Виталий Лоринов

Композитор и писатель

автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения




Лилэ.

Сухуми. Сентябрь 1974. Дом творчества композиторов "Лилэ". Композиторы Илья Катаев и молодой Евгений Птичкин. Птичкину - телеграмма от родителей из Москвы. "Дорогой Женя! Поздравляем тебя с успешной постановкой музыкальной комедии". Очень популярный грузинский советский композитор Реваз Ильич Лагидзе. Его "Тбилисо", в исполнении незабываемой Нани Брегвадзе, разнеслось по всему Советскому Союзу. Лагидзе толстый, лысый, уверенный в себе 55-тилетний грузин, человек, по внешности похожий скорее на фараонова виночерпия, пребывал на отдыхе, представьте, с двумя жёнами, молодой и пожилой. Очень любил играть в биллиард. Таких огромных биллиардных столов, с темно зелёным сукном, не видел я нигде и никогда. Лагидзе всегда встречал меня с улыбкой. Он обещал, что на своей автомашине "Волга», Газ – 21, поедет за кахетинским вином, без которого он обходится не может. И обещал угостить всех…

Композитор Володя Левит, напоминающий по росту и по внешности Жана Марэ, в "Лилэ" - вместе с отцом. Отец Володи -крупный, пожилой, в шёлковой белой рубашке, с палочкой. Сидел всё время в кресле и курил трубку. Он - председатель русской секции Союза писателей Грузии. Я сказал ему, что он очень похож на одессита.

"- Вы делаете мне комплимент" - с улыбкой ответил он.

Обычно в сентябре бывали здесь Родион Щедрин с Майей Плисецкой.

Я прилетел в Сухуми уже поздним вечером, в 10 часов. Тащился по переулку, параллельному Тбилисскому шоссе, с огромным чемоданом. Главного входа тогда я не нашёл, к тому же уже было темно. Пришёл к калитке, ведущей во двор Дома творчества. Калитка была заперта. Через открытую дверь сторожки вижу лежащего на топчане маленького человечка. У входа лежит большая собака, овчарка. Молчит, не лает. Я попросил открыть.

"-Я вам открывать не обязан" - категорично ответил мне человечек.

"-А как же мне зайти?"

"- Ду ю спик иглиш? Шпрехен зи дойч? Парлеу франсез? - как бы с иронией спросил человечек, и удовлетворённый тем, что я не смог ответить, поднялся с топчана.

"-Еу штиу руманешти" (Я знаю румынский)" - сказал я.

"-Тогда заходите!" - весело ответил он.

В корпусе у меня - одноместная комната, с балконом, на 3-м этаже, выходящим на Тбилисское шоссе, и, соответственно, с видом на море. Чуть выше Дома творчества, у подножия горы, - Дом отдыха Совмина Грузии, с бесчисленными кустами ещё не созревших, зелёных мандарин. Есть и инжир. А по обочинам Тбилисского шоссе - грушёвые деревья. И кажется (да так оно и было), что никаких других сортов там нет. Тбилисское шоссе - прямая линия, вытянувшаяся вдоль моря, идёт мимо дендрария, мимо известного на всю страну питомника обезьян, к аэропорту Келасури.

Через 3 дня решил зайти к одной замужней паре из Москвы. Я накануне познакомился с ними. Они - из струнной группы оркестра одного из московский драмтеатров. На территории "Лилэ" расположился и Дом отдыха Грузинского театрального общества, в котором эта пара отдыхала.

Как только я направился в подьезд этого 2-хэтажного особняка, как слышу за спиной громкий голос того самого человечка.

"А куда это молодой сеньёр направляется?"

Я, от неожиданности, втянул голову в плечи. Замужняя пара говорит, что этот сторож, дядя Миша, родом из какого то грузинского села.

"-О, это совсем непростой человек. Разве он задал бы вам такой вопрос. Он действительно знает много языков. Этот грузинский еврейчик - бывший биллиардист, притом такого масштаба, что немало поездил и

"погастролировал" по Европе"…

Я явно пришёлся "по вкусу" ему (то есть дяде Мише). В биллиард я играл плохо, но зато очень любил смотреть на поединки с его участием. Обычно по 4, по 5 человек обьединялись, то есть играли против него

одного. И он неизменно побеждал, загоняя по 4 - 5 шаров подряд в лузу. Для развлечения он часто брал меня с собой играть в паре. Что б поучаствовал и я, он часто подгонял шар прямо к лузе, и я, таким образом, "добивал", то есть проталкивал с успехом то, что неминуемо должно было упасть. При этом, в пику соперникам, он, громко хохоча, весьма одобрительно меня хвалил. При этом он побеждал соперников играючись.

Уже несколько лет функционировала на черноморском побережье Грузии (в районе Гагры) знаменитая новоафонская пещера. Спуск вагонетки в "преисподнюю", и вы присутствуете в вечности. Последний из восьми залов пещеры - со сталактитами и сталагмитами. Назвали "Тбилисо". И там всегда звучала одноименная песня Реваза Ильича Лагидзе. Я рассказал ему об этом. Он этого даже не знал. И мог претендовать на денежные отчисления, то есть проценты за использование её.

В одном из номеров Дома творчества отдыхал вместе с женой З0-тилетний инженер, корабел из Ленинграда. А это было время "шума" вокруг пастернаковского "Доктора Живаго". До приезда в "Лилэ" ленинградец побывал в Париже, и привёз оттуда 2 миниатюрных томика "Живаго" (то есть 1-ю и 2-ю части), изданных во Франции на русском языке. Я попросил дать почитать и мне, а прочитав, был удивлён, так как искал в романе антисоветчину. Но ничего подобного я там и не нашёл. Доктор Живаго и его мир, и неспокойная доля интеллигенции, не сыгравшей почти никакой роли в революции - вот содержание романа. И, наконец, печальный исход жизни самого Живаго. В тексте романа даже были строки, что нарождалась новая сила, которой было суждено сыграть главную роль в развитии страны (имелся в виду рабочий класс). Я просто недоумевал, почему роман так критиковали, ибо не знал истинной подоплеки гонений на Пастернака.

Все постояльцы "Лилэ" были, естественно, увлечены морем. Ведь - бархатный сезон. Я вызвал к себе на отдых в "Лилэ" родного брата. Он оплатил питание, а жил вместе со мной. Он подружился на пляже с известным цыганским певцом Николаем Сличенко, бывшим уже в ту пору директором цыганского театра "Ромэн". И в общем был в их семейном кругу, так как подолгу беседовал на пляже с женой Сличенко, молодой азербайджанкой, которая охотно делилась с моим братом почти семейными их тайнами, то есть весьма нелегким характером, и некоторыми человеческими качествами ее мужа, популярного в те времена и очень эмоционального цыганского певца.

Я часто беседовал на пляже с Витачеком, племянником Елены Фабиановны Гнесиной, который в 30 лет уже был доцентом. Он преподавал инструментовку в музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. Был очень некрасив, прихрамывал, страдал еще каким-то недугом. Впоследствии, в Москве, я его уже больше не встречал. Влюбился в местную девушку-гречанку, из пригорода Сухуми, Володарское, что находилось по ту сторону горы. Собрался вместе с Розановым (преподавателем консерватории) пойти к ней в гости, через горы. А Володарское - греческое село. Но, несмотря на приглашение, мы почему то побоялись, и не пошли. Затем узнали, что родной брат этой девушки сидит в тюрьме за соучастие в убийстве. Сейчас убийство - обычное явление в российской жизни. Тогда же это было просто ЧП.

Обслуживающий персонал в "Лилэ" - абхазские женщины, притом пожилые. Разговорился я с одной из них. Узнал, что дочь ее - на выданье. А я ведь в это время был уже в разводе, то есть "свободный" от брачных уз мужчина.

"-А ты богатая?" - спросила она меня, рассчитывая посватать. Говорить по-абхазски, это значит добавить всего лишь к русскому слову букву "а" в качестве приставки (ресторан - аресторан, вокзал – авокзал, и т.д.).

Вода на пляже в Сухуми была до 36 градусов тепла. Ну просто тропики…Знал, что в Сухуми - дача Андрея Мелитоновича Баланчивадзе, патриарха советской грузинской музыки (кстати родного брата знаменитого американского балетмейстера Жоржа Баланчина). Ведь Андрей Мелитонович дал мне когда-то путевку в жизнь. Я должен был учиться у него как композитор, но судьбе было угодно поступить иначе. Рвал зеленые мандарины, а также еще не совсем созревшие груши, благо они были ничьими, то есть росли сами по себе. Но после событий 1991 года, в "Лилэ" попасть уже было невозможно. Ведь ДТК уже принадлежал другой стране, то есть Грузии. К тому же во время военных действий между Абхазией и Грузией в помещение "Лилэ" попала бомба. И, полагаю, что "Лилэ" как дом творчества композиторов уже, к сожалению, перестал существовать.




автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения

© Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09



 
Hosted by uCoz