 1 часть - Мечта о жемчугах, 2 - Госпожа танцует, 3 - Буря в стакане воды, 4 - Госпожа хочет слушать музыку Стравинского, 5 - Финал. "Живые, мы принадлежим смерти" (мудрость). М. Арнольд, Большой гастрономический Концерт для соло едока, блюд и оркестра: 1 - Прелюдия устриц, 2 - Каденция супа "виндзор", 3 - тема с вариациями английского ростбифа, 4 - скерцо с сыром, 5 - легато с персиками, 6 - Кода с кофе, ликёром и чаевыми. Прежде не было человека, который, узнав, что я - композитор, не спросил бы, а что я сейчас пишу, над чем работаю. Теперь таких людей нет. В советское время талант уважался, а теперь уважают исключительно деньги, как и чем бы они не пахли. А потому процветает воровство, мошенничество, и всякие преступления. Человеческая жизнь ничего не стоит, человека можно убить как муху, так как упразднена смертная казнь за убийство. Такое положение в обществе - основа его незащищённости и страха, а, значит, колоссальной слабости. Но власть имущих такое положение устраивает. Это - от их миропорядка. Они ведь знают, что их то не прибьют, их охраняют. У меня никогда не было связей, и не было поддержки. Боролся всегда я в одиночку, надеясь на собственные силы. И этим объясняется, что я так и не добился постановок своих опер, да и многих премьер моих симфонических произведений. С камерной музыкой было проще и легче. А потому что очень часто те, от кого зависел я, чувствовали, что я беззащитен перед ними, и, таким образом, заинтересовать их не смогу. Они хорошо знали, что за моей спиной не той силы, или того авторитета, который может повысить их в глазах других. Вот потому то я и утверждаю, что на свете очень мало по-настоящему отзывчивых и бескорыстных людей. Рейнеман, "Иероглифы", для 3-х флейт, челесты, арфы, фортепиано, 2-х мандолин, 2-х гитар и чашечных колокольчиков (1918). А Галахов меня "распинал" за то, что я написал Квартет для трубы, арфы, вибрафона и контрабаса. Дескать состав непрактичный, и никто музыку для такого состава играть не будет Понятно, что он руководствовался другими мотивами в отношении меня, отнюдь не творческими. Нач. ген. штаба "доблестной" российской армии, некто Болуевский, балуется обещанием подарить террористической организации "Хамас", пришедшей к власти в Палестине, военную технику в виде всего лишь двух вертолётов (потом иди проверь!). Откуда эта "слабость" к бандитам. Ему мало собственных, отечественных террористов, он ещё их будет иметь…Эта - завуалированная форма давней неприязни России к Израилю. Мало в прошлом Россия помогала арабам военной техникой в их неправедной борьбе против существования Израиля. Однако опыт ничему не учит. Ведь все такие действия со стороны России всегда были и будут обречены на провал. Конечно "подарки" не зазорно дарить, кому заблагорассудится, но ты же даришь их врагам Израиля. Так что не рассчитывай впоследствии на дружбу, взаимопонимание, или хотя бы "элементарное доверие" со стороны израильтян. К тому же они в таких "приятелях" и не нуждаются. Диву даёшься, как можно было дать возможность России быть посредником в урегулировании ситуации на Ближнем востоке. Это всё равно, что доверять котам вопросы безопасности мышей. 4-я оркестровая сюита Г. Думитреску "Полеводческая". Каждый раз, после очередной ночи, после странных и тревожных сновидений, я, с удивлением констатирую, что вновь возврашаюсь в прежний, реальный мир, который есть на самом деле, которого когда-нибудь не станет вовсе. Многочисленные жизненные неудачи на музыкальном поприще (с точки зрения "раскручивания"), вызвали у меня, подобно Жану Кристофу, сильное разочарование. Нет, творчество по-прежнему остаётся смыслом моей жизни, но никакого результата я более не жду, кроме творческого вдохновения, то есть желания творить. Мир успеха уже давно и абсолютно стал мне чужд. Я там даже не гость, а просто чужак, и никогда не буду добиваться его. "Цель - ничто, движение - всё" (Бернштейн), и в этом - моё счастье. Действительно Россия, это страна бесконечных страдания, потерь и слёз, и постоянного идейного разброда. Так было, есть, и так будет. Как это глубоко и ярко показал Горький в романе "Жизнь Клима Самгина". Никогда ещё Горький, в моём сознании, на поднимался до такой высокой философской глубины постижения русской действительности. Всю жизнь я искренно и преданно служил своему делу. В ответ же получал недоброжелательство и фальшь. На рубеже 2000 века я осознал тщету всех своих чаяний, и, как следствие, свою ненужность людям. (А в России почему то всегда много "лишних" людей). И, таким образом, решил я пренебречь желанием служить не уважающим мой труд общественным интересам, а продолжать свою работу, но только для себя, не предлагая более его людям. Поскольку моё творчество и моя жизнь оказались не востребованным и для света, я более со светом не общаюсь. Я часто вспоминаю Гёте, советовавшего не жаловаться на низменное и подлое. Для того, чтобы преодолеть невнимание людей, требуется время. Но не везде, и не всегда. 1. Он (Христос) возвестил миру истину, что родина не составляет ещё всего, что перед гражданином и выше его стоит человек. 2. Он никогда не считал земное богатство и власть достойными внимания. 3. Иоанн Креститель был чистокровный еврей. Иисус почти не был евреем. 4. Но соединение ума с нравственной чистотой менее всего прощается глупцами. 5. Иосиф и Никодим похоронили Иисуса по еврейскому обряду, завернув его в пелены, пропитанные миртом и алоэ. 6. Всё лучшее в мире творили в состоянии лихорадочного возбуждения. Всякое выдающееся творчество нарушает равновесие; процесс родов, в силу законов природы, представляет собою акт насилия. (Э. Ренан, История зарождения христианства, Жизнь Иисуса). Талант возникает, конечно же, вне времени. Но вот возможность его проявления и реализации - в прямой зависимости от времени. Это, с точки зрения его востребованности. По этой вот причине, в последние годы, я отошёл от общественной жизни ввиду моей незадействованности, вследствие негативного ко мне отношения со стороны около деятелей искусства, каждый из которых - на чиновничьем посту, хотя ещё до 2003 года я был исполняемым и как бы признанным композитором. Однако я не сдался и не сложил оружия. Лишённый элементарных прав, от творчества я не отказался, а отказался от борьбы за место "под солнцем", хотя ничьего места я не занимал. Я осознал и понял бессмысленность и ненадёжность сиюминутного успеха, как и успеха вообще. Я понял, что в этом обществе отсутствует настоящая духовная жизнь, и подлинный интерес к искусству, а процветает лишь приспособленчество. Быть может, по большому счёту, так было всегда?.. По телевидению показывают два сериала (экранизации двух романов, Максима Горького и Василия Аксёнова). И какая разница в масштабе содержании. Тот и другой роман - о судьбах России. Однако Горький, это глыба, свидетель времени и летописец его. Аксёнов же, в лучшем случае, лишь пересказчик, лишь тень времени, хотя и современник, но попутчик его. 1.Валери ничего не интересовало за пределами интеллектуального праздника жизни. 2.Человека на протяжении всей его жизни терзает голод оценки. 3.Одиночество - мать совершенства. 4.Под натиском творческой работы ослабевают все иные привязанности и страсти. (Ян Парандовский, Алхимия слова). Человеку, посвящающему себя литературному творчеству, не нужны чувства, женщины, дети, у него не должно быть сердца, только мозг (Э. Де Гонкур). Не знаю, почему это получается, что сестрой таланта оказывается нужда (Петроний). Всё вдохновение состоит в том, чтобы ежедневно, в один и тот же час, садиться за работу (Флобер). Правду легче всего сказать смеясь (римское изречение). Слава и богатство не заполнят жизнь, лишённую привязанностей (Доницетти). Муторно от того, что люди уезжают за рубеж. Всё меньше и меньше остаётся у меня просто знакомых людей. Я же уехать никуда не могу. Да и не только по причине физической немощи. "Одинокому везде пустыня". И куда я могу поехать, ведь никого у меня нет. Да и кому я нужен, такой старый. Придётся уже доживать свой век в России. 1.Высший человек не тот, кто наделён неким даром, и кто выносит это богатство вовне, но тот, кто организовал себя во всём объёме своего существа. 2…что поставленные извне условия и трудности, которые требуют взыскательного и волевого усилия, не всегда лишены подлинной пользы для автора. 3…ибо по дерзости, если не безрассудству, их предприятие (поэтов) не знает равных, и, принимаясь за него, как боги, они кончают простыми смертными. 4.Самое прекрасное усилие смертных - когда свой беспорядок они претворяют в порядок и благой случай - в возможность; это-то и есть истинное чудо. Я предпочитаю, чтобы гению своему не давали поблажек. "Гений", не умеющий противостоять себе, есть…не более, чем врождённая виртуозность, но виртуозность неровная и неверная. 5.Редки смертные, которых не ранит непонимание чего-либо, и которые благовольно принимают это, как обычно принимают незнание языка или алгебры. 6.Искусство и труд обогащают нас. Муза же и благой случай позволяют всего только брать и откидывать. 7.Оставайся спокоен. Гляди бесстрастно. Почему? Потому, что это спокойствие, и это бесстрастие воспроизводят устойчивость, а также время, которое от всего очищается. (Ян Парандовский, Алхимия слова). В жизни, наверное, можно сделать всё, во всяком случае многое, если не надорваться. Какая же бессмысленность торопить и вычёркивать ожиданием цели дни, то есть неповторимость мгновений жизни, данной нам единственный раз как драгоценный подарок (Ю. Бондарев).
автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения © Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09 |