Виталий Лоринов

Композитор и писатель

автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения




Заочники.

Заочники. Заочное отделение. Вообще для музыкального вуза заочное обучение – почти нонсенс. Никто из преподавателей, работающих на стационаре, не хочет иметь дело с заочниками. Мало отдачи. Все прекрасно знают, что заочники учатся (если последнее вообще применимо к ним) ради диплома о высшем образовании. Он даёт прибавку к зарплате. Образно говоря, учёба на заочном отделении, это - «диплом в рассрочку». Но в молдавском вузе у преподавателей стационара, кроме заведующих кафедрами, была недогрузка учебных часов. И чтобы никому не было обидно, всех догружали заочниками поровну. Естественно, что были они и у меня. Как правило, они не только ничего не знали, но и не хотели знать, так как приезжая на очередные сезонные экзаменационные сессии, занятий не посещали, а начинали шевелиться, лишь только в том случае, если по данному предмету им предстоял экзамен или зачёт. Оценка их не интересовала. Только единственный интерес - лишь бы сдать, то есть получить положительную, а именно удовлетворительную отметку. На большее они, ни в коем случае, не покушались, да и зачем им это…

Программа – максимум - контрольные задания, которые давались от сессии до сессии, часто заочниками не выполнялись, либо представлялись в списанном виде. При этом списывали заочники и вовсе не бесплатно, а за определённую мзду тем, кто эту работу для них выполнял. При этом, зачастую, списывали из одного и того же источника. «Изобретательность» заочников в этом вопросе была не только сверх наивной, а просто примитивной. Помню присланные контрольные задания заочников музыкально – педагогического факультета. Во всех работах - одни и те же ошибки, то есть результат списывания с одной в другую. Контрольные работы, к тому же высылаемые в одно время,

скапливались на заочном отделении, и попадали мне в руки целой кучей. И получалось, что должен был писать на каждую работу одну и ту же рецензию (хоть под копирку), вследствие их идентичности, то есть, как понимаете, одинаковости. Но надо было ставить зачёт, в то время как факт списывания никаких сомнений не вызывал. И мне, таким образом, приходилось не зачитывать, писать «не зачтено» большому количеству работ. На одной из экзаменационных сессий я этот вопрос поднял, и обвинил одну из бесчисленных заочниц в несостоятельности. Поднялся дикий, невообразимый шум. Она, эта заочница, свалила свою вину на другую заочницу.. Та же, в свою очередь, на неё. Поднялся страшный гвалт. И, после взаимных обвинений, кто у кого списал, дело чуть не дошло до драки. А женщины это умеют, хотя и молодые. И мне пришлось, так как невозможно было найти ни правого, ни виноватого, их примирить, дав им элементарный совет (раз они не в состоянии самостоятельно справиться с контрольным заданием), хотя бы свои, так называемые «работы», не присылать всем в одно время. Ведь и списывать то надо было с умом, внося, сознательно, хотя бы несколько каких либо ошибок, дабы избежать одинаковости при списывании.

Особо были «нелады» с духовиками. Один из них, саксофонист из филармонии, участник ВИА, предлагал мне, вполне легально, «четвертак», за то, что бы я лично сделал контрольную работу за него. И это было сказано вполне серьёзно. Вот ведь какой цинизм! Конечно, поразившись, я просто не ответил ему на эту наглость, а посоветовал обратиться к кому-либо из своих коллег за помощью, ну, скажем, делать задания вместе. Пришлось намекнуть на списывание, если вообще он самостоятельно ничего делать не может. По крайней мере, ему «дешевле» обошлось бы. Но вряд ли он это понял, так как не прилагал к этому ну абсолютно никаких усилий. Однако, всё же, ухитрялся как-то болтаться на заочном отделении, ничего, практически, не делая (что просто удивительно), и, всё же сдавать экзамены и получать зачёты. Вообще то многим из них, как это ни странно, удавалось порою сдавать по 2, а то и 3 зачёта в день, а иногда, одновременно, даже экзамен.

И это всегда было для меня загадкой.

Когда то мой приятель, концертмейстер , Шурик Розенберг, просил меня, чтобы зачесть его знакомой, беременной заочнице из Одессы, экзамен по анализу музыкальных произведений. Но сдавала она не мне, а Ибрагимову. Я попросил Рамиза об этом, и даже зашёл к нему в класс, когда она сидела с нотами, но, ровным счётом, не могла в них ничего разобрать. Речь шла о музыкальной форме. Рамиз, в моём присутствии, стал торопить её с вопросом, в какой форме написано данное, конкретное музыкальное произведение. Она непонимающе, и, с тихим ужасом, смотрела на него. Но так как рядом сидели ещё заочники с другими нотами, он ей шепнул: «-Двухчастная».

«-Двухчастная» - радостно и громко повторила она.

«-Правильно! – воскликнул он. «- А здесь какая форма?»

На столе перед ней лежали раскрытые ноты других произведений. Я понял, что она, конечно, не ответит, так как определить не сможет, ибо, безусловно, ничего не знает, и ничего в них не понимает.

Рамиз опять с вопросом к ней: «-А здесь какая форма. Какая? Какая?…»

И, не дождавшись ответа, вновь шепнул ей: «- Трёхчастная».

«-Трёхчастная» - бодро подтвердила она.

«-Правильно, молодец!»-поставил точку Рамиз.

Я выходил из класса вполне уже уверенный, что положительная отметка её обеспечена. Ну а, спустя несколько дней, я повстречал Рамиза, и, невзначай, спросил, какую оценку он ей поставил.

«-Пятёрку»- утвердительно ответил он.

«-Зачем?»- изумлённо воскликнул я. «- Ведь ей достаточно было и трояка…»

«- Но ты ж просил…»

Заочники-духовики пытались (а это, ох какой старый их приём) пригласить меня, до зачёта, в ресторан. Они были настолько наивны, что полагали, что я «клюну» на их хитрость. Но этот манёвр было вовсе не трудно разгадать. Я им сказал, что смогу принять их приглашение, но только после сдачи ими зачёта, а не до. Рамиз же и меня приглашал совместно ответить на их предложение, то есть уловку, но я его, как своего коллегу, по- дружески удерживал. Но к такому ходу вещей мы давно уже привыкли, так как прекрасно знали, что заочное обучение, увы, это отнюдь не получение знаний. И с этим приходилось нам всем мириться. Выдавливание положительных отметок было единственной и главной целью студентов – заочников. Если по данному предмету на сессии экзамена или зачёта не было, они, заочники, ни в чём не утруждали себя, так как не появлялись на занятиях по данному предмету, то есть не прослушивали даже положенный для них минимум лекций. Отчислить их было невозможно, ибо в форме такого вида обучения, то есть без отрыва от места их работы, были заинтересованы все. А потому оно, заочное обучение, и устраивало всех, но только не преподавателей, которые несли ответственность за неполученные заочниками знания. Однако все прекрасно понимали, что такое обучение – вздорно, так как практически никаких знаний не даёт, а, следовательно, никак не повышает квалификацию заочников, и даже не расширяет их общий кругозор. Но такова была система образования во всех провинциальных вузах СССР.




автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения

© Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09



 
Hosted by uCoz