Виталий Лоринов

Композитор и писатель

автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения




Юра статник.

Среди всех прочих музыкально-теоретических дисциплин, которые я вёл (преподавал) в консерватории, особое место занимало сольфеджио. Сольфеджио, это предмет, цель которого улучшить музыкальный слух, усовершенствовать его. Для этого и существует множество приёмов вокализирования, то есть специальных упражнений на пропевание не только мелодий, но и отдельных звуков, интервалов, аккордовых сочетаний. Сольфеджио одинаково необходимо для всех музыкальных специальностей. В особенности для дирижёров хора, вокалистов, композиторов и прочих.

Так получилось, что годы моего преподавания в Молдавии совпали со сменой поколений в развитии музыкальной культуры республики. У меня учились те, кто ныне составляет основу или костяк её музыкального искусства. Это композиторы Руснак, покойный Теодорович, эстрадная певица Надежда Чепрага, и ныне живущая на Украине, народная артистка СССР София Ротару.

Да и не только они. В России работают, или работали также мои бывшие ученики. Среди них Юрий Статник, в прошлом солист ГАБТ(а), ныне профессор; заслуженный артист России Валерий Удалов, солист хора ГАБТ(а); его жена, народная артистка СССР, солистка ГАБТ(а) Ирина Удалова.

В моей педагогической практике именно в преподавании сольфеджио не раз случались курьёзы. София Ротару училась у меня заочно. Уже тогда она набирала популярность. И я, вполне резонно, задал ей вопрос, зачем ей нужно учиться, да ещё заочно. Выходит, ради диплома?.. Она мне, не без основания, тогда отвечала, что боится, если у неё что-либо произойдёт (случится) с голосом, ибо такое бывает. Однако, жизненный опыт Ротару, как эстрадной певицы, показал, что в её учёбе в консерватории не было особой необходимости. К тому же эстрадному пению её никто и никогда не учил. Это было ей даровано природой.

Заочное обучение, к сожалению, вряд ли что-либо добавляет в улучшении любой музыкальной специализации вообще. Тем более, что училась Ротару на музыкально-педагогическом факультете, который готовил, для республики, руководителей народных и самодеятельных хоров. И приезжала София на зкзаменационную сессию в консерватории не всегда и не часто. Мешали гастроли. Однажды ко мне в класс зашёл, вместе с ней, известный в республике и за её пределами хормейстер, Ефим Моисеевич Богдановский, профессор кафедры хорового дирижирования Молдавской консерватории. Богдановский был блестящий музыкант, родом из Бессарабии, руководивший камерным хором в Кишинёве. Если бы, в своё время, он не задержался бы в республике, то есть в «родных пенатах», то приобрёл бы европейскую известность. Я посвятил ему свой хоровой цикл, для 4-хголосного смешанного хора без сопровождения на стихи русских поэтов («Лирическая тетрадь»), который был издан в Москве в 2003 году. Когда-то название этому циклу дал именно он, Богдановский.

И так зайдя ко мне в класс вместе с Ротару, Ефим Моисеевич, ни в чём не сомневаясь, предложил поставить ей, Софии, положительную отметку по сольфеджио, ввиду предстоявшего ей экзамена. Она - известная певица, и этого достаточно, по его мнению, чтобы я зачёл ей. София при этом загадочно улыбалась. (Я полагаю, что это, конечно, была её инициатива, вложенная в уста Богдановского). При этом Ефим Моисеевич, так сказать, опекая Ротару, предложил мне тут же поставить ей «четвёрку» в зачётке. Ну, без обиняков. Нет, я не возмутился, Боже упаси, но всё-таки сказал, что хотя Соня прекрасно поёт, но, тем не менее, экзамен есть экзамен, и его нужно сдать. И опрелелённый минимум ей нужно подготовить, что явно не входило в планы Ротару. Она пыталась воспротивиться, но всё же я мягко настоял, и предложил ей приготовить совсем немного. Я вовсе не возражал принять у неё экзамен досрочно, но, в таких случаях, всегда я предлагаю заочникам выучить заданное мною определённое количество учебного материала. Дабы иметь моральное право поставить им отметку, и быть уверенным, что что-то они всё таки знают, и оценка поставлена им заслуженно. Такой «демократизм» в особых случаях, да и всегда мне помогал, так как экзаменующиеся всегда готовили тот минимум, который я им определял. И я, таким образом, был удовлетворён, ибо был уверен, что что-то из учебного материала они, для себя, освоили. И, таким образом, и «волки были сыты, и овцы целы». И Соня Ротару вполне заслуженно заработала свою четвёрку, то есть без всякой протекции и званий, и т. д.

Как-то пришли ко мне заведующий кафедрой сольного пения Киоса и заведующая учебной частью консерватории Вечкутова, с просьбой принять экзамен по сольфеджио у студента 5 курса вокального факультета Юрия Статника. Голос у него был хороший, фактура, то есть внешние данные (рост и прочее) – прекрасные для певца. По специальности «вокал» всё складывалось для него удачно. Одна беда, он не мог чисто спеть даже обыкновенного мажорного трезвучия. А как учился и выучивал вокальные партии, для меня – загадка. Но его, обычно, натаскивали, как и всех. А вокальные партии выдалбливал с ним концертмейстер. И это постоянно происходит как на студенческой скамье, так и в оперном театре (за редким исключением). Так что Статник сам ничего выучить не мог. А аккомпаниатором у него была 26-летняя Тамара Гольденфун, довольно крупная, но очень интересная деваха. Точно не зная об их взаимоотношениях, я всё же просил довольно часто Тамару помочь ему.

«-Ну, поработайте с ним, помогите ему. Он ведь ничего чисто спеть не может». Вот потому то и Киоса, и Вечкутова аппелировали ко мне, поскольку Статник проучился же 5 лет… Пришлось пообещать, что экзамен по сольфеджио я всё же у него прийму и, таким образом, его не провалю… Собственно то проваливал он себя сам. Но всё-таки он 5 лет проучился, и из-за одного сольфеджио не дать закончить ему вуз?.. Конечно, не пойти навстречу учебной части я не мог. А потому должен был взять, и в этом случае, ответственность на себя.

И вот Статник является ко мне для сдачи экзамена. И элементарную мелодию из учебного пособия по сольтфеджио, которое используется и в музыкальных школах, не может внятно и нормально, то есть ритмически и чисто проинтонировать. И вдруг он обращается ко мне со следующими словами:

«-Виталий Миронович! Вот вы увидите меня через два года на сцене Большого театра, и вам будет стыдно, что вы не хотите у меня принять экзамен».

Я рассмеялся. « - Юра! Да почему же мне должно быть стыдно. Стыдно должно быть вам, что вы не можете спеть чисто даже трезвучия, которое поют ученики в музыкальной школе».

И что вы думаете? Как будто бы он в воду глядел, ведь так оно и получилось. Но прежде этого им увлеклась известная певица, Мария Биешу, которая была намного старше его. Похоже он, некоторое, совсем незначительное время, был её мужем. Мария внешне была совсем непривлекательной, несмотря на выдающийся голос. А для него она добилась стажировки в Италию на два года, естественно как вокалиста. Я его встретил в общежитии Московской консерватории в 1985 году. Я думал, что он уже, наверняка, может чисто интонировать, и предложил ему спеть мой вокальный цикл.

«Э нет!» –воскликнул он, заглянув очень коротко в ноты. «-Это же современная музыка!».

«-Но вы же были на стажировке в Италии»…

«-Да, но нас там этому не учили».

Словом я понял всё, и то, что искренне заблуждался. Каким он был, таким он и остался. То есть любящим не искусство, а самого себя в искусстве. К тому же был большим приспособленцем, ибо женился потом на балерине Элеоноре Власовой, и жил в известном театральном доме по улице Неждановой (ныне Брюсов переулок). В ГАБТ(е) его прозвали «Статник без головы» (по аналогии с майнридовским «всадником без головы»). Конечно же, за неумение чисто петь и самостоятельно выучить вокальную партию.

Бесспорно, и в лучшие свои годы он не имел в театре первых ролей. Ну а сейчас, по прошествии времени, он, конечно, уже не поёт. И стал, как говорят, очень приличным педагогом по вокалу. Как будто бы профессор, и даже в Хельсинки, в Финляндии, он пользуется авторитетом и спросом как педагог. Что ж, кто не умеет сам, тот всегда учит других. Так повелось, и это - известная притча. Но самое удивительное состоит в том, что ещё в нашем разговоре, в стенах Молдавской консерватории, на тему сдачи экзамена по сольфеджио, прав оказался всё-таки не я, а он. Действительно, спустя совсем немного времени, он оказался в ГАБТ(е). Вот ведь бывает как…




автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения

© Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09



 
Hosted by uCoz