Виталий Лоринов

Композитор и писатель

автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения




Из цикла Избранные места из переписки с друзьями.
Глава 1. Письма композитора Давида Финко студенческих лет.

Финко Давид (1936, Ленинград). Русский советский композитор. Окончил Ленинградский кораблестроительный институт, затем Ленинградскую консерваторию как композитор. Член Союза композиторов СССР. С 1972 года живёт в Америке (Филадельфия). Автор большого количества сочинений в различных жанрах музыки, преимущественно в симфонических и камерно - инструментальных.

Ныне, кроме творческой деятельности, занимается и издательской работой. В период пребывания в консерватории, учился факультативно игре на альте, и симфоническому дирижированию. Издательство, основанное им, является членом АSCAP.

Письма консерваторского периода.

"Дорогой Витя! Получил твою открытку. Спасибо за поздравление и за то. что помнишь меня. Поздравляю тебя также с сочинением, желаю успехов. И также бодрости во всём. Меня ты сейчас застал во власти одиночества, и твоя приветливая открытка была мне очень дорога. Я сейчас переживаю самый грустный эпизод в своей жизни, несчастливый, так как я - свободен, занимаюсь собою и нетворческим делом, в общих чертах здоров, и вкушаю жизнь полной грудью. Грустный, так как я - сижу сейчас без копейки денег. Меня ждёт неизвестность, и, очевидно, борьба за своё существование. Что ж, я не уклоняюсь от борьбы и буду биться насмерть. Всё положение скрадывает работа, которая доставляет мне радость. Я понимаю, у нас с тобой , - разные взгляды на некоторые вопросы жизни композитора. Но мы ещё не стары, и будем менять свои взгляды под воздействием жизни. Прости, что я опять

"зафилософствовал", но я сейчас ничего не делаю, отдыхаю, после похорон моей любимой бабушки…

Я кончил тоже хорошо, но не с отличием. Если бы я кончил с отличием (кафедра была за меня), меня должны были бы взять в аспирантуру, а я тоже не занимался общественной работой. То, что я - ленинградец, и имел печать в паспорте о постоянной работе, спасло меня от "тривиальной" педагогической работы на выезде. Но ничего не было бы страшного и в этом случае - везде живут люди. Жил бы в мещанском городке. Бриттен живёт в Барроу (рабочий городочек на побережье Англии).

Коллоквиум прошёл сносно; я не знал писем Малера не знал способов развития материала во 2-м акте "Парсифаля", не очень чётко объяснил, что такое художник- гуманист. И т. д. Получил 4 с плюсом. Мне хватит, тем более - не в этом дело. Сейчас я вижу для нас один путь: писать, писать и писать. Также надо работать над собой, над своим образованием, над своей волей. Надо заставить себя работать в любых условиях, иначе не стать композитором. Любой (гений даже) художник, при малой производительности истощает себя. И вообще, без систематического правильного управления трудно избежать регресса.

Конечно, качество должно быть предельно высоким по имеющимся возможностям. Не мне тебя учить, ты это знаешь лучше меня.

Сейчас я работаю над одноактной оперой, которая мне предложена фактически как "проба" (испытание). Весной сего года я предложил в литературную часть Мариинского театра черновик либретто оперы на советский сюжет. Меня пригласили туда и сказали, что мой труд, это - "дерьмо гусара после банкета", но что я чувствую оперу, и сцену в частности. Меня спросили, есть ли у меня хоть одно совершенное вокальное произведение. Пусть маленький романс. Спросили, писал ли я оперы. И какие оперы знаю досконально. Потом обо мне наводили справки и снова позвали. Я показал один романсик на слова Гофштейна, которые признавали многие ленинградские "киты", показал оперную сцену из африканской оперы (с 3-го курса). Затем задали мне потрясающий вопрос: "что, я хочу получать заказы и деньги, или действительно хочу по настоящему писать оперы". Конечно, я назвал второе. Мне сказали, что первые оперы не могут получиться удачно, даже у гениев (хотя были исключения, как и везде), чтобы я приготовился написать не менее 3- 5, до первой настоящей. После всего меня провели на премьеру "Питера Граймса"" Бриттена, и дали на выбор два либретто по одному акту. Я долго не решался, затем остановился на лирико-драматической опере по Чехову, и начал 20.04 работать. С их разрешения меняю либретто по ходу дела, стихи разрешили переделать. Первая сцена уже изменилась, коренным образом отличаясь от либретто.

Каждый раз встречаюсь с неизведанными трудностями. Когда я их преодолеваю, я - счастлив, и не замечаю усталости. Эта работа должна выработать профессионализм, У меня ещё не было такого срока - 60 минут музыки к 1-му сентября. Я заставил себя закончить эту штуку в срок, тем более, что я серьёзно увлёкся работой. Жаль, но я вижу, что мне, действительно, не удастся сделать её по-настоящему хорошо. Воистину, "первый блин - комом".

(13.07.65).

Дорогой Витя!

Извини, что так долго не отвечал. Хотел тебе выразить сочувствие и солидарность с твоей болезнью и трудностями в реализации своих работ. Теперь это уже поздно делать, тем более, что уже всё, очевидно, налаживается и скоро всё будет хорошо. Ты пишешь, чтобы я тебе сообщал обо всех своих делах. "Molto grave funebre e misterioso poco a poco tragico e aspro" - вот мои дела, моё настроение и будущее.

Прости за шутку, но жизнь сама есть злая шутка!

Мой ребёнок серьёзно болен. Стоит вопрос о перемене климата и даже о переезде в другой город.

Слушал "Орфея и Эвридику" Глюка в живом исполнении. Думай обо мне, что хочешь - я плакал. Я почувствовал своё уродство и узнал, что я - гадкий утёнок, который никогда не станет лебедем, не захотел в те минуты жить. Был на премьере оперы Д. Толстого (сына знаменитого Алексея Толстого) по "41-му" Лавренёва. Зал был почти пуст. Привели солдат и курсантов, чтобы заполнить. Я понял, что что-то произошло с публикой и с нами. Что же именно - никто не знает. Купил ноты: Пуленка "Человеческий голос", "Лунный Пьеро" Шёнберга, "Гибель богов" Вагнера. Пиши. Будь здоров. (21.12.65).

Дорогой Витя!

Поздравляю тебя с Новым годом! Желаю тебе всех благ во всём!

Найди своё счастье и успокоение в Новом году.

У меня наступил новый период - бросил писать, так как очень устаю на службе. Мучаюсь гипотонией и головными болями.

Имел автомобиль, объездил на нём Прибалтику, но из-за трудностей содержания, продал его. Жду выхода в свет книги о Клюзнере, который написал по договору с издательством. Получил аванс. Книга уже в наборе, выйдет к лету. Исполнений давно у меня нет. Я устал их пробивать. Это трудно, если ты - не Председатель СК. Пластинка с моим Концертом для скрипки и альта продавалась во всех магазинах.

С приветом, Давид.

Дорогой Витя!

Свою оперную штучку "Поленьку" всё же показал. Сказали, что "профессионально, выразительно, точно по форме, но тема - не в жилу". Обещали сразу договор на другой сюжет. Я не расстроился, так как приобретённый опыт дороже всего, а "Поленька" не пропадёт, и своё получит. Время и время - лучший судья! Если опера стоит того, то где-нибудь и кто-нибудь её исполнит когда-нибудь. Как говорится "никогда не будет второй оперы, если не будет первой".

Был в филармонии много раз. Играли виолончельный Концерт Тищенко. Интересно! Сегодня играли скрипичную сонату Бен-Хаима. Он сделал большие успехи. Слушал "Октябрь" Мурадели. Мне кажется это прямолинейно и слабо по музыке (в основе). Прости, что написал тебе на обороте забракованного листа "Молотка без мастера" Булеза. Другой не нашлось под рукой.

Пиши. Давид.

(12.03.66).

Дорогой Витя!

Намерение писать симфонию, одобряю, но это - мука, тяжкий труд. Почему ты решил это? Накопилось что сказать? Тогда стоит. Наберись мужества и самообладания, чтобы довести работу до конца. Я, лично, на своей 1-й симфонии потерял, наверно, несколько лет жизни. Узнал я о возможности её исполнения 12. 02, когда у меня были в черновике сделаны 1-я, 2-я, а 3-я и 4-я намечены были весьма эскизно. Я взялся за чудовищное дело - успеть написать партитуру и партии к исполнению 20.03.Я взялся за работу с рвением, вставал в 7 утра, ложился в 1 час ночи, строчил партитуру карандашом (для скорости), часто пропуская обед и ужин. Слезились глаза, кружилась голова, я плакал от отчаяния, что не могу остановить время, пил корвалол. Я не хотел упустить шанс быть исполненным, и не щадил себя. Отдавал в переписку (за свой счёт) по частям. 5.03 партитура была окончена, 6.03 в Москве я показал некоторым знатокам и дирижёрам. Оказалось, что слабым звеном у меня является 3-я часть, повторяющая эмоционально во многом содержание 1-й части. Я написал новую 3-ю часть, сам переписал голоса, так как уже переписали голоса старого варианта. 16.03 я вылетел на место. 17.03 была первая репетиция, на которой я (после бессонной ночи) ставил штрихи в "безштриховых" пультах. Репетиции шли напряжённо, оркестр был измучен Концертом Стравинского. Все грызлись друг с другом. Дирижёр - гастролёр, он знал, что уедет опять, хотя и числится главным руководителем. Струнная группа мала и слаба, трубы - гавно, валторны - самодеятельность. В четверг, 22.03, состоялось первое исполнение в Ессентуках, затем в других курортных городах на КМВ. Симфония имела успех у оркестра и публики. Я сам удовлетворён, что увидел свою новую, более высокую степень развития. Всё сделано уверенно, без "болтовни" и лишнего. Есть и менее удачные места.

Пиши, Давид.

Дорогой Витя!

Письмо получил, оно очень подробно и мудро, оно действительно помогло мне вернуться к жизни. Ты поступил как друг, написав его. Спасибо тебе! Я прихожу в себя…

С каждым словом твоего письма я согласен. Рад за тебя и твою Сюиту. Пришли мне программку, афишку и рецензии, когда будут. Пусть сопляки думают пренебрежительно. Сам Бетховен вызывал холодное почтение к себе, пренебрежение со стороны молодёжи, тяготился одиночеством. А художник Энгр?.. Его всю жизнь долбали за "академизм", и это - правда, но не видели глубины и совершенства его работ. Сейчас только вышел на русском языке сборник о нём. Я читаю и потрясаюсь. Название: "Энгр об искусстве". Прочти.

Он был врагом Делакруа и всех гениев, будучи гением также.

Слова Бабеля - это не "то". Мало того, чтобы не считали "такими же". Сейчас такое время, когда многие выскочки, спекулируя модой, добиваются, чтобы их "считали" композиторами. И их считают, они занимают посты, и т. д. В Ленинграде даже музыковеды и переписчики нот сочиняют и продают музыку.

Л. Смирнов до сих пор не член СК. Он устал бороться, уехал в Краснодар в Институт культуры педагогом, участвовал в ставропольском Пленуме своей "Пассакальей" для оркестра. Сейчас поступил в аспирантуру по симфоническому дирижированию в Казань к Рахлину. Может быть это к лучшему. У него появилась жизнь в глазах и стимул к борьбе. А ведь он - ученик А. Петрова (!!!), который со своими людьми затравил его. Второй его мучитель Пэн-Чернов, на правах учителя, опекуна и консультанта, унижал его, третировал. Видимо есть Бог, ибо Пэн-Чернов умер в 53 года страшной смертью. Но не будем желать зла покойникам! Хотя мне он тоже сделал много зла.

О Шибанове я слышу мало, в основном о его гениальных "питейных" способностях.

Про вашего молодого модерниста (Биткина) слышал. Пусть музыковедша исходит музыковедческим оргазмом, у нас тоже такие есть. Я считаю, что хлопать в ладоши, и "на струнах щипать" ни к чему. Лучше похлопать себя по заднице, и ущипнуть свою madam, если не можешь выразить музыкальную мысль музыкальными средствами. Это производит смешное впечатление.

"Русская тетрадь" Гаврилина - эпохальное сочинение. Он хочет уехать в Москву навсегда.

Д. Кэри "Из первых рук", роман английского писателя. Издан отдельно в 1971 издательством "Иностранная литература". Это - продолжение романа (его же) "Сама себе удивляюсь". Роман написан от лица Сары Манди, любовницы художника, а "Из первых рук" - от лица художника в возрасте 67 лет. Там есть глубокие мысли о творчестве, о жизни, о роли женщины и т. д.

Я сам пережил такую же "Сару Манди". До сих пор не могу забыть те минуты и дни кошмара, вдохновения и счастья на вулкане.

Пиши.

С приветом, Давид.

(1967).

Дорогой Витя1

Спасибо за открытку. Рад, что ты работаешь, это - главное. Я тоже работаю, но усталость дикая, если желаю что-то…

22-28.04 у нас будет фестиваль "Ленинградская весна". Постарайся, чтобы тебя послали от Кишинёва гостем. Я попрошу Адмони пригласить тебя. Не знаю, выйдет ли, будет много интересного: композиторы Праги, Концерт для скрипки Фалика, "Муха-Цокотуха" Тищенко, много камерной музыки. За то, чтобы попасть на фестиваль, дрались хуже гладиаторов.

Мой Концерт для альта идёт 28.04 в зале капеллы под управлением Э. Серова. Мой исполнитель боится, так как в этот вечер играет "Поэму" Евлахова гениальный скрипач Винников: конкуренция страшная. Критика надаёт мне по ж… крепко, так как мой стиль многим не по вкусу.

Дорогой Витя!

Я чувствую себя стариком. Пишу концерты для конкретных исполнителей. Это злит моих недругов. Сейчас жду фаготиста А. Тополя, для которого сейчас пишу Концерт. Пишу для скрипки и альта с оркестром, для виолончели, начал для скрипки. Это такой метод, когда все работы, по очереди, отлёживаются.

Такое же дело затеял Фалик: пишет Концерты для разных инструментов. Слонимский написал оперу по Булгакову "Мастер и Маргарита". В апреле будет исполнение. Уже назрел шум.

Дорогой Витя!

Получил твоё взволнованное письмо и спешу ответить. Да, мы все - пешки, и от нас наши дела (включая план издательства) не очень зависят. С твоим циклом связано, видимо, неудачное стечение обстоятельств.

1) 2)

Это - издательство "Музыка", а не "Советский композитор". Оно советских композиторов печатает мало, и, в основном, маститых, или репертуар quazi педагогический. Советскую музыку их заставляют печатать, а они стараются отбросить.

2) Вокальная музыка в продаже идёт туго (советских композиторов), поэтому эти издания не рентабельны. Чуть что, их стараются отложить.

3) 4)

На Г. Лорку очень многие пишут (в Ленинграде очень многие).

5) 6)

Ты - не руководство СК, не член Правления, не "известный" автор.

7) 8)

Не было твёрдого нажима - требования из местного СК. И т. д. и т. п. Не расстраивайся. Пусть этот цикл возьмёт "Советский композитор", так как это их обязанность такое издавать. (Если бы ты жил в Прибалтике или Белоруссии, я смог бы тебе сильно помочь). А так смирись с нашим положением, но пойди в Президиум своего правления, и твёрдо настаивай на издание в ближайший год. Теперь составлять будут на 1981 год. А может успеешь в 198о.

Утешить тебя могу ещё вот чем. Эти издания ничего для бессмертия не дают. Всё дело в исполнительской судьбе пьес. Вот есть Концерт для альта А.Ролла. Он уже лет 50 переписывается в классах альта от руки, так как очень нужен. Только в этом году выйдет клавир в "Музыке". А вот прекрасные симфонии Клюзнера (1-я и 2-я) были изданы 20 лет назад, но их ни разу никто и не сыграл за эти годы. Не судьба! Симфонии многие лежат и гниют в библиотеках, и сонаты и пьесы валяются, ни разу не раскрытые. Главное, чтобы сочинение постоянно было в орбите какого то известного исполнителя, тогда его издание закрепит жизнь сочинённого. Исполнитель должен быть крупный, а не какая то шавка.

Мои дела такие. Заканчиваю партитуру Концерта для альтовой флейты плюс гитара с оркестром. Затем буду добивать симфонию №4 (уже давно набросанную).В 1979 году примусь за оперу в 2-х действиях, по рассказу Б. Пруса "Жилец с чердака". Я ею горю не один год. Прочти рассказ, скажи своё мнение, всем он мало нравится, меня отговаривают, но я вижу в сюжете свою "Пиковую даму".

Наметил к созданию Концерт для гобоя и фагота. В 1979 году выйдет в "Советском композиторе" моя Симфония №2, -она сейчас в абонементе Большого зала Ленинградской филармонии, у оркестра Мравинского. В ней я сильно отхожу от европейской музыки (кроме Брукнера). Симфония очень понравилась Мравинскому. (Мравинский одобрял в своё время и 1-ю симфонию, которую ты начал смотреть, но счёл её слишком иудейской, театральной и нервозной). Так в Ленинграде она и не исполнялась (запись есть 1971 года Гос. оркестром Армении). 3-я симфония не игралась нигде.

Симфония №4 может быть моим шедевром (тьфу-тьфу!). Жду издания книги о Клюзнере (со мной уже заключён договор). Сейчас книга в производстве. Предлагают писать ещё. Ищу тему. Включён в ряд сборников мелких пьес, но не гарантирующих издание на 100%.

Пиши. С приветом - Давид.

Дорогой Витя!

Следуя своему правилу, отвечаю сразу. У меня жизнь сейчас размеренно скучная. 20 - го должна быть готова партитура. С утра вожусь с ней, вожусь на службе, каждую свободную минуту ночью, но двигается медленно. У нас к симфоническим произведениям большие требования. Нужна яркая инструментовка, здесь на этом собаку съели. Переделываю по несколько раз, стираю до дыр, но ещё далеко до подлинного и желанного. Надоело страшно, но ещё только половина готова. После 20-го займусь вокальной музыкой.

В дальнейшем хочу написать Концерт для фагота с оркестром для одного студента. Это - гений, хотя пьяница и бабник. На 3-м курсе его уже приглашали в филармонию на отдельные концерты в качестве 1-го фагота. Сейчас играет в Мариинском театре (2-й фагот).

Хорошо раза два в месяц консультироваться с кем-нибудь, и показывать друзьям. Я встречаюсь иногда с композитором Цытовичем. Это милый человек, крепкий профессионал, чуткий музыкант. Недавно мы провели встречу. Он показал мне свою новую работу (Концерт для альта с оркестром), а я ему - свою симфоническую писюльку. Затем мы искренне высказались по поводку прослушанного. Мне было это весьма полезно.

Пиши, не болей! Учись у Бетховена композиции и мужеству! Будь здоров!

Давид.






автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения

© Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09



 
Hosted by uCoz