Виталий Лоринов

Композитор и писатель

автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения




Об отдыхе и работе.

С тех пор как стал я ездить в санаторий, не помню случая, чтобы я действительно и полностью там отдыхал.

Когда-то, в журнале «Новый мир» печатались «Дневники» Александра Твардовского, в которых он писал, будучи на отдыхе в Барвихе. И помню такую запись в его «Дневнике»: «-Не мерянным временем я жить не могу». То есть нужно обязательно организовать на отдыхе своё время, что бы, безусловно, работать, иначе становится тоскливо и неинтересно. Вышесказанное целиком относится и ко мне. Я всегда использовал время для работы не только в санатории, но и находясь даже в больничных условиях. Старался превратить своё пребывание как бы в Дом творчества.

Когда питание организовано, то есть не нужно думать, что купить и как готовить (хотя последнему я, к сожалению, так и не научился), то высвобождается много свободного времени, которое всегда использовал, либо для сочинения музыки, либо для поиска поэтических текстов для романсов, хоров, вокальных циклов. Или занимался чисто технической работой, то есть перепиской своих сочинений, либо правкой, то есть просмотром собственных партитур. Отдыха. как такового, я не знал. Он мне не удавался. Но как бы совмещение благоприятных условий для отдыха и работы, то есть возможность что-то сделать, для себя полезное, находясь на отдыхе, всегда приносило радость и удовлетворение, и благоприятно сказывалось на общем самочувствии. Часто именно пребывание в санатории и было для меня подготовительной работой к написанию

чего-то значительного. То есть, фактически, свою творческую работу я никогда не прерывал.

Будучи в РКБ – 2, осенью 1989, я написал фортепьянное трио «Осеннее», находясь под сильнейшим впечатлением от угасающих летних красок, во время многочисленных прогулок по Измайловскому парку. В 1987 году, в Кардиоцентре, писал я 3-ю симфонию , а в санатории «Переделкино», в эти же годы, то есть в 1986, искал я и нашёл поэтические тексты для «Лирической тетради» (цикла для 4-хголосного смешанного хора без сопровождения, на стихи русских поэтов). В 13-й больнице (в Люблино) работал над партитурой оперы-мистерии «Иов страдающий». Там же, в 13-й, были написаны и 2 квинтета для медных духовых инструментов. А в санаторном отделении больницы имени Алексеева - вокальный цикл на стихи русских еврейских поэтов. В Клинике неврозов, в августе 1993, заканчивал я свою 5-ю симфонию, посвящённую Кисловодску.

Не говоря уже о Домах творчества композиторов. В «Иваново» я написал Сюиту для большого симфонического оркестра и первый свой Квинтет для деревянных духовых с валторной. А в Рузе – 4-ю симфонию и Концерт для тубы и симфонического оркестра.

Находясь в Кисловодске, в Кардиологической клинике (в сезоне 2002 года), я написал цикл фортепьянных пьес для юношества, который и назвал соответственно «Кисловодским альбомом». Когда я, после завтрака, шёл в клуб, то писал по одной пьесе в день. Естественно размеры пьес были невелики – одна страничка или лист. Но я писал их с увлечением, ибо когда садился к пианино, то испытывал невероятное состояние душевного подъёма, от опьяняющего предгорного воздуха, насыщенного солнцем и огромным количеством кислорода. У меня всегда там, в Кисловодске, возникает ощущение лёгкости и радости бытия. Я чувствую себя как мальчик, и лезу в горы, куда только могу. Я даже окончательно, в том сезоне, изорвал свои прекрасные импортные джинсы, ползая по горам.

Однажды, появившись в холле клуба рано (после завтрака), чтобы посочинять, я обнаружил, что в зале Клиники – 5-тиминутка. Внезапно двери зала распахнулись, и вывалились оттуда медработники во главе с главврачом. Он остановился возле меня, и обратился к присутствующим с вопросом. «- Вы знаете, кто это?»- указывая пальцем на меня. И сам ответил: «- Это - известный московский композитор Виталий Лоринов, который уже не первый год отдыхает в нашей Клинике».

Всё это было сказано с гордостью.

«-Смотрите, какие чудеса творит наша Клиника. Сколько времени прошло с тех пор, как вам сделали аортокоронарошунтирование?» - обратился он ко мне.

Я: «- В апреле 1992 года».

«-Смотрите, уже прошло 10 лет. Вот как лечит наша Клиника!»

«Вообще то чувствую себя неважно в Москве» - робко возразил я. «- Это Кисловодск очень помогает».

«-Сыграйте нам фрагмент вашей симфонии, посвящённой Кисловодску»- решительно сказал он мне.

Но как я мог сыграть оркестровое сочинение вообще на пианино, то есть не заглядывая в ноты. А ведь в симфонии то - миллион нот (для различных инструментов). К тому же у меня не было с собой партитуры, да и к чему её было привозить. Однако, я моментально понял, что выходить из положения надо, коль мне оказано такое внимание. Памятуя о том, что мало кто, из присутствующих, приобщён к музыке, то есть, грубо говоря, разбирается в ней, я решил сыграть им эстрадную, свинговую музыку, вернее музыку для симфоджазового оркестра 40-х годов уже прошедшего 20 столетия. Это была «Лаура», пьеса американского композитора Дэвида Раксина для трубы и оркестра. Я с вдохновением её сыграл на фортепьяно, чем вызвал буквально шквал аплодисментов в свой адрес. Конечно, я обманул их, даже одурачил. Но это же было не нарочно, и не специально. Я понимал, что просто не имею права их разочаровать. И все остались очень довольны.

Я «разрешился», в мой прошедший сезон, ещё одним «подвигом» в пользу Клиники. Инженер из Ростова на Дону, Филатов, написал стихотворение, то есть Гимн Клинике, в ритме вальса. И я состряпал музыку по просьбе главврача. Об этом теперь в Кисловодске знают все. И собирался разучивать мелодию Гимна вместе с медперсоналом, так как главврач задумал исполнять один куплет Гимна хором, перед началом пятиминутки (как торжественную процедуру символа Клиники). Вот текст 1-го куплета:

«Пусть не только виски поседели уже,

И редки с Кисловодском свиданья.

Пусть нам Клиника будет как рай в шалаше,

Если в доме нам жить нет желанья».

При этом две последние строки повторяются, оформляя музыку в куплет. Таким образом мой скромный вклад оказался как нельзя более кстати. Он внёс весьма заметное оживление в размеренную жизнь кардиологического учреждения.

О существовании Гимна Клиники теперь знают и все отдыхающие там. Главврач Клиники, Верес Александр Андреевич, заверил меня, когда я уезжал, что к моему очередному приезду в Кисловодск (то есть в Клинику), Гимн будет ими выучен. Ну я надеюсь. Пока что мы договорились о том, чтоб ноты и текст Гимна были написаны крупным шрифтом, и вывешены на стенде Клиники в рамочке. Таким вот плодотворным образом закончился мой очередной сезон пребывания в Кисловодске. Но жизнь – непредсказуемая штука. Приехать в кисловодскую Клинику вновь, то есть в этом году, мне уже не удалось.




автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения

© Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09



 
Hosted by uCoz