Виталий Лоринов

Композитор и писатель

автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения




Днепропетровск.

1956 – 58 годы, Днепропетровское музыкальное училище. Я поступил тогда на 2-й курс, после окончания 10 классов средней школы. Поступление сразу на 2-й курс давало мне отсрочку от призыва на действительную военную службу. Моё пребывание в стенах училища сложилось несколько драматически. Вместо 4-х лет, я завершил учёбу за два года. На 3-м курсе я не учился, из-за переигранной правой руки, хотя на выпускном экзамене всё же исполнил 1 часть фортепьянного концерта Грига.

В училище работали в это время весьма колоритные фигуры, чей творческий путь начинался ещё в дореволюционные годы. Они были активным связующим звеном между музыкальной культурой прошлого, и теми молодыми поколениями, к которым принадлежал и я. Ещё застал в живых я этих корифеев, которым немало обязан своим призванием. Многие годы училище возглавлял пианист, выпускник Киевской консерватории ещё в довоенные годы, Михаил Оберман. Зав. фортепьянным отделом была Мирра Юльевна Гейман, ученица Ауэровой, жены Леопольда Ауэра (известного русского скрипача, проф. Санкт-Петербургской консерватории), а Ауэрова была ученицей Листа. Заведующим отделением камерных ансамблей был известный в 20-х годах 20 столетия виолончелист Лурье – Застрабский. «Антиподом» М. Ю. Гейман, на ф. – п. отделении был Левин Михаил Осипович, сын профессора пения в Екатеринославской консерватории, пианист, выпускник Петроградской консерватории (и медицинского факультета Петроградского университета), учившийся в классе профессора Николаева, представителя анатомо-физиологического направления в искусстве.

Естественно, что музучилище в Днепропетровске явилось средоточием всех музыкально - педагогических кадров большого города. Тем более, или скорее в связи с тем, что консерватории в Днепропетровске в советское время уже не было.

Учился я на фортепьянном отделении, а на 4 –м курсе стал совмещать учёбу и на музыкально-теоретическом отделении. Но это было связано с тем, что я переиграл правую руку, и, с точки зрения пианистической, моё будущее было весьма проблематичным. К тому же, к этому времени у меня появилось желание писать музыку. «Нет порока, пускающего более глубокие корни, чем порок сочинительства» (Лион Фейхтвангер). И сочинение музыки, таким образом, всё больше и больше захватывало меня. И всё-таки тогда не мог никак предвидеть я, что стану профессиональным композитором.

Гармонию в музыкально –теоретических классах вёл А. С. Соловьёв. Родом из Московской губернии, мальчиком он пел в Петербургской певческой капелле. Окончил Синодальное училище в Москве, затем был регентом церковного хора. В 1914 году – инспектор хоров русских церквей в Баден – Бадене (Швейцария). В 1916 году приехал в Екатеринослав, где стал преподавать в местном музыкальном училище. Когда он представлялся, то говорил: «-Александр Сергеевич, но не Пушкин; Соловьёв, но не Седой». Он был блестящим знатоком русской музыки, не говоря уже о хоровой литературе. На занятиях преподаванием гармонии почти не занимался, а, в основном, рассказывал о музыке. Но эти беседы настолько завораживали и будили творческое воображение, что это было никак не менее важно, чем преподавание самого предмета. А. С. всегда был непременно в чёрном костюме, и в белой рубашке с галстуком. Посетитель всех концертов симфонической и камерной музыки в филармонии, он неизменно комментировал их.

Левин, Михаил Осипович, сын профессора Екатеринославской консерватории по классу пения. В классе Левина не могло быть учеников с переигранными руками. Он точно знал, как играть, и что играть. И Гейман, и Левин были представителями известных пианистических школ. А в довоенное время в училище учился прославленный советский скрипач Леонид Коган.

В училище был очень сильный вокальный отдел. Не мудрено, ибо в Днепропетровске, ещё до войны, пели такие известные мастера сольного пения, как Литвиненко – Вольгемут и Паторжинский.

Об исполнительских традициях музыкального училища в Днепропетровске в 50-х годах можно было много писать. В училище работал талантливый педагог Тушмалов, воспитавший немало одарённых скрипачей, ставших впоследствии участниками и лауреатами международных конкурсов. Но вот отделения Союза композиторов тогда, в Днепропетровске не было. И, в связи с этим, из города традиционно уезжали композиторски одарённые люди. Соловьёв писал лишь песни о Сталине, и, как правило, для солиста с хором. Но кроме Соловьёва в Днепропетровске действовал лишь один местный композитор –профессионал, но крайне невежественный в человеческом отношении. Он имел прекрасную школу, так как учился у Корещенко (ученика Римского-Корсакова) в Харькове. Усачёв часто брал возвратные денежные ссуды (в СК Украины), Успешно пропивая их, он не имел возможности их возвращать, и непременно предлагал Минкульту Украины купить его романсы, и т. д. В городе тогда было лишь три члена Союза композиторов. Это Соловьёв, Усачёв, и музыковед филармонии Колодный. Для создания в городе отделения СК Украины этого было недостаточно. Однако был большой отряд самодеятельных композиторов, в число которых входил и я. Впервые как композитор я выступил на сцене местной филармонии, где прозвучали два моих «Танца кукол» для фортепьяно, стилизованных под Шостаковича. И было это в концерте Смотра композиторов Днепропетровщины, в июне 1959 года. И был отмечен я в газете «Днепровская правда», в обзоре композитора Юцевича из Киева, который председательствовал на этом смотре. Из этой среды, впоследствии, профессионалами стали лишь я, и Вульф (филолог по образованию, хороший пианист, но без специального музыкального образования, то есть диплома).

И маленькая историческая справка. До революции 120-титысячный Екатеринослав имел два стационарных симфонических оркестра, и итальянскую оперу. Частная опера Зимина ( ныне Большой театр) приезжала на гастроли в Екатеринослав на весь летний сезон. Однако в советское время, 50-60 годов, в городе шла интенсивная концертная жизнь. Но это было время расцвета советского исполнительского искусства вообще. В Днепропетровске постоянно гастролировали выдающиеся музыканты, очень часто встречавшиеся с учениками музучилища, и с неизменным уважением относившиеся к тем педагогам – корифеям, которые там преподавали. Эмиль Гилельс, Яков Зак, Леонид Коган. Ещё в 1914 году великий русский певец Шаляпин был освистан екатеринославской публикой за то, что появился перед ней, на сцене, в шубе, не сняв шапки с головы, чтобы поприветствовать её,

По окончании музыкального училища, работал я один год в Игреньской музыкальной школе (ныне Самарский район города Днепропетровска). А в 1960 я стал студентом Молдавской консерватории как композитор. Впоследствии продолжил своё музыкальное образование как композитор, но уже в консерватории в Москве.




автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения

© Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09



 
Hosted by uCoz