Виталий Лоринов

Композитор и писатель

автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения




По стезе жизни. (Часть 14)

…большая библиотека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать многих.

(Сенека).

Какое огромное богатство может быть в маленькой избранной библиотеке. Общество мудрейших и достойнейших людей, избранное из всех цивилизованных стран мира на протяжении тысяч лет, предоставило нам здесь в лучшем порядке результаты своего изучения и своей мудрости.

(Эмерсон).

Ложное новаторство это есть схоластическое занятие, подменяющее собой подлинное творчество.

Теперь существуют законы о денежной компенсации в случае потери человеческой жизни. Деньги в обмен на жизнь – позорное достижение ХХ1 века. Человечество идёт назад, к своему началу.

Чтобы я не затевал или не хотел затевать, я должен привыкнуть к постоянному обману, и давно уже не удивляюсь постоянному отказу.

1.Нравственность человека видна в его отношении к слову.

Бойся быть нарушителем единения людей, вызвав в них словами недобрые чувства друг против друга.

2.Слово есть поступок.

3.Всякое величайшее дело делается в условиях незаметности, скромности, простоты: ни пахать, ни строить, ни пасти скотину, ни мыслить нельзя при громе и блеске. Великие, истинные дела, - всегда просты, скромны.

4.Читайте, прежде всего, лучшие книги, а то вы и вовсе не успеете прочесть их.

5.У того, кто ничего не делает, много помощников.

6.Если связь между нашими страданиями и нашими грехами не видна нам, связь эта всё-таки существует…

7.Совершенство нравственное недостижимо, но приближение к нему есть закон жизни человеческой.

8.Время проходит, а сказанное слово остаётся…

(Лев Толстой, Круг чтения).

Многие люди перестают думать, когда думанье начинает быть трудным.

(Эфраим Лессинг).

Президент Медведев обещал миллиарды долларов инвестиций Нигерии. Этот апологет и защитник частной собственности на минуточку забыл о грабеже его политической системы многомиллионных вкладов граждан СССР в 1991 году. По-видимому, не сомневаюсь, что он, считающий себя наверняка средоточием ума (ведь президент же!), не думает о возвращении награбленного. Тогда пусть возвращает собственность народа из своего, собственного кармана. Это было бы справедливо не только с точки зрения закона, но и элементарно, перед Богом.

Разве думать о национальных интересах России не означает думать о благосостоянии её народа?

Строгость и простота воспринимается ещё более развитым умом, не видящим в ней бедности. Но максимальная простота осознаётся ещё более развитым умом, который в состоянии понять и возлюбить её.

(Пьер Реверди, французский поэт).

В строгости и простоте – плоды твоего роста. В максимальной простоте – твоё своеобразие. (Поль де Кур, датский критик).

Медленно солнце меж гладких стволов

Назем сползло.

Было знамение – не было слов,

Благо ли?.. Зло?

(Татьяна Васильченко).

Звонил советнику по культуре посольства Литвы Будрайтису. Узнал от него трагическую для себя весть, что Антанас Рекашюс, известный литовский композитор, мой друг, покончил с собой на 76-м году жизни. То ли это было следствием семейной драмы (он всё же успел жениться, будучи далеко не молодым), либо личной – мне неизвестно. Он всегда очень любил молодых и красивых. Я полагаю, его трагедия вполне могла случиться на этой почве. Ведь в остальном он был весьма успешен…

Миронов («Справедливая Россия) – начётчик и демагог, рядящийся под личину демократа и защитника интересов простого народа.

Если творчество не приносит творцу удовлетворения, то тогда это графомания в чистом виде.

Во времена практицизма и чистого материализма подлинного искусства нет. Его заменяют зрелища и развлечения.

Главное в жизни – жажда познания, и процесс этого непрерывного созидания, а удерживает ли сознание в памяти познанное или нет, не имеет особого значения.

Я не знаю нынешней позиции ближневосточного квартета по мирному урегулированию на Ближнем Востоке. Но прежде, по-моему, выдвигалась идея мира в обмен на оккупированные земли. Вот только не могу понять, что значит оккупированные. Это, значит, захваченные, вследствие агрессии? Но это же сугубо антисемитская точка зрения. Никакой агрессии со стороны Израиля по отношению к арабским странам не было, за 60-тилетнюю историю существования израильского государства. Было, наоборот, отражение агрессии со стороны арабских стран. По праву победителей и были заняты соответствующие территории. Так было в истории всех войн, происходивших в мире. Вопрос же в том, почему Израиль должен играть роль побеждённого, и просить мира у тех, кто этого мира не желает, а только в случае обмена на занятые в ходе военных действий территории? Это - несправедливая и пораженческая позиция не только с точки зрения здравого смысла, но и с юридической точки зрения.

Нашёл у себя пластинку церковно-духовных песнопений евангельских христиан-баптистов, которую подарил мне Александр Каракуц, тенор. Это запись его исполнения с оркестром народных инструментов. На пластинке дарственная надпись: Замечательному композитору Лоринову Виталию Мироновичу в день нашей встречи от автора, 20.02.1994 года, и подпись. Но я его немного разочаровал не так давно, ибо он дал мне какую-то еврейскую мелодию, конечно религиозного содержания, чтобы я её инструментовал для струнного квартета с солирующей флейтой и роялем. Я максимально попытался сохранить нотный текст. Однако, прослушав на компьютере, ему моя инструментовка не понравилась. Но, честно говоря, я не халтурил, но и не вышел вон из сил, что б сделать так изобретательно, как он хотел, как он привык. Ведь я же не подёнщик, не оркестровщик специально, и обрабатывать уж слишком творчески не сочинённую мною мелодию просто не мог. Это мне было чуждо, а он хотел. В конечном счёте, инструментовку её я переделал в соответствии с его претензиями и пожеланиями, ибо он был очень недоволен моей работой. Однако за переделанным материалом он так и не явился, хотя его неоднократно (несколько раз) об этом я уведомлял.

В те годы многим вдруг открывается, что человек есть существо метафизическое. В самом человеке вдруг находят неожиданные глубины и часто тёмные бездны. И мир уже кажется иным…Религиозная потребность вновь пробуждается в русском обществе…Религиозная тема становится теперь как тема жизни, не только как тема мысли. Теперь ищут уже не только религиозного мировоззрения. Вспыхивает жажда веры. Рождается потребность в «духовной жизни», потребность строить свою душу. И вдруг всё становится как-то очень серьёзно (…) открывается бессмысленность и призрачность мира и в нём жуткая заброшенность и одиночество человека.

(Флоровский Г., Пути русского богословия. Париж. 1937).

Главная идея буддизма ещё не пережита человечеством, она может овладеть и западными умами, которые дадут ей новые формы. Важно и полезно было напомнить о сложности и глубине человеческой души и жизни ввиду односторонних и узких воззрений материализма и отвлечённого спиритуализма, из которых первое превращало наше Я в физиологическую функцию нервов, а другое ограничивало его поверхностною областью отчётливого сознания. Столь же полезно и важно настаивать на великой идее закономерного развития в применении к судьбам нашего духовного общества.

(Соловьёв В. С. Указ, соч. с. 396, 1910 г.).

У меня - большой сайт в Интернете, но, к сожалению, мало посещаемый. Мне, как любому творческому человеку, хочется быть услышанным. Но так было и прежде, когда сочинению музыки я отдавал всю свою жизнь. Звучал в концертах я далеко не часто, а публики было традиционно очень мало. Однако я всё равно творчески тружусь. Для меня в этом – смысл моей жизни.

Сегодня – грусть, тоска, но не всегда же только повышенное настроение…

Не решиться ли в самом деле, не съездить ли в Индию к нашей удивительной соотечественнице, Блаватской, и убедиться воочию, насколько согласны с действительностью те чудеса, о которых она рассказывает…

(Вс. С. Соловьёв, Современная жрица Изиды; Моё знакомство с Е. П. Блаватской и «Теософическим обществом», СПБ, 1904).

Пусть сделает лучше, кто может (лат.).

Вы - сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: «и в семени твоём благословятся все племена земные». (3:25).

Бог, воскресив Сына Своего Иисуса, к вам первым послал Его благословить вас, отвращая каждого от злых дел ваших. (3:26)

(Деяния).

Труднодоступное и сразу не воспринимаемое очень трудно читается и воспринимается. Для этого тоже нужен труд ума. Но без этого нельзя ни в каком случае, ибо тогда это не постижение знания, а просто чтиво.

Коррупционность разрушила эту жизнь до основания.

Без постижения Ветхого завета, Новый завет во многом остаётся неясным.

Никогда нельзя ставить национальное выше человеческого.

Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время. (5:34).

А им сказал: мужи Израильские! Подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. (5:35).

(Библия).

До чего же унылое и убогое занятие – гуляние с собакой, свидетельство того, что люди не способны плодотворно использовать свой досуг.

Покажите, какие поёте вы песни, и я скажу, что вас ждёт впереди, - и я скажу, чем вы больны, - и я увижу, во что вы веруете, чему поклоняетесь, знаете ли вы границу между добром и злом. (Валентин Распутин).

Из-за великой гордости и крайне высокой самооценки я не завистлива до сих пор. Кому завидовать?..

(Анна Баркова, узница сталинских концлагерей, 6 февраля 1947 г.)

Медведев говорил о долге перед Африкой. Он не задумывается о долге перед своим народом. Каюсь, быть может, народ России он не считает своим?..

Телёнок с дубом пободался.

Дуб зашатался…но остался.

Тогда он стал подряд

Бодать других телят.

С телятами ж бывает дело тонко:

Один ломает рожки сгоряча,

Другой даёт от дуба стрекача,

А иногда…и от телёнка.

(Эпиграмма на Солженицына поэта, князя Шаховского, архиепископа Иоанна Сан-Францисского).

1.Люди обычно на стороне славы и силы…

2.Жизнь крупного художника, прославившегося своими творениями, всегда занимает публику…

Пусть он не оставит после себя «Былого и дум», как Герцен, или «Поэзии и правды», как Гёте. Жизнь Пушкина или Бальзака – будто ещё один, хорошо знакомый нам роман. По крохам восстанавливают биографы и мемуаристы канву жизни художника. А в сознании читателей сохраняется и закрепляется легенда судьбы, которая накладывает печать на наше восприятие и самих книг писателя.

3. Всегда и скучно и неприятно объясняться, оправдываться. Куда спокойней утешить себя величавой надеждой, что-де «история рассудит», «к доброму имени грязь не пристанет» и вообще – «нашёл – молчи, потерял – молчи…».

4.Увы, история – дама капризная, у неё тоже есть свои любимчики и наушники, а иногда она слишком доверчиво закрепляет подсказанные её

фаворитами оценки и репутации…

5.Ныне всякий слух и предвзятое суждение, скреплённое авторитетом известного имени, имеют из-за массовых средств информации и рекламы неслыханную прилипчивость и эпидемическую силу…

(В. Лакшин, Солженицын, Твардовский и «Новый мир», Лит обозрение, №1-2, 1994).

Это распутное увлечение нечистой силой – уже не в первой книге (в «Диаволиаде» и до безвкусия;

И что за удивительная трактовка евангельской истории с таким унижением Христа, как будто глазами Сатаны увиденная…

(Солженицын о романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Разорвись надвое – скажет: а что не начетверо? (пословица).

Вскормил кукушку воробей,

Бездомного птенца,

А та возьми, да и убей

Приёмного отца… (С. Я. Маршак).

А есть беспартийные, которые хуже нас, партийных…

(А. Твардовский о Леониде Соболеве).

Вообще Солженицын для меня очень одиозная фигура, поэтому книг его я в своём доме не держу. Считал я этого человека не без основания двуличным. – В.Л.

Я от этой российской бездуховщины держусь подальше. Как бы ко мне не относились галаховы и казенины (а я давно уж с ними не соприкасаюсь), и как бы не хотело меня печатать нотное издательство (а на их «условия» я никогда не соглашусь), я всё равно буду писать, хотя теперь этим смыслом стала для меня литература.

Какая всё-таки это дивная музыка, Фантастическая симфония Берлиоза! Праздник чистых оркестровых тембров.

6. Обидно, что художник (Солженицын. – В.Л.) такой наблюдательности и психологической догадливости…так не способен к пониманию людей и обстоятельств, так напористо пристрастен, что рисует не просто искажённую, а прямо перевёрнутую картину.

7.Но как лица людей Солженицын гримирует под свою задачу – один интриган, другой злодей, третий карьерист, - так и атмосферу редакции («Нового мира» - В.Л.) передаёт потемнённо, лживо.

8. А может быть, он всё же прежде был несколько иным?

Помню его скромным рязанским учителем в простецкой рубашке и расстёгнутым воротом, помню его энергическую деловитость, крепкое рукопожатие, неожиданную на хмуром лице весёлую, открытую улыбку.

(В. Лакшин, Солженицын, Твардовский и «Новый мир»).

За вчерашний проваленный час сегодня надо бы ответить.

Цитирование для меня – удовольствие. Ведь это важная часть моего познания…

Ожидание везде, всегда и во всём – мой бич. Препятствие – люди, люди, люди, люди, и ещё раз люди…

Только не терять смысла жизни, не жить без цели…

9.Я довольно давно и близко знаю писательское племя…Потому могу подтвердить: за малыми исключениями, все авторы, в особенности понюхавшие дыма славы, амбициозны, чувствительны к похвалам…и не переносят малейшей критики… Но Солженицын не просто писатель, он писатель великий (ну это личное мнение В. Локшина. По мне, это просто исторический писатель, не более… - В.Л.), наделённый огромным талантом, сокрушительной энергией и волей, которая стала тоже частью и качеством этого таланта…

10.И в той же мере велики, доходят до граней крайних, его чувствительность к хуле и похвале, его сознание себя центром вселенной. «Темечко не выдержало», - комментировал Твардовский это обольщение Солженицына своей славой. (Я бы за эту его «славу» не дал бы ни копейки! Не авторитетен он для меня. – В. Л.)

11.Да, с таким сознанием своего мистического предназначения, с таким мессианским ощущением в себе Божьего промысла – не заскучаешь. Отныне любой каприз мысли, любой политический экспромт, любое своевольное «хотение» можно счесть за тайный голос неба и всегда и во всём себя оправдывать.

12.Всё, что пишет и делает Солженицын, мы должны знать это впредь, - соизволение неба и непогрешимый суд.

Вот только Бог Солженицына слишком мало напоминает христианского Бога с его заветами добра и самоотвержения.

13.»Из моих собственных действий, я за все годы не помню ни одного, о котором можно было бы говорить не тайно прежде его наступления, вся сила их рождалась только из сокровенности и внезапности». (Солженицын).

И что у Солженицына замечательно – не только от недругов тайна, но, по возможности, и от друзей, от союзников и единомышленников.

(Да я давно и очень остро ощутил его гнилую сущность, хотя и никогда его не видел. Однако попытка встретиться с ним у меня была. В 2003 году пошёл я в Троице – Лыково, на его дачу, в надежде встретиться, и кое о чём его спросить – В.Л.)

(В. Лакшин, Солженицын, Твардовский и «Новый мир»).

(Что самое замечательное, что это пространная статья В. Локшина, есть не просто статья, а беспристрастно - пристальный взгляд на писателя Солженицына как на человека. И была она написана ещё при жизни А. И. Солженицына. – В.Л.).

Ведь одиночество, да ещё такое глобальное, как у меня, очень обостряет и без того напряжённое отношение к действительности и невольно требует осторожности во взаимоотношениях с людьми, способствуя подсознательно пристальному наблюдению за ними. И при, казалось бы, такой вот субъективности, то есть возможности ошибочных суждений, я, тем не менее, оказываюсь очень объективен.

14.Наблюдая Солженицына в последние годы, Твардовский говорил со своей усмешечкой: «И что это он всё хитрит, Александр Исаевич, зачем ему эта конспирация, почему я не могу знать адреса – куда послать ему телеграмму?..»

15.Свою калужскую дачку Солженицын от Твардовского и всех нас тщательно скрывал. «Я втайне храню своё Рождество именно от «Нового мира» (Солженицын). Но, как бывает, на всякого мудреца довольно простоты. Он думал, что его «укровище» – тайна, пока ему на голову не брызнул однажды в полдень Виктор Луи со своей фотоаппаратурой. И оказалось, что его местожительство, столь тщательно от нас оберегаемое, давно обсуждают все воробьи, чирикающие на липах у Лубянки.

16.Однако, А. Т. и представить себе не мог всех оттенков той двойной игры, какую вёл с нами Солженицын, хотя недоразумений на почве скрытности его было немало.

(Считаю вообще скрытность едва ли не самой отвратительной человеческой чертой. Ведь это заведомое проявление недружелюбия и недоверия к человеку. – В.Л.).

17.Теперь вижу: отношение к людям, встретившимся на его пути, как к средству для достижения своих целей – то есть противоположность тому единственному несомненному мерилу нравственности, какое выдвигал Кант, - стало второй его природой. Он верит тем и ценит лишь тех, кто безропотно идёт за ним…Душевного равноправия Солженицын не признаёт.

(По сути такое человеческое «кредо» - кредо предателя… - В.Л.)

(В. Лакшин, Солженицын, Твардовский и «Новый мир»).

Я просто рад и даже счастлив, хотя его и нет в живых, развенчанности сути человека, которому я лично, но, правда, не как читатель, не симпатизировал и очень не доверял. Я полагаю, ему просто везло в жизни, несмотря на пребывание и в лагерных условиях.

Никто не посмеет меня за это осуждать, ведь подлинной литературы сейчас как не было, да так и нет. И в этом есть известная закономерность. Ведь живём уже почти 20 лет в эпоху безвременья.

Прошлое великой, русской литературы, или нашей литературы советского периода, продолжает быть и всегда будет очень интересным. Да потому, что при всех своих издержках, в последнем случае, это всё-таки была литература великого времени. А что сейчас?.. И возразить то нечего. Сейчас то ничего значительного нет, нет, и не будет вовсе, смею вас уверить.

Бездарное не прославляют, не запечатлевают, о нём просто не пишут, его надо забывать.

Какая всё же искренняя и изумительная по мыслям, стилю и языку статья В. Лакшина, которую читаю в эти дни июня 2009 года. А была она опубликована в «Литературном обозрении, №1-2 за 1994 год.

И я не могу отдельные места или фрагменты её не цитировать.

18…всякая крупная идея может быть искажена в исторической практике, иногда и до неузнаваемости.

Виной ли тому «дурная природа» людей, генетическая незрелость их как рода, … но только любой шаг в гуманистическом совершенствовании социальной структуры…чреват откатами, разочарованиями…

Солженицын хотел бы переделать, пересоздать мир по-своему.

19.Но если бы нам кто помог поверить в солженицынского Бога; говоря откровенно, я просто его в нём не чувствую, не ощущаю искренности его веры. (Да это ведь просто откровенный и заурядный реакционер! – В.Л.).

Да и как в политика и мыслителя в Солженицына я верю мало…

20.Сомневаюсь в том, что через него даруется нам Истина, и не хочу в его рай… В христианство его я не верю, потому что нельзя быть христианином с такой мизантропической наклонностью ума…

(Но вот сравнение его с Толстым и Достоевским, как делает Лапшин, считая его фигурой такого же масштаба – это уж слишком!!! Лично для меня это сугубо исторический писатель, почти как летописец, но с художественным уклоном, обогативший, бесспорно, лексику литературного русского языка, не более…А «Архипелаг Гулаг» сродни скорее какой-то бухгалтерской отчётности, так как это – собирательный образ. Я имею ввиду художественные достоинства этого произведения, включая содержание. Кто это вынесет вообще читать? Какой-то стенографический отчёт расследований... – В.Л.).

Правда, сказанная злобно,

Лжи отъявленной подобна.

(Вильям Блейк).

21…Достоевский и Толстой были часто дурными проповедниками, и чем больше росла их слава, тем становились глуше и непримиримее в своей проповеди. Достоевский бранил евреев, грубо льстил Победоносцеву… Толстой по-своему переписывал Евангелие и требовал ото всех плотского воздержания в браке. Никто, разумеется, их не послушался…

22.И если какую традицию он (Солженицын. –В.Л.) и подхватывает в своей последней биографической прозе, то это скорее традицию Василия Васильевича Розанова с его всеоплёвыванием, болезненной любовью к себе и холодным презрением к морали и людям. Только Розанов делал это…и оригинальнее; он был противен в этих переходах от юродства к самовосхищению, но не бывал так надут и смешон и, во всяком случае, подкупал, пусть и патологической, искренностью.

(В. Лакшин, Солженицын, Твардовский и «Новый мир»).

Время как бы опустело,

В нём того, что было, нет.

Но и то, что быть хотело,

Не вступило в ясный след.

Словно жить осталось тело,

А души у тела нет.

(А. Твардовский).

Россия – страна успешно побеждающего фашизма.

1.Пока практика жизни не убедит россиян, что деньги добываются трудом, благоденствия не наступит. (Писательница Алла Кторова).

2…еврейские глаза с мировой скорбью, как говорят поэты… и «настороженная хищность»…(В. Милашевский о Лиле Брик).

3.Мы всё сжигаем раньше, чем поймём, поэтому всегда имеем дело с мифами и легендами, а не с реальностью (С. Алексиевич).

4.Мы сегодня судим наше прошлое (1993 –В.Л.), праведно и строго судим революцию за её преступления перед людьми и Богом. Но я уже вижу, как у некоторых судей выступает на губах бесовская пена, и брызжет им в глаза, и застит взор. На не дано сегодня ни увидеть, ни понять, что бесовщина и дьявольщина революции начиналась с ангельского порыва, с прекрасной и светлой мечты, с боли за униженных и угнетённых, с жажды свободы, справедливости, братства, бескорыстия, любви… (Борис Чичибабин).

(Литературное обозрение, №1-2, 1994 год).

Вспомнил, что когда мы отдыхали в Крыму, в музфондовском корпусе, в одно время с покойным Рекашюсом, он мне как-то сказал, что возникает у него желание сесть на мотоцикл, и на огромной скорости врезаться в какую-нибудь стену. Ему тогда было 53 года, и он был очень успешен как человек, и как мужчина, и как композитор. Однако это его высказывание свидетельствовало об испытываемом им, по-видимому, огромном одиночестве. Он мне говорил о невозможности влюбиться, хотя он увлекался очень молодыми налево и направо. Были ли эти мысли некоей тайной его генетической природы? Об этом знать я никак не могу. Но эти его мысли, высказанные тогда, в пору его расцвета как личности, мне кажется, проливают свет на его трагический уход из жизни в начале нынешнего века.

Дать историческое направление искусству Х1Х века, - это означает гениально угадать тайны современной жизни.

(В. Белинский).

Опорой для меня был лишь мой здоровый разум, веривший в книгу Гельвеция «Об уме» (А. Бейль).

У кого какой опыт, тот ту жизнь и защищает. Предполагается, что коммунизм – на стороне совестливых.

Со всем можно примириться, только бы не было боли. Боль отравляет жизнь. Она не даёт возможности работать, а, значит, и жить.

Сегодняшний день оказался провальным, так как из-за боли я не мог работать. Почти равносильно катастрофе, потому что кроме своей посильной деятельности, у меня за душой уже ничего нет. Атмосферное давление нестабильно как никогда, а завтра уже первый день июля. Июля же месяца я боюсь как огня, так как это самый жаркий месяц на этих широтах в году.

Я раз стоял в часовне, смотрел на чудотворную икону Богоматери и думал о детской вере народа, молящегося ей; несколько женщин, больные старики стояли на коленях и крестясь клали земные поклоны. С горячим упованием глядел я потом на святые черты и мало-помалу тайна чудесной силы стала мне уясняться. Да, это не просто тоска с изображением… века целые поглощала она эти потоки страстных возношений молитв людей скорбящих, несчастных; она должна была наполниться силой, струящейся из неё, отражающейся от неё на верующих. Она сделалась живым органом, местом встречи между Творцом и людьми. Думая об этом, я ещё раз посмотрел на старцев, на женщин с детьми, поверженных в прахе, на святую икону – тогда я сам увидел черты Богородицы одушевлёнными.

Она с милосердием и любовью смотрела на этих простых людей... и я пал на колени и смиренно молился ей (Иван Киреевский).

Я понимаю, жизнь не может никогда стоять на месте. Первую половину её я приобретал друзей, обогащался знаниями, опытом жизни, и т.д. А во вторую половину моей жизни, многое я стал терять. И это, конечно, естественно, ибо годы идут, родные и знакомые уходят и ушли из жизни. Но изменения, которые происходят на склоне лет, а они почему-то очень часты, просто уже невыносимы. И время очень скверное, смутное, и ненадёжное, и я совсем сдал свои жизненные позиции. Почти из дома не выхожу. И очень мною болезненно переносится всё это. Это касается и социальной инфраструктуры, и прочих бытовых вещей. Да, многие мне говорили, что всё могут понять в моей судьбе, но только не соглашаться с тем фактом, что человек может жить один. Но что здесь можно сделать? Взять человека со стороны? Но это невозможно, раз я не встретил того, кого мне нужно было встретить. Сие не от меня зависит, уже в огромной степени. Ну не сложилась жизнь, и точка. В этом она очень трагична для меня, ибо итогов, у меня, выходит, как показала жизнь, именно со своей личной стороны, никаких нет. А всё остальное, чему отдал я жизнь свою, причём, без остатка – тоже не принесло мне почти никакого практического счастья, за исключением того, что занимался я всё-таки любимым делом. Значит в этом награда за прожитую жизнь!

Как не стыдно, с позиций сегодняшнего беспредела, при котором я никогда прежде не жил, и о масштабах которого с точки зрения человеческой непорядочности и порочности не мог даже никогда и помыслить, ещё говорить о беззакониях прошлого. Да повторения средневековой инквизиции мало для нынешних. Вот где действительно не за горами конец света. Люди! вы ещё поплатитесь за своё, мягко говоря «терпимое» отношение ко всему нынешнему. И это будет действительно Божьим возмездием вселенского масштаба, да ещё такое, что даже ад вам покажется раем.

При нынешней, совершенно нестерпимой боли, плече- лопаточной, должна быть для жизни максимальная мобилизация сил. Ведь мне никто в этом не может помочь!

Я думаю, что сознательный уход из жизни человека, если это не минутное ослепление, а сознательный акт, и даже акт отчаяния, нужна беспримерная сила воли. Не правда, что это делают из-за трусости. В последнем случае это тогда имеет место, когда в наличии есть преступный акт или преступление, судебных последствий которого боятся. Я же имею ввиду уход из жизни

из-за конфликта с самой жизнью. И трусы на это не способны. Скорее трусы те, кто мирятся с почти невыносимым, порою безнадёжным существованием на этом свете, из-за невозможности изменить сами условия своего существования (душевные, физические боли, болезнь и прочее). Вот тут то не хватает смелости. Как можно мириться с болями, почти несовместимыми с жизнью. Ради чего, ради самой жизни? Да стоит ли того она, когда не даёт этой самой возможности существовать. Мало с меня страданий, ежегодных, ежемесячных еженедельных, ежедневных, на протяжении всей мое жизни, столь несчастливо запрограммированной, богатой только на бесконечные усилия собственной воли. Борьба не на жизнь, а на смерть. Зачем же она такая? Признаюсь, мне лично такой смелости, как добровольно расстаться с жизнью, не хватает. Ведь я на компромиссы с ней явно не гожусь. Жить же для себя, только для себя, я никогда не умел, и мне это неинтересно. Это – шкурная жизнь. Я её оставляю для других. У них, как правило, есть такие возможности, а у меня их не было и нет.

Настоящее и глубокое воспитательное влияние на меня как писателя, оказала «большая» французская литература – Стендаль, Бальзак, Флобер…

(М. Горький).

Самый большой и самый опасный вред для человека, по мнению Гельвеция, заключается в религии.

(Э. Бабаян, А. Виноградов и его книги, Вступительная статья к избранным произведениям, М. Госиздат, 1960).

(А ведь я всегда так думал и убеждён в этом, что люди очень боятся будущего, очень слабы духовно, а потому им нужно на кого-то опереться, кого-то звать на помощь. И в качестве такой помощи выступает Бог, у которого у него пытаются вымолить своё благополучие и утолить свой страх в неминуемой смерти – В.Л.).

Роман есть зеркало, проносимое по большой дороге (Стендаль).

1.Обьяснение не есть оправдание.

2. Не потому ли их судьба (Николая и Александра Тургеневых. – В.Л.) при всей яркой и пёстрой прихотливости была судьбой почти бесплодных растений – глубоко трагической судьбой добровольных изгнанников, скитавшихся под зноем и дождями европейской погоды Х1Х века?

(А. Виноградов, Предисловие к Повести о братьях Тургеневых).

Заметил, что возникающий хоть мало – мальски стресс моментально обостряет мою хроническую физическую боль левой руки, притом порой до нетерпимо болезненных размеров. Но стрессы у меня возникают каждый день, и по любому поводу. Потому что ненавистны мне ельцпутины, которые пожрали мою жизнь, и продолжают своим существованием, сколь возможно, её калечить и добивать.

…поставил им царём Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: «нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои». (13:22).

Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. (13:23).

(Библия).

Бездарность времени – причина бездарности искусства, или его отсутствия вообще.

Уличное и палёное гарью тепло московских улиц июля, самого бездушного и мерзкого месяца в году.

Теперь ведь пишут все, кому не лень. Профессионализма ни в чём не требуется, а, значит, способности не обязательны. Всё это называется «свободой», которую в таком виде российская власть считает за достижение века.

1…слепой народ, по слепоте своей, самодержавного волка считал своим отцом… Так писал Радищев…

2. Любимые мысли Радищева – полное равенство людей, передача земли в национальную собственность, одинаковые законы для всех.

3. – в стране, где две трети населения в законе мертвы, разразится гроза опасности и гибели. (Для нынешней России это всё – впереди, притом неминуемо, и в последний уже раз! – В.Л.)

(А. Виноградов, Повесть о братьях Тургеневых).

Головокружение возникает из-за декомпенсации кислорода. В том числе и боли в теле. Клеткам нечем дышать.

Нет глупее занятия на свете, чем выгуливать собаку.

В прошлом было много плохого, но и хорошего тоже было немало. Теперь же только плохое.

Бездушное утро. Чего же можно ждать от дня?..

Судьбы очень многих композиторов трагичны, впрочем, как и всякая судьба.

Скука вещь очень частая, но, в моём случае, я бы сказал «тоска».

Как странно знать, что Ходасевич

Когда-то звался «дебютант»!

Но пусть, закрыв глаза, он сеял,

Сверкнув меж зёрен – бриллиант.

Его, конечно, проглядели, -

Как и ведётся на Руси.

Но метров всё ж стихи задели,

Да так, что Боже упаси!..

………………………….

Ведь, как бы ни был мир рассеян, -

Всем путь зерна пройти дано.

Нам остаётся Ходасевич,

А это – прочное звено!

(Светлана Соложенкина).

Вообще всё то, что привлекает моё внимание, любой источник, любую информацию, которая мне интересна, конечно кроме чтива, включая не великие романы не великих романистов (а просто чтива я не признаю), я фиксирую в своём так называемом «дневнике». Это примерно подобно «Кругу чтения» л. Н. Толстого.

Известно, что в России поэт - больше, чем поэт (но это было, к сожалению прежде, и кануло в Лету, полагаю я – В.Л.),но и про Норвегию можно сказать, что там писатель – больше, чем писатель. На это обратил внимание ещё М. М. Пришвин во время своего путешествия по Норвегии в 1905 году.

Ты и Тургенев ещё и тем мне милы и дороги, что только вы знаете и умели понять, что во мне было всегда два человека – один официальный, вечно борющийся с жизнью и её тёмными силами, а другой такой, каким создала меня природа. Этого-то второго человека, я убеждён, ты любишь во мне и ценишь, и за то тебе спасибо.

(Н. А. Некрасов – к В. П. Боткину).

Стремительно уходит эра больших художников и великих деятелей искусства, которых, в таком блестящем созвездии, породила эпоха советского искусства, несмотря на очень трудное и злое время, в которое им было суждено жить. Но оно, тем не менее, оказалось сверх благотворным для их творчества, как ни какое другое историческое время жизни в России.

Непонятное и размытое начисто слово «свобода», ради которого ломалось столько копий нынешними бездарными современниками для оправдания реставрации капитализма в России, не дало ничего, кроме упадка духовности и морали, полной деградации ума и просвещения, без каких-либо реальных надежд на их возрождение в будущем. Это – роковой приговор. Что умерло, то более уже никогда не возродится. Бессмертны только Боги.

Горе и переживания человека порождают у него мысль, будят их, и понятно, что в этом-то и состоит огромный элемент творчества, аккумулирующий в себе испытания человеческого духа. Благополучный, ничего не испытывающий человек, никогда ничего истинного, то есть творческого не создаст. Это – аксиома, правило, если хотите.

Некому позвонить; а если и находится кому, то меня не хотят слушать. Первая причина в том, что люди теперь исключительно заняты самими собой. В этом-то уже одном и состоит исключительная несостоятельность религии, ибо она, в конечном счёте, ничему не учит, да и не может научить, ибо натура человеческая изначально неисправима. Так что нравственные законы жизни, или её устои, применимы лишь к тем, у кого хорошая наследственность, кого воспитали цельным человеком, кто изначально не способен «грешить».

Вторая же причина, и, полагаю, объективная, состоит в том, что я, вследствие своего глобального и неисправимого одиночества, пытаюсь выговориться по телефону, ошибочно полагая, что нашёл собеседника, или добровольного слушателя, который будет терпеливо переносить всё, что захочу сообщить. Как правило, меня по телефону обрывают. Ну а неврологи считают, что мне необходим психолог, ну просто необходимо кому-то рассказывать о себе, не держать это втуне, для разрядки, во избежание многочисленных стрессов, на которые так легко поддаётся моя натура, моё истинное и ничем реально не защищённое «я».

Земная жизнь просто немыслима без суетности Это свойство любой жизни), иначе она станет ну просто невыносимой, из-за тоски и скуки, и будет действительно мертва.

Нечего печалиться, что ты теперь всеми забыт, и никому не нужен. Да и известности особой у меня-то никогда и не было. И что тебя не издают, и не печатают. Приходится вспомнить непритязательную и бытовую песенку конца двадцатых – тридцатых годов довоенного Лещенко (а пел он всё-таки действительно хорошо): «То, что было, то что было, то давным - давно уплыло». Да, это банально, но это так.

Если выпадает день без жары, без знойного солнца, когда легко дышать, а, следовательно, и жить, то хочется работать, мыслить, писать. Вот это и есть счастье.

Ну, это замечательно, что ещё отмечают юбилей, или вспоминают великих поэтов, оставивших действительно след в литературе. То есть Анну Ахматову, Цветаеву, Мандельштама, Пастернака. Но почему никто не хочет помнить, или вспоминать об их современниках, тоже по-своему замечательных поэтах, Семёна Кирсанова, Павла Антокольского, Игоря Сельвинского, Семёна Липкина, и других. Однако это - типичный стереотип человеческого мышления. Помнят и говорят о тех, кто всегда на слуху, нисколько не умаляя их действительного и великого вклада в литературу.

Мир мирового искусства всех времён настолько значителен и глубок, что не хватает даже целой жизни, что бы, хотя б в какой-то степени, успеть постичь его.

Муза мести и печали всё-таки сильна, а где сила, страсть, там и поэзия (Василий Розанов).

Всякий художник говорит на вещном «языке» своей эпохи. Однако подчинённость предметным её формам различна. Одни писатели не очень внимательны к вещному облику современности, заслоняемому и даже подавляемому в их художественном мире задачами, полагаемыми неизмеримо более существенными. Этому – сущностному – типу художественного мышления противостоит другой – формоориентированный. Художники, ему принадлежащие, чутко реагируют на текущие, постоянно меняющиеся вещные и ситуационные формы жизни своего социума.

(А. Чудаков, Слово и предмет в стихе Некрасова. Лит. обозрение, №7,8,9, 1992).

«Секрет» долголетия (94 года) и неутомимой творческой и просветительской деятельности Григория Самуиловича Фрида в том, что он много гуляет. Правда живёт в лесной зоне, на свежем воздухе. А кислород – основа питания всех клеток нашего организма.

…с моими пробивными способностями пытаться напечатать даже чужую рукопись – дело абсолютно гиблое. (Я сам – совсем не исключение в таких делах – В.Л.)

(Елена Тарасова, Потерянная глава, Лит. обозрение, 1992,№7-8-9).

1.Женя (о Евтушенко – В.Л.), человек, вообще-то, больше всего озабоченный своими делами и поддержанием собственной популярности, что, впрочем, не мешало ему во все времена сохранять пристойную гражданскую позицию…

2…мне думается, что Женя погиб бы от тоски, доведись ему поселиться в каком-то другом, не отягощённом, как наше, бесконечным количеством проблем, более благополучном государстве. (Елена Тарасова попала как раз пальцем в небо. Теперь же Евтушенко, нисколько не смущаясь и не страдая от этого, живёт в Америке, и, как полагаю, никак не тужит по нынешней России. Это – автор строк: «…если будет Россия, значит, буду и я…». Что ж, никуда от этого не деться. Человек остаётся человеком – В.Л.).

(Елена Тарасова, «Как далеко его начало…», там же).

Мне не избавиться от преследующего меня всю жизнь ощущения чувства долга. А потому то и постоянная тревога, что что-то мною ещё не сделано или недоделано. Но это чувство вошло в меня ещё тогда, в те годы, когда определялся мой жизненный путь, и именно как творца. А жить же не спеша, не подгоняя себя постоянно, без беспокойства делать уже, что можешь, было бы для меня немалым счастьем. Но так устроен, по-видимому, человек, что пока жив, нет покоя ему. Бывают, конечно, на свете истинные подлецы, которые могут жить только для себя, только для собственного блага. И таких на белом свете гораздо больше, чем я думаю.

С солнцем уже дружить я не могу. Оно же сжигает кислород, а у меня – сердечная недостаточность, и мне постоянно не хватает свежего воздуха.

Уж столько на свете написано книг, романов, статей о социальной справедливости, а я всё нет и нет. Я думаю, что нет, да и не будет её в помине. Ведь нынешний человек слишком порочен, чтоб эти цели были когда-нибудь достигнуты…

Днём, равно как и вечером, я более никогда на улицу не выхожу. Уж слишком грязен и мерзко - вонюч этот воздух. Да, впрочем, это - такой жилой район, и подстать ему, живущие в нём люди. Просто некого уважать…и только ли в этом дело?..

Интегральное отрицание революции приводит к наихудшему конформизму – аморальному. Это болезнь наших молодых философов.

Действительно, революция (в том числе и наша) – смена одного правящего слоя другим. Но эта её прозаическая цель достигается высоким подъёмом масс.

В революции массы живут (хотя бы кратковременно) идеей вселенской, идеей человечества. Этот высочайший подъём народного сознания на многие годы определяет духовный путь человечества и ничего не имеет общего с прозой государства.

В революциях нового времени участвуют массы , но власть берёт средний слой, то есть виды и варианты мелкого буржуа, то есть мещанин.

Герои, выдвинутые революцией, неминуемо погибают.

Массы, обманутые и уставшие, разочаровываются.

Наступает господство среднего слоя…

(Давид Самойлов, Из дневника, 1967, 30.04)

17-19 градусов тепла по Москве, при наличии солнца, считай, что все тридцать!

Когда говорят о простом наукообразно, то становится противно слушать.

Почему-то все Беловы – антисемиты. Писатель Василий Белов (из Вологды), бывший лидер ДПНИ – Александр Белов…

Да, старый и больной, без родных и близких, без друзей и товарищей. Но надо же себя в чём-то находить, пока ещё живёшь на белом свете.

1.«Романтика» революции – чепуха. (Но это выясняется не сразу, а потом – В.Л.). Нужно показать молодым бессодержательность этого понятия. Но дать им истинное представление о революциях, заставить их уважать нравственную сторону революций. (Но нынешние, доморощенные политтехнологи всё это начисто отрицают. Они боятся революции как дурной болезни. А потому, что сами-то безнравственны уже по своей сути – В.Л.). Приучать к революции, то есть к общечеловеческой идее и бесстрашию. (Сейчас бы это признали как экстремизм – В.Л.)

2. Грязь порождает грязь.

Но что тогда – гражданский подвиг? Возможно ли нравственное усовершенствование общества без борьбы за его свободу?

Могут ли подданные быть внутреннее свободны?

(Как актуальны эти вопросы, поставленные Давидом Самойловым ещё в далёком теперь от нас 1968! – В.Л.)

(Давид Самойлов, Из Дневника, 3.05.1967; 13.01-1968).

Я думаю, собак теперь в Москве не меньше, чем людей. Пора признать их, наряду с людьми, равноправными гражданами Москвы…

Правильно жить – совсем немалое искусство.

После распада СССР русскоязычным жителям бывших республик гораздо легче было попасть в Америку, чем в Россию…

Религия могла бы выступить как мощный фактор психотерапии.

Жизнь как биологическое явление нужна только природе.

Некоторые евреи убеждены, что все поляки – антисемиты. Это абсурд.

(Барбара Киршенблат-Гимблет – сотрудник варшавского еврейского музея).

1.Казалось лет пять назад, что Солженицын вновь открыл в литературе нравственность. Но его нравственность – разобщение. В разобщении нет поэзии. Поэтому фельетонное начало начинает преобладать в Солженицыне.

2.В буржуазном обществе кажущаяся свобода и демократия – формальны. (Самый заурядный пример – нынешняя Россия – В.Л.) Каждый умирает в одиночку.

Высокая ступень разобщения. Это чувствует и изображает Бальзак.

3.Современная философия нравственной независимости человека от общества и государства, по существу, узаконивает это состояние человеческого бесправия.

4.Россия – страна, в которой нет общества. (Как будто сказано о сегодняшнем дне! – В.Л.)

5.Хочется жить одиноко, угрюмо, нелюдимо…

(Давид Самойлов, Из дневника).

То холод, то жара, а середины нет…

Кто-то ищет уединенья, а кому-то так не хватает быть не одному…

Тоска - мой перст, мой первый и злейший враг. Вот и верь после всего в Бога…

Когда накатывает тоска от одиночества, то, во избежание стресса, нужно сразу обретать цель, иначе не миновать нервного срыва, который произошёл у меня сегодня в пятом часу дня. Резкий, истеричный приступ тоски, с проклятиями в адрес своей судьбы, с печатью и на сердце. А мне неоднократно говорили: нужно благодарить Бога за то, что ты ещё жив…

Слишком удачным был для меня день 3 июля, чтобы следующий день, как по заказу, не стал для меня провальным и дурным. Полного счастья никогда не бывает…

Может быть, труднее всего делать добро. Мало кто это умеет…(20.06).

Поскольку правда всегда лучше самообмана, нужно отсечь иллюзии, все надежды на «либерализацию» сверху Нужно перестроить свои идеи так, чтобы зрение ума различало слабые ростки будущего, и припасть к этим росткам. Иначе – духовная гибель, прозябание.

Надо…жить только понятиями гражданской чести.

Это единственный посох слепого. (12.11).

Печатные дела мои, кажется, безнадёжны. (14.11).

(Давид Самойлов, Из дневника. 1968).

Нужно уметь разряжать себя, но только не криком, и, тем более, проклятиями в адрес Всевышнего.

Нельзя терять контроль над собой, самообладание.

Графомания тогда, когда в сочиняемом тексте нет эмоций, переживаний, то есть того смятения духа, которое так характерно для творчества, ибо без него всё будет фальшиво.

Он (Солженицын – В.Л.) человек воли и чести. (С последним утверждением я не согласен – В.Л.). Сочетание этих качеств, независимо от его воззрений, делает его первостепенной фигурой нашего времени. (10.12).

(Так считали многие, но он оказался, в конечном счёте, хамелеоном. Принятие награды от нынешней власти и прочее. Нет – это не пророк, и, тем более, праведник. Убеждён!

Место займёт в литературе скромное, хотя, в своё время, достаточно «нашумел». Он – не художник веры, скорее, исследователь переломных моментов в истории России литературным словом. - В.Л.).

Поэзия отличается от перевода, как чувство от сочувствия. Иногда сопереживание бывает так пронзительно, что сострадание переходит в страдание. Так бывает редко. (16.11).

(Давид Самойлов, из дневника. 1969).

Еврейский обычай запрещает закабалять единоверца (священник Яков Кротов).

Я неоднократно задавал немой вопрос, а где же тогда Бог, если он мог допустить Холокост, и не наказать за преступления против человечности, таких, как Пиночет, Ельцин, и т. д.

И вот, что я прочёл в книге Пророка Малахии:

Если вы не послушаетесь и если не примете к сердцу, чтобы воздавать славу имени Моему, говорит Господь Саваоф, то Я пошлю на вас проклятие…и уже проклинаю, потому что вы не хотите приложить к тому сердца. (2:2).

Вот, Я отниму у вас плечо…(а у меня плече – лопаточный периартрит, который просто парализует жизнь - В.Л.), (2:3).

Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит», - или: «где Бог правосудия?» (2:17).

Учитывая сложившиеся жизненные обстоятельства и возраст, я обречён на одиночество совсем.

Покорность, смирение, терпение – вот суть Библии, которая этим нимало подавляет и угнетает.

Я – человек, загнанный жизнью в угол. Из этой западни мне уже не вырваться никогда.

1.Кровь подсказывает мне, что я нахожусь в духовной связи со всей вселенной, со стихией.

2.…я полюбил свет. Уверяю вас – это была настоящая чувственная любовь, плотская. Много света, солнечный свет, дневной свет…

(Кнут Гамсун – к Эрику Скраму).

Гамсун «пишет так же, как говорит, как думает, как мечтает, как поёт птица и растёт дерево» (Куприн).

В природе много загадочного (известная сентенция).

…я написал одному врачу и спросил у него, как он оценивает взаимосвязь всех (его, Гамсуна, - В.Л.) событий. Он явно решил свалить вину на несварение желудка. Ну уж это извините, ответил я ему, мой желудок и зонтик переварит.

(Кнут Гамсун, Эссе о бессознательной духовной жизни. Лит . обозрение, №7 -9, 1992).

1.Безоглядное расходование энергии не есть признак силы. Сила истощается, и так или иначе наступит день, когда она иссякнет совсем и останется рассчитывать лишь на внутренние ресурсы.

2.Время – деньги, а деньги – это всё. Так считают исключительно все в соответствии с логикой их экономических интересов. (Но только те, у которых именно такая логика! – В.Л.)

(Кнут Гамсун, Спеши медленно).

Главная моя, я полагаю просто жизненная задача теперь, не потерять совсем возможности вести сознательно осмысленную жизнь. Спасаюсь, конечно, музыкой и литературой, пусть в скромных, но доступных мне формах.

Не бойтесь делать мало, это намного больше, чем ничего (крылатый афоризм).

Три ненастных дня в начале июля – бальзам для меня, среди непереносимого удушающего зноя столь неблагополучной в экологическом отношении (только в этом?) Москвы.

…потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. (1:6).

Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих (1:8).

…всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев (1:19).

(Соборное послание святого Апостола Иакова).

Хорошо осознавая тщету своих земных усилий, тем не менее, я продолжаю ежедневно беспокоиться и страдать, от, как мне кажется, плохо исполняемого мною чувства долга. Что делать, я так сформировался. Меня ведь может извинить моя ненужность никому, и, главное, моё непоправимое уже хроническое нездоровье. Нет, всё равно я беспокоюсь. Так уж очень несовершенно, не гибко устроен я. Только небытие физическое всё расставляет, если можно так выразиться, на свои места. То есть «горбатого могила исправит».

Вероятно, вышесказанное происходит со мной по той причине, что я, естественно и подсознательно сравниваю себя с другими. Но давно пора понять, что одинаковых судеб не бывает. У кого ещё начинает болеть позвоночник, вернее его шейно – грудной отдел, когда при игре на фортепиано включаю я левую руку?! Почему у меня?..

Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело. (3:2).

А язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда (3:8).

Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно…так быть (3:10).

…не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (4:4).

(Соборное послание святого Апостола Иакова).

Не стоит никому и ничему завидовать. Кому как на роду написано.

Единственное и главное правило, которому нужно следовать пожилым, жить данной минутой, и уже не думать ни о прошлом, ни, тем более, о будущем, котого, весьма вероятно, уже нет.

1.Но разве не написано на скрижалях, что ненависть делает слепым, что без любви искусство не плодоносит, легко деформируется?

2. Изначальное странным образом остаётся на всю жизнь.

(В. Литвинов, Откровения от Гуля, Лит. обозрение, №7-9, 1992).

Каждый новый день – испытание для моей жизни. Не исчезает ни на миг вопрос, как выжить, если мне ещё суждено какое-то там время жить. Не знаю, как и чем ответить мне на это, но нужен сверх щадящий режим. Так что куда уж ещё хуже...

Три женщины, три работника в районном отделении социального обеспечения, отвечающие за санаторно – курортное лечение инвалидов, и три мне отвечают совершенно разное, на моё желание, согласно медицинской справке, поехать по путёвке в санаторий. В одном они едины, то есть все три дружно отказывают.

1. О судьба, как играешь ты легко верностью людей, как жестоко смеёшься над их слабыми, но справедливыми и честными замыслами! Давно мудрые говорят, что легче узнать глубину моря, нежели тайные изгибы сердца человеческого!

2.Наружность обманчива. Должно иметь столь невероятное и ужасное доказательство. Святая надежда, не обмани ожиданий чистейших и справедливейших ожиданий блага отечества. Но с чем встречаются мои мечтания? Дух безбожного невежества, грубых предрассудков, дикие вопли исступлённого самовластия встречают сии мечтания…

3…заставляло и заставляет меня сожалеть, что я не искал остаться в чужих краях…но идея жить в чужих краях делается мне час от часу более знакомою. Бросить всё… - должно мне стремиться… Приятностей жизни здесь нет, да я начинаю уверяться, что и нигде их для мыслящего человека не существует.

(Николай Тургенев, Дневник).

Зависимость от людей невыносима…

Россия – страна органического непорядка. Где нет точности и пунктуальности, может быть только анархия во всём.

Собой владеть могу по мере сил, но подчинить себе всё то, что извне, да ещё в нынешнем своём виде, не только невероятно, но невозможно никогда.

Нечего тут говорить даже и мне самому с собою. Безнадёжность моя достигла высочайшей степени…

Что меня может привязать к теперешнему моему образу жизни и службы? Всё для меня опостылело. …надобна помощь в жизни, и в жизни столь скучной, прозаической, безнадёжной…но что ещё может быть для меня полезно? Скучная мрачная будущность, одинокая старость, морозы, эгоисты… - вот что для меня остаётся!

(Николай Тургенев, Дневник).

С Наташей связь прервалась, вполне, наверное, естественно. Мотивы с её стороны понятны. Очень трудно рассчитывать при таком возрастном разбросе на связь времён. Однако ведь я желал только товарищества. И это тоже оказалось невозможным из-за отсутствия точек соприкосновения и интересов между нами. Так полагаю я.

Всё же послал несколько строчек ей:

Наташенька!

Неужели Вы настолько счастливы, что у Вас нет времени написать мне хотя бы две строчки о себе.

Ну, если это так, то я буду только рад.

С приветом,

Виталий.

Ответа я не получил…

…вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживёт там один год, и будем торговать и получать прибыль»; (4:13).

Вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (4:14). (А как же насчёт «вечной» жизни?.. А, речь идёт о грешниках…)

(Иакова).

Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет её опал; (1:24)

(Первое соборное послание Святого Апостола Петра).

Моё заявление в Департамент здравоохранения с жалобой на препятствия по выписке рецептов районной поликлиникой переслано тем, на кого жалуюсь. Это давняя и старая манера бюрократии, которая сама не хочет заниматься этим вопросом, а передаёт это на рассмотрение тех, на кого ты жалуешься, которые, конечно, заинтересованы в том, чтобы «сохранить своё лицо», и не иметь неприятностей. И получается, что жалуешься на самого себя, как говорил когда-то Аркадий Райкин. То есть, если ты жалуешься, то всё это обходится, в конечном счёте, «себе дороже». И мне приходится (меня заставляют), как на суде, рассказывать, или давать показания на то, как это было. Но аргументация - лишь только в амбулаторной карте, которая не фиксирует случаи отказа мне в выписке рецептов, а фиксирует только выписанное. А то, что сказано устно, во внимание не принимается. И это заставляет меня нервничать, так как виновные будут бороться за «честь своего мундира». Ладно, я буду фиксировать мельчайшие детали впредь, и записывать все факты нарушения, и вновь я буду обращаться за правдой, в случае «провала» защитить себя вот в этот, первый раз.

Как поле утренней росью, Как Ты решаешь, так и надо.

Ты милостью покрыл меня. Любою болью уязви.

Я – как Израиль столп огня – Ты нас ведёшь во свет и радость

Твой образ вижу пред собою. Путями скорби и любви.

……………………………….. ……………………………….

Но что во мне? Идут года, (Я это принимаю только поэтически-

Живу, не принося плода. – В. Л.)

О, как в смоковницу, меня

Не иссушу к исходу дня.

(Александр Солодовников, 1893-1974).

Фундаментом русского религиозного мышления является убеждённость в потенциальной святости материи, в единстве и священности всего творения и призвании человека соучаствовать в конечном его преображении.

(Н Зернов, Русский религиозный ренессанс ХХ века).

6 симфония Мясковского просто маловыразительная и неинтересная музыка, без скидок на время. Это не 21-я и не 28-я его симфонии. И дело не в исполнении, хотя для меня загадка, почему дирижёр представил, вернее, исполнял именно эту симфонию Мясковского. Как видно у него, у исполнителя, явно не ладно со вкусом. А о вкусах, как говорят, не спорят. Хотя в искусстве, как знать…

У плащаницы.

……………………………….. ………………………………

Уснули ль маленькие дети, Чем вечность царстве строже

Ушли ли скорбно старики – Глядит из огненных глубин.

Все царствуют в Христовом свете. Тем сердцу бедному дороже

А здесь, у нас, свистки, гудки, То, что дышало миг один.

Очередной набат в газете …………………………….

И только в сердце песнь тоски.

(А. Солодовников).

Департамент здравоохранения г. Москвы, в ответ на моё заявление к ним, как бы ответил мне, высылая мою жалобу в адрес тех, на кого я жалуюсь:

«Разбирайтесь между собой сами, мы в это дело не вмешиваемся». Спрашивается, для чего же существует Департамент здравоохранения, если он так поступает. Зачем я посылал ему копии медицинской документации? Чтобы вмешаться, и разобраться. Она, это документация, и без того в районной поликлинике есть (?!)

Место моей жизни (город, я имею ввиду), это – душегубка.

Кругом уже давно – равнодушие и безразличие, равнодушие и безразличие, равнодушие и безразличие.

Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, (2:13)

Правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - (2:14)

Ибо такова есть воля Божия… (2:15).

(1-е Петра).

(2:13) - Но это было писано три тысячи лет тому назад. Сегодня с этим невозможно согласиться. А со стихом (2:14) согласиться просто необходимо и прекрасно – В.Л.

Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым (2:18).

Ибо то угодно Богу…(2:19). (Ну, это просто догмат Библии – В.Л.)

1 – у всех жестокая падагра… - Вы много сидите – надо больше двигаться.

2. Душа сказала мне давно:

Ты в мире молнией промчишься,

Тебе всё чувствовать дано,

Но жизнью ты не насладишься.

(Веневитинов).

3…не бывает бесплодных жертв.

4.»Будучи исполнен горячего желания и силы стремления к общему благу отечества, я по сию пору часто погружаюсь в мечтания и устаю от негодования, видя, как далеко всё и все наши от того порядка, который я почитаю лучшим и отчасти возможным. Здешний порядок вещей час от часу делается для меня более тягостным. Всё, что вижу, печалит и бесит. Грабительство, подлость, эгоизм, как и куда всё это идёт? Кто думает о всём этом?» (Из дневника Николая Тургенева).

(Это могло бы быть написано сегодня! – В.Л.)

5.Идея о выезде из России беспрестанно у меня в голове (Николай Тургенев).

(Да, к несчастью, не всем это было дано – В.Л.)

6. Не осталось ничего русского в душе. С наслаждением читал «Вильгельма Мейстера», перечитывал «Фауста», чувствовал себе благоговейным сыном культуры. Европа многовековых накоплений сокровищ духа, Европа больших умов, Европа гениев и друзей человечества – эта первая обретённая родина – вновь приняла своего блудного сына. Не хотелось думать о том, что здесь есть свои горя… Первые дни в опьянении солнцем и воздухом. Тургенев ничего этого не видел, не хотел видеть, не мог видеть, если бы даэе захотел (Путешествие по Италии – В.Л.).

(Анатолий Виноградов, Повесть о братьях Тургеневых).

Максимилиан Волошин, «Истории моей души» (дневники).

Я не сам ли выбрал час рожденья,

Век и царство, область и народ,

Чтоб пройти сквозь муки и крещенье

Совести, огня и вод?

Меня, в конечном счёте, ожидает участь заживо погребённого, так как в квартире постоянно палёный воздух. Уже четвёртое лето я с трудом выживаю, и никаких перспектив избавления от крайне неблагоприятных условий элементарного существования у меня нет. Тяжёлая, и крайне неудобная дорога (электричка, автобус, пеший путь 3 км) к даче престарелой тётки под Шатурой, чтобы подышать там полной грудью свежим воздухом, мне недоступна. Я просто свалюсь по дороге из-за духоты. Путь занимает не менее 4-х часов времени. А другой возможности попасть к ней нет. Я мог попытаться это сделать в случае, если бы меня мог сопровождать кто-то. Но этого –то кого-то нет и быть не может. Тётку привезли туда на машине. Из-за загаженного до основания «воздуха» проезжей части, окнами на которую выходит моя квартира, в горле у меня постоянно образуется какой-то прогорклый комок. Несмотря на закрытые окна, эта грязь проникает в мои лёгкие. И так, целый день. Летние месяцы в Москве превратились для меня в муку.

Источник болей в позвоночнике и, как следствие, в плече - лопаточной области – из-за напряжённого сидения на стуле. Но сижу я буквально минуты, но этого достаточно, чтобы возникла боль.

Человека забывают лишь тогда, когда забывают его имя (Гюнтер Демниг, немецкий скульптор).

Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство…(3:9).

Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; (3:10).

…ищи мира и стремись к нему, (3:11).

…ибо страдающий плотию перестаёт грешить, (4:1).(Конечно, а потому что ощущает физическую боль – В.Л.)

Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил (способностями, имеется ввиду – В.Л.), как добрые домостроители различной благодати Божией (4:10).

(1-е Петра).

Вспоминаю послевоенное детство, как вырастал я в коммунальной квартире. О горячей воде и речи быть не могло. Договаривались с соседями на определённое время в воскресенье, чтобы нагреть на газовой плите много воды, и устроить на общей кухне баню для нашей семьи. Была большая, с высокими краями, типа глубокого корыта в метр длиной чугунная штуковина, называвшаяся вагоны, с ударением на средний слог. Папа туда наливал воду и меня там купал с головы до ног, и обливал горячей водой сверху из миски. И для меня это было большим удовольствием. Я так радовался и любил пополоскаться в горячей воде, что с нетерпением ожидал воскресенья. Так мы все мылись по очереди. Тогда, причём, все годы после войны, рабочая неделя была шестидневной, и суббота не была даже коротким днём. Единственного выходного дня все ждали для уборки квартиры, стирки, и очень много труда уходило за день на домашние заботы. Так что, по сути, на отдых совсем не оставалось времени. И люди тогда были более совестливыми, и, естественно, по-настоящему счастливее нынешних, ущербных во всём. Но ведь путины-то родились спустя более десятка лет после войны. Это совсем уже иные поколения, менталитет у них другой. То есть совсем уже другое ощущение и отношение к жизни. Наверно это естественно. А люди, хлебнувшие столько горя, не могли не быть лучше, родившихся уже после войны. Послевоенные настоящих лишений и горя уже не знали.

1.В наш гнусный век

Седой Нептун – земли союзник,

На всех стихиях человек –

Тиран, предатель или узник.

(Пётр Вяземский).

2. Его друзья, Росетти и Берше – «итальянские декабристы», - как их называл Тургенев, приезжали навещать…

Берше говорил:

- Искра свободы, пламя революций тлеет в сердцах людей. В чём состоит счастье человечества? В преемстве, в передаче неугасимого огня. Очаг свободы никогда не потухает…

3. Я никогда не предполагаю вернуться в Россию. Жизнь моя и там была прежде цепью неприятностей при виде крепостных… Я жил в России только потому, что думал, что я должен сам жить для возможности быть полезным делу уничтожения рабства. Меня теперь лишили сей возможности. Не я отказался от исполнения своего долга…

(Николай Тургенев – Александру Тургеневу).

4. С тревогою смотрю на будущее. В нём нет отечества, в нём только судьба брата и тревога за него.

(Из дневника Александра Тургенева).

Отправил письмо по электронной почте в Балтимору (США) Вадиму Лившицу следующего содержания:

Дорогой Вадим!

Спасибо за тёплое послание. У меня в квартире – палёный воздух. Нынешняя Москва – это крематорий. Уже четыре года борюсь за выживание. Если переживу июль и август, то обязательно Вам сообщу.

Простите за краткость.

Виталий

…ибо кто кем побеждён, тот тому и раб (2:18).

Но с ними случается по верной пословице: «пёс возвращается на свою блевотину», и: вымытая свинья идёт валяться в грязи» (2:22).

(2-е Петра).

Последнее утверждение - яркая характеристика, по моему глубокому убеждению, тех, так называемых верующих, которые ходят в церковь лишь для видимости, и для того, в основном, чтобы получить прощение от содеянных ими грехов, которые они совершают постоянно. Вот в этом-то я вижу глубокое лицемерие этих лишенцев элементарной человеческой порядочности, вкупе с всепрощением церкви, которого в таких случаях быть не должно. А так греши, и приходи, и вновь греши, и приходи. И так всё это происходит постоянно. И тем, и другим так очень легко жить.

А вообще я, по большей части, не верю тем, кто считает себя верующим. Люди эти, в массе своей - недалёкие, глупые или наивные. С ними в жизни далеко не уедешь. Это – не люди дела, а пустых, и очень легковесных убеждений, если это действительно есть убеждения. И получается часто, что всё это как-то несерьёзно. Делать им как видно, по настоящему, нечего. Нет настоящих дел…

В высокой поэзии всегда проявляется священное, а самые священные провидения не могут не являться нам в одеждах поэтического.

(Питер Акройд, английский писатель).

Каждую минуту во двор дома въезжает или выезжает машина. Это-то – в будний день. Кто же работает, в конце концов, в этой стране?..

Всегда можно событие или факт трактовать по-разному, в зависимости от того, как нужно, а не так, как оно есть на самом деле. И может оказаться и убедительно в первом случае. Вот это-то и называется казуистикой. Я верю только в искренность, а, значит, и в правдивость, хотя, конечно, можно и искренне заблуждаться.

Вообще при отсталой экономике (а, по-моему, её теперь нет вовсе) автомобилей у населения в собственности быть не должно. Однако всё наоборот, и их, частных автомобилей – огромное количество!

1…гений всегда живёт в среде народа, как искра в камне. Необходимо лишь стечение обстоятельств, чтобы искра вспыхнула из мёртвого камня…

детали формы и мелочи сюжета, как бы художественны они ни были, ещё не составляют искусства, подобно тому, как идеи, хотя бы и гениальные, ещё не дают право писателю на титул гения или таланта. Чтобы ими стать, надо свести круг воззрений, который и захватил бы и координировал весь мир современных идей и подчинил бы их одной господствующей мысли. Только тогда овладевает мыслителем фанатизм идеи, то есть та яркая определённая вера в своё дело, без которой ни в искусстве, ни в науке нет истинной жизни.

…я никогда не отделял художника от мыслителя, как не могу отделить художественной формы от художественной мысли. Я не могу представить себе искусства вне социальных условий, в которых находится народ. В них, и только в них, оно черпало свою силу и слабость, приобретает значение великого произведения или становится пошлостью…

…почти каждое утверждение Бейля встречало возражение Тургенева…

2. – сказал Бейль, – свободолюбивое человечество давно заменило мне родину.

3…польский изгнанник Адам Мицкевич, сухой, высокий человек с горбатым носом, острыми глазами, с печалью тягчайшей внутренней борьбы и несчастий на лице…

(Анатолий Виноградов, Повесть о братьях Тургеневых).

Не любите (ударение на второй слог – В.Л.) мира, ни того, что в мире (2:15)…

Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей, и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. (2:16).

Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, (4:12).

В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. (4:18).

Мы знаем, что мы от Бога, что весь мир лежит во зле. (5:19)

(Первое соборное послание святого апостола Иоанна богослова).

1.Каждый новый рисунок, каждая новая картина – новая молодость художника.

2.Жизнь подлинного великого революционера, как и жизнь подлинного великого поэта, коротка – слишком огромна сила горения. Тем самым судьба как бы предостерегает их от обычных человеческих ошибок. Предостерегает ради самого человечества. Ради превращения их в символы. Именно поэтому революционная тема и революция в искусстве несовместимы с повседневностью.

3. Человек, снявший одежду, абсолютно беззащитен, он вне исторических эпох. Тело римлянки и тело первой попавшейся нам на глаза девушки за пределами искусства одинаковы. И, если линии рисунка суждено стать психологичной, нежной или умной, обнажённое тело приобретает новое одеяние.

Кто-нибудь может спросить: «Почему именно голое тело?» Ответ на этот вопрос дали древние римляне, возможно, он впитал и мудрость эллинов: «И бог был голый».

4. Мы часто задаём вопрос: «Когда произведение искусства обретает жизнь в обществе?» Вот мой ответ: «Когда оно вступает в противоречие с обществом, становится полемичным». В наши дни творения импрессионистов стали классикой, они не вызывают споров. Творчество нынешнего поколения (80-х – В.Л.) должно быть более полемичным. Пока ещё полемика в искусстве – удел нашего поколения. Возможно, это наша иллюзорная молодость.

Но в творческом плане такое положение не в пользу молодым. Новую смену, которая выходит на арену изобразительного искусства, составляют художники талантливые, знающие, им присущ высокий профессионализм. Они порой бывают дерзновенными, но им недостаёт глубины переживаний…

5. Чешская и словацкая готика – большое искусство, а значит, - с верой в человека, в его необъятные творческие силы, в его духовность. Было бы нелепо, пройдя через каменное благородство античности, через аристократизм античной скульптуры (точнее не скажешь – В.Л.) – этих обезглавленных временем благородных статуй, - остановиться там, где мы находимся сейчас. Христианское искусство не всегда было добродушным, не всегда – лучезарным. Нередко оно было суровым, даже ожесточённым.

6.В одной полемической статье об искусстве несколько лет тому назад я писал: «никогда не забуду картины одной маленькой девочки: разводы жёлтой, оранжевой, красной и синей красок, а по этому фону – гулял и гулял нетерпеливый карандаш. Внизу корявыми буквами выведено: «Радость моя». Ни один человек не раскрывал мне с такой глубиной в двух словах радость и силу, таящиеся в самой сути цвета.

…простым доказательством простой истины о начале…искусства в жизни.

(Атанас Нейков – один из выдающихся представителей современного болгарского изобразительного искусства, род. в 1924 году).

……………………………………….. ………………………………

А может – беспредельность доброты, Пускай же обретут во мне

Для нас теперь безмолвной и далёкой: гнездо – любовь и правда вместе,

Суть торжества, без вечной суеты, как два крыла в весеннем дне -

Ничем не нарушима, одинока. Вот радость где, скажу по чести.

(Воспоминание) (Страсть).

Болгарский поэт Павел Матев (переводы Ларисы Васильевой).

(«Обзор», болгарский лит. – художественный журнал, №78, 1987 год).

Глава римско – католической церкви, папа Бенедикт Х1У, встретившись с Бараком Абамой, после экономического саммита глав восьми государств, критиковал капитализм, который порождает разительную нищету других…

Чтобы быть дирижёром, человек должен обладать талантом музыканта и в такой же мере быть дипломатом, педагогом, организатором…

(Ганс Шмидт Иссерштет, немецкий дирижёр начала ХХ века).

Узбечка Роза и её 14-летний сын (красивый мальчик) вымыли мне окна в квартире и кухне, а также застеклённые дверцы обеих лоджий. В ведомости Розы на вопрос о жилплощади я записал: «однокомнатная квартира». Жалею, что не указал на наличие кухни (но это ведь понятно), а лоджии совсем не входят в перечень их обязанностей. Она – представитель фирмы, но кроме тряпок, никакого другого «инструментария», кроме её собственных рук, у неё не было. Хороша фирма, работающая, как перекупщик, как работодатель, предоставляя ей «участок» для работы, который она, вероятно, могла бы найти и сама. А я писал заявление на мытьё окон в ЦСО «Дмитровский». Роза - из Ташкента, живёт в Москве, на съёмной квартире, ради того, чтоб что-то заработать. Работы в Ташкенте нет. Бывшие советские республики, ныне отдельные государства на пост советском пространстве – торжество ельцпутинской «независимой» России. 18-летний племянник Розы улетел самолётом в Самарканд из Москвы. Билет стоил 10.000 рублей в один конец. Есть рейс из Москвы и на Бухару. Билет поездом до Ташкента из Москвы стоит пять с половиной тысяч рублей в один конец. Я полагаю, что в плацкартном вагоне…

Бывший теперь президент Литвы, Валдас Адамкус (ныне президент - Дарья Грибаускайте), гражданин США (год рождения 1926), имеет 32 мировые награды и - почётный член 19 мировых университетов. Каково! Однако вот небольшой штрих из его начальной биографии, весьма, на мой взгляд, красноречивый. В начале 2- мировой войны принимал участие в борьбе за независимость Литвы. Против кого?.. Естественно против СССР. В последние годы войны боролся на стороне Германии. Следовательно, против стран антигитлеровской коалиции. Вероятно, он никого не убивал, так как тогда был бы судим (должен был быть судимым) за военные преступления. Но то, что он – участник, это точно. Однако это - факты его молодых лет. Возможно, наверное, так, и, последующими заслугами он реабилитировал себя. Во всяком случае, мне очень хочется в это поверить…

* * *






автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения

© Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09



 
Hosted by uCoz