Виталий Лоринов

Композитор и писатель

автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения




По стезе жизни. (Часть 8)

1.По-настоящему биография художника должна быть не описанием фактов его бытия, но объяснением того, как поняты им эти факты. Красочность фактов сама по себе недостаточна для жизнеописания,

2.Говорят, тяга к воспоминания - примета возрастная. Вероятно. Но это значит, что большинство пишущих только к старости собираются с силами, которые великие писатели обладали уже в молодом возрасте.

(К. Федин, Автобиография).

Борьба между болью в спине тупой и нудной, с желанием спать. Ведь это, как правило, происходит ночью.

Если бы в России народ был действительно народом, он не простил бы нынешней власти измывательств над ним.

Красавец - мужчина лет 40, в элегантном пиджаке и с галстуком, с размашистой походкой, выдававшей уверенность преуспевающего человека (занятого, конечно, бизнесом). Но ведь в России бизнес не бывает честным.

Златокудрая красавица - еврейка лет 30, с зачёсанными назад золотистыми волосами.

Зашёл к заведующему отделением клиники травматологии, ортопедии и патологии суставов насчёт госпитализации в его отделение.

"Сможете; чем сможем, поможем" - ответил он.

Значит, не всё они могут, конечно, далеко не всё, скорее всего помощь временная. Что делать, ослабевшая по всем параметрам отечественная медицина. Я полагаю, что дело у меня то в связках, около суставных хрящах, которые стремительно стареют и ветшают. Вот почему такие боли. Не "держат" я бы сказал. Скорее атрофия мышц.

Не люди - мелкота.

На юбилее какого-то местного врача (а было это в Кисловодске, в зале дискотеки санатория "Виктория") люди выглядели солиднее и значительнее, и внешне, и внутренне. И облик их вполне отражал их профессию врача. В лечебном корпусе ММА им. Сеченова я такого и близко не видел, несмотря на обилие белых халатов. Да, в моём отношении, безусловно, известная доля субъективизма. Наверно всё же есть, но я всё-таки прав глубоко. Перевелись врачи, и это касается, в первую очередь, профессионализма. Вот почему все известные, и имеющие деньги, лечатся заграницей, в Германии, но не у нас. В России лечатся только те, у кого нет денег на лечение, в том числе и я. Ну а эффекта никакого.

Страдают нервы не от настроения (это - само собой), а от физического воздействия на клетки, корешки и прочее.

На склоне лет невольно становишься философом.

Лечь в сеченовское отделение травматологии, ортопедии и патологии суставов - слабая попытка поправить положение с моим здоровьем. Мне так не хочется вновь возвращаться в клинику нервных болезней. Ведь негатива было там больше, чем пользы, а польза оказалось совсем недолговечной.

Поездка в санаторий в декабре ушедшего года оказалась на редкость не конструктивной. Я бы сказал пустой. Льготную путёвку в лечебно - оздоровительное учреждение превратили путёвку в Дом отдыха. Ведь даже анализа мочи не предложили сделать, не говоря о биохимии. Лечение, за незначительным исключением, всё платное. На этот раз Кисловодск меня разочаровал. В этот, последний раз, когда я туда съездил. Ведь экология, на что рассчитывал, там рухнула.

Всего 4-й час пополудни, а в Москве уже наступают часы пик. В метро не протолкнёшься. Ну не хотят работать люди, не хотят сидеть на работе, вот и всё. Вот в этом суть и неблагополучия, помимо прочих внутренних и внешних факторов повседневной жизни. Уходят с работы раньше. В подземном транспорте людей ну просто тучи.

Район Коровино, в котором я живу, слывёт в Москве как очень неудачный. "Он - притча во языцех", и есть за что. Но я его не выбирал для жизни. Так получилось, что здесь - моя берлога, а потому и дом мой, хотя и одинокий. К тому же катастрофически он неудобен по отношению к метро. Три станции находятся примерно в получасе езды от моего дома. Но с обилием постоянных пробок со всех сторон, приехать к метро обычно через час - уже давно стало нормой. Когда я поселялся в этом районе, с наземным транспортом было легче. Кто ж знал, что обладать четырьмя колёсами (ельцпутинское завоевание) - предел мечтаний и престижа нынешнего городского обывателя. И как это отравило жизнь в Москве. Сделало её настолько дискомфортной, что загородные квартиры или дачи есть просто необходимость. И большинство жителей Москвы ими обладает. Что ж делать таким как я, у которых этого нет? Дышать зловонием и задыхаться от недостатка кислорода. И ничего не остаётся. Ведь воздух в Москве если и есть, то только в утренние часы, пока не просыпаются четыре колеса, которые потом травят всё вокруг, а не только огромная помеха общественному транспорту, у которого нет никаких привилегий на дорогах. Выехал как-то в 8 утра автобусом маршрутом №200. Попал я к станции м. Речной вокзал лишь к 9 часам. А мне предстояло столько ещё ехать в метро, чтобы приехать в сеченовскую поликлинику, что на Можайском валу. Вот бы поднять из небытия, хотя бы на пару дней, Лаврентия Павловича Берия. Порядок был бы обеспечен. Полагаю, ни одной частной легковой автомашины в Москве бы не было. И как бы тогда легко дышалось и жилось…

Да, выбраться из этого района мне уже никак не суждено. И вряд ли может что-то измениться. Так что конец у меня один.

Мне стало всё же легче от одного укола диспропана, и новокаиновой блокады в правую и левую лопатку. Но лежать ночью в постели, даже без ощутимой боли этой, последней ночью, всё равно я не мог. Вставал несколько раз. Но это ж ненадолго. Ведь боль, спустя совсем небольшое время, вернётся опять. Только оперативное лечение, может, могло б спасти. Но показаний к нейрохирургии, к счастью, у меня нет. Ведь это всё, за редким исключением, совсем не лечится. И это - навсегда. Боли источает защемление нервных окончаний и корешков, а их не удалить. Их только обезболивают, а это - процесс временный. Но ничего сделать нельзя. Надо искать пути, пока я жив. А эти бори, начавшись где-то примерно с августа 2005, к настоящему времени превратились в какой-то хронический ад. И боль всё пуще разгорается. Лежать в постели ночью мне оченб плохо удаётся. Хроническое не высыпаюсь. И сил становится всё меньше, так как боли изматывают организм.

Я был страдальцем всю жизнь, так как много и часто болел. Страдальцем называла меня покойная Цецилия Абрамовна, которой нет уже на свете более полутора лет, пусть ей земля будет пухом. При её жизни проблем с лечением у меня не было. Она заведовала медчастью Союза композиторов. С её уходом медчасти больше нет, и мне приходится лечения добиваться самому. А это тяжело, так как необходимо "пробивание". Без этого теперь чего-то добиваться, невозможно.

Не могу постичь, зачем такое количество анализов я должен сделать и сдать, чтоб лечь в открывшуюся Клинику травматологии и ортопедии всего лишь на консервативное лечение, а не операцию. Это же абсурд еще пройти и консультацию у стоматолога. Какое вообще это имеет отношение к данному профилю лечения? Мне непонятно. Но иначе медицинскую карту на меня не заведут и в клинику не госпитализируют. Как это всё осложняет жизнь. И госпитализация задерживается почти на полторы недели из-за необходимости сдать все анализы по поликлинике и дождаться их результата. Особенно на Вич инфекцию, спид, и т. д.

Я на 15 процентов - человек, а на 85 - музыкант (Рахманинов).

Автограф Софии Ротару на её вышедшей в свет первой пластинке:

Виталию Мироновичу! С наилучшими пожеланиями.

Ротару.

19.04.73г.

Тот, кто сильно заботится о своей мошне, редко бывает просвещённым. Совсем наоборот.

…в литературном мире нет смерти, и мертвецы также вмешиваются в дела наши и действуют вместе с нами, как живые.

(Гоголь, О движении журнальной литературы).

1.Крепость, тюрьма, сумасшедший дом подавляющими чёрными тенями следовали по пятам за самыми выдающимися писателями старой России.

2.Великие могилы - это вехи на бесконечном пути человеческой культуры. Мы можем мысленно пройти в глубь времён… и перед нами откроется дорога тысячелетий - дорога человеческой истории, и намогильные холмы напомнят нам о славе, о муках, о радостях и победах наших отцов и пращуров.

(Федин, Писатель, искусство, время).

(Речь идёт о дореволюционной России).

В.Ф. Одоевский о смерти Пушкина: "Солнце нашей поэзии закатилось!"

Князь Дундуков - Корсаков, от имени министра просвещения:

- "Солнце поэзии"! Помилуйте, за что такая честь? "Пушкин скончался … в середине своего великого поприща"! Какое это такое поприще? Сергей Семёнович (министр Уваров) именно заметил: Разве Пушкин был полководец, военачальник. Министр, государственный муж?! Наконец, он умер без малого 40 лет! Писать стишки не значит ещё, как выразился Сергей Семёнович, проходить великое поприще!

Чернышевский - к невесте, Ольге Сократовне Васильевой:

У нас будет скоро бунт, а если он будет, я буду непременно участвовать в нём. Неудовольствие народа против правительства, налогов, чиновников, помещиков всё растёт. Нужно только одно искру, чтобы поджечь всё это. Вместе с тем растёт и число людей из образованного кружка, враждебных против настоящего порядка вещей. Готова и искра, которая должна поджечь пожар… А если вспыхнет я не в состоянии буду удержаться. Я приму участие. Меня не испугает ни грязь, ни пьяные мужики с дубьём, ни резня.

Чехов - другу:

Ах, поскорее бы сделаться старичком и сидеть за большим письменным столом!

1.Я пишу жизнь.

2.Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа, а не Малой Дмитровке… Нужен хоть кусочек общественной и политической жизни, хоть маленький кусочек, а эта жизнь в четырёх стенах без природы, без людей, без отечества, без здоровья и аппетита - это не жизнь.

3.Толкуют про меня и то, и сё. Словом, всякий вздор! А я - просто человек прежде всего… Я люблю природу и литературу, люблю красивых женщин и ненавижу рутину и деспотизм.

(А. П. Чехов).

Для меня Чехов олицетворяет театр (Франсуа Мориак).

Я не видел человека, который бы чувствовал значение труда как основание культуры так глубоко и всесторонне, как Антон Павлович (А.М. Горький).

Гётевский "Фауст" и шекспировский "Король Лир, роднит и объединяет поиск истины, то есть поиск смысла земного существования, так как окружавший их мир был глух и нем к реальной действительности.

Некоторое затенение значения А. Блока в истории русской литературы кроется в некоторой противоречивости его творчества, ибо он жил на стыке времён (безвременья и нового). Он был творцом переходного периода, от старого к - новому. И это диктовалось временем.

Томас Манн очень близок в идейном отношении к А.П. Чехову. Их роднит глубокое постижение действительности и отражение правды жизни.

Вышеизложенные мною мысли порождены впечатлением от кратких очерков К. Федина о писателях ("Вечные спутники").

Но ни скитания, ни нужда, ни трудный хлеб не оборвали поэтического парения Шиллера. Режим феодалов, которому он не хотел служить, сделали его бедняком. Но бедняк одарил мир наследством, которое не может быть исчерпано и столетиями.

(К. Федин, Вечные спутники).

…я мнить себя вправе

Равным иному певцу по достоинству силы и знанья,

Ибо сознаньем полна и осмыслена совестью проза:

Совестью сердца и совестью чуткого, тонкого слуха.

(Томас Манн).

Те, кто чересчур заботятся о собственной мошне, редко бывают просвещёнными. Это - правило.

Сомнения и колебания для меня смерти подобны.

Те, кто сегодня рожают, задумываются ли над тем, какая судьба ждёт их новорождённых детей. Конечно, так далеко они не заглядывают, а думают лишь только о себе. А жаль…

Была ли Россия царских времён благополучной страной, как лицемерно утверждают многие нынешние, можно судить по двум очень весомым фактам из её истории.

Первое. Отречение царя Николая Кровавого от престола. Это раз.

Второе. Творчество А. П. Чехова, показавшего косную и несчастную страну во всей её тогдашней полноте.

После вышеприведённого отрывка из дневника Чернышевского делаю однозначный вывод, что Путин и Медведев, видимо, очень плохо знают историю России. Не может быть, что их этому не учили. Всё повторяется…

Если бы не боли, то как бы можно было легко и спокойно жить, наблюдая и осмысливая происходящее вокруг. Ведь время наступило у меня такое. А сколько его ещё, никто не знает. Но боль левого руки и плеча (около плечевая боль) очень мешает жить.

1. - Как он может жить в Италии? При таком режиме?

2. - Но ведь его стесняют там! Я не верю, чтобы он там пользовался свободой…И я уверен, что Горький страдает от фашистского режима.

3.-Нет, он должен чувствовать себя ужасно! Я не мог бы там жить, в атмосфере вечной слежки.

(Ромен Роллан - К. Федину о Горьком).

- Знаете, во Франции мне негде писать для таких читателей, на которых я хотел бы оказывать воздействие. Мне негде печататься, ни одна буржуазная газета моих статей не принимает…

(Ромен Роллан - К. Федину).

Живи, чтобы бороться, - вот девиз, стоявший перед его глазами (Р. Роллана) до той последней секунды, когда они закрылись навсегда.

(К. Федин, Око Европы).

1.Социалистические идеи просачиваются в меня вопреки моей воле…

2…впредь невозможно жить в этом обществе, не стараясь его разрушить или его изменить, хотя бы это стоило мне самому гибели.

3. Если есть какая-либо возможность избегнуть гибели, которая угрожает современной Европе, … то надежда эта заключается в социализме. Только в нём усматриваю я начало жизни;

4.Так как я до этого времени мало размышлял о подобных вещах, то видел в социализме лишь политической учение. Теперь я вижу, что он ещё в большей степени - учение нравственное и философское…

(Ромен Роллан).

Народ! Здесь лежит Домье, человек добра, великий художник и великий гражданин.

(Надпись на надгробии).

Очерки К. Федина о писателях ("Вечные спутники") очень точны, метки, цельны и…кратки. Они просто замечательные.

С упрямством решил я продолжать писать и взялся нарочно за большую повесть. Всё перенести, жить ради своего призвания! - о, я должен был подбадривать себя восклицаниями, потому что при мысли, что я никогда не сделаюсь писателем, жизнь становилась для меня пустой. Всё, что я любил, было мне дорого лишь настолько, насколько я сознавал себя - хотя бы в далёком будущем - писателем. Я готов был отдать в жертву всю мою молодость, всю жизнь, лишь бы по-настоящему приблизиться к литературе. Так и говорилось наедине с собою: жертва, молодость, жизнь.

(К. Федин, Горький среди нас).

(Точно так же рассуждал и я, на заре своей творческой жизни. И, по сути дела, никогда от этого не отступил. Всё принёс в жертву творчеству).

Квартира №42, на моей лестничной площадке, словно сумасшедший дом. Там живёт молодая семья, из 3-х человек. Муж, жена, грудной ребёнок. Кричат, шумят, галдят, друг друга перебивают. И подстать им ребёнок, который, слыша это шум, всё время пищит. И всё это - в поздне вечернее время. Настоящие содом и гоморра.

Мы - поставленные судьбой в особое положение художники слова, творцы - мы должны стоять выше всех людей и вещей. Это трудно, но мы должны быть крепкими! Крепкими!

(Горький - Федину).

1.Мизантропия и пессимизм Блока - не сродни мне, а ведь этих его качеств -не обойдёшь, равно как и его мистику…

Вообще - у меня с Блоком "контакта" нет. Возможно, что это - мой недостаток.

2.Гуманизм, в той форме, как он усвоен нами от евангелия и священного писания художников наших о русском народе, о жизни, этот гуманизм - плохая вещь, и А. А. Блок, кажется, единственный, кто чуть - чуть не понял это.

(Горький - Федину, из Сорренто).

(Я не знаю романов Федина, я их не читал, но, судя по его эссеистике, как личность, он - колосс. Чего стоит хотя бы его "Горький среди нас" - картины литературной жизни).

Сейчас не время, а безвременье, мелкота…

1.Ложа журналистов, в которой я сидел, находилась рядом с трибуной. Я не отрывал глаз от Ленина, и у меня появилось убеждение, что я написал бы его портрет на память, будь я художником.

2…нет, он не мог быть спокоен; спокойствие неприсуще художнику - вечнлму ровеснику молодости, каким был Горький.

(К. Федин, Горький среди нас).

У меня было три рецидива да воспаление лёгких - не считая ежегодных бронхитов, - вот и летом схватил в Ленинграде грипп… мне кажется, что я преодолеваю эти нападения не столько с помощью медиков, как напряжением воли. Назойливая и кокетливая болезнь, есть в её характере нечто от старой девы.

(Горький - Федину в Щвейцарию).

Пушкин так легко и весело умел нести своё творческое бремя, несмотря амто, что рль поэта - не лёгкая и не весёлая; она трагическая…

(Александр Блок).

Два качества необходимы для художника - мораль и перспектива.

(Дидро).

В нынешней России литературы нет. Ну, может быть парочку имён. Другое дело - советская литература. Сколько было имён видных, заметных, подлинных свидетелей времени! То же и в музыке. Значительного нет ничего. Всё перевелось. Мелкота времени порождает и незначительное искусство. У каждого времени - свои песни.

Какое вообще может быть сравнение? В СССР всё-таки уважался талант, он пользовался авторитетом, а, значит, и творчество (хотя и было оно очень идеологизировано). А в нынешней России значение имеют только деньги! И это значит опуститься в преисподнюю. Вот в этом-то и состоит глубина нравственного падения общества.

Как смогу я находиться в стационаре, если не могу всю ночь проспать, а вынужден вставать и бодрствовать по нескольку раз за ночь. Бродить в темноте по коридору? Читать? Так в коридоре ночью тушат свет. В палате - невозможно, в палате же спят люди.

Ни секунды без дела. Топлю тоску в работе. Необходимо быть постоянно занятым. А что же делать с утомлением и переутомлением? Они очень мешают. На занятость тоже нужны силы.

Что ж это за рынок, когда цена у всех одна… Но ведь торгаш - хозяин то один, он и диктует цены всем продавцам. Он же - монополист, и ставит только свою цену.

Её, сравнительно молодую, но костлявую, в очках, я замечал и в Клинике нервных болезней, и сталкивался с ней и в терапии лечебного корпуса ММА. В среду увидел в Клинике травматологии и ортопедии. Про неё уместно сказать русской пословицей: "Тебя где не посей, ты везде уродишь".

Сам того не зная, хотел он этого или не хотел, согласился бы он с этим или нет, - творец этого огромного и необычного произведения ("Человеческая комедия") был из крепкой породы писателей революционных. Бальзак идёт прямо к цели. Он берёт современное общество мёртвой хваткой. Он у каждого что-нибудь отнимает: у одних - иллюзию, у других - надежду, у этих исторгает вопль, с тех срывает маску. Он роется в пороке, он разымает страсть. Его скальпель проникает в человека, в душу, в сердце, во внутренности, в мозг, в пропасть, которую каждый носит в себе. И вот, даром своей свободной и мощной натуры и преимуществом умов нашего времени, которые, видев вблизи революцию, яснее прозревают конечную цель человечества…

(Виктор Гюго, речь перед открытой могилой Бальзака).

Это было время (после июльской революции во Франции), о котором Маркс сказал: "Она (финансовая аристократия) сидела на троне, она диктовала в палатах законы, она раздавала государственные доходные места, начиная с министерских постов и кончая казёнными табачными лавками.

Тайна всех состояний - преступление, которое хорошо забыто, потому что чисто сделано.

(Бальзак, устами своего литературного героя Вотрена).

(Вот почему я органически не переношу и не принимаю само понятие собственности).

Он (Бальзак) дал нам Францию, в которой "человек либо покупает, либо продаётся", как говорит один из героев "Утраченных иллюзий". Он дал нам Францию салонов, прессы, банков, разменных лавок, политики, ввоза и вывоза идей, как товаров, торговли идеалами, купли - продажи стыда и чести…

(Федин, Бальзак).

Мне бы не хотелось, чтобы Вы думали, будто я страдаю неприступной гордыней иных писателей, - сомнения мои в самом себе бесконечны. Я уверен лишь в своей львиной отваге да в несокрушимой работоспособности. За эту неделю я написал 55 печатных листов.

(Бальзак - к историку искусства Переме).

1.Бальзак - великан новейшей литературы, столь же громадный, как и Рабле, этот отец французской словесности.

2…персонажи Бальзака, не существовавшие до него, казалось, вышли из его книг, чтобы вступить в жизнь, - настолько полно создал он иллюзию действительных существ, страстей и событий.

3.В присутствии Бальзака едва осмеливаешься критиковать.

(Ги де Мопассан)

Буржуазия охотно сказала бы: "Бальзак умер". Мы говорим ей: "Бальзак живёт!" Улыбающийся и светлый, как сказал Гюго, он продолжает своё боевое дело: он разъедает вас, господа буржуа, господа спекулянты на народных бедствиях, господа военные поставщики, господа газетчики - монополисты!

(Федин, Бальзак).

(Герои Бальзака и его времени - это зеркало нынешней России).

Он брал историю и одухотворял её в своих романах той жизнью, которая была жгуче близка его современникам.

Он (Гюго) бился за справедливость, которой жаждали и требовали его герои, отвергнутые Францией аристократов, буржуа, клерикалов. Дороже всего для Гюго была идея свободы и счастья простого человека…

(Федин, Виктор Гюго).

Когда Виктор Гюго говорит "Море отчаивалось", он одухотворяет море, вкладывая в него бурную и смятенную душу, душу поэта или коллективную душу человечества.

(Жорж Санд).

Анатоля Франса всегда волновала проблема революции. Он искал её решения в абстрактной форме, в плане человеческом и даже в плане космическом…

Он стремился найти такой ключ истины, который универсально размыкал бы все цепи человечества. Он прошёл как бы первую половину пути - в своём отрицании буржуазной морали, государственности, философии, в своей разящей критике действительности капитализма. Но он выполнил эту миссию с бесподобным эффектом.

(Федин, Анатоль Франс).

Как же из этого не сделать вывод. Всё выдающееся и стоящее в природе было на стороне правды, социализма, чтобы не "пели" нынешние идеологи неправды, криминала, воровства, грабежа и бандитизма, прикрываясь абстрактной трескотнёй о пресловутой демократии, объединяя её с элементарным стяжательством, дискредитированной не менее, чем выродившиеся идеи социальной справедливости на злокозненной почве тоталитаризма. Я полагаю, как бы длительно не существовала уродливая форма жизни, связанная с классовой природой, она неминуемо даст сбой, и рано или поздно. О уёдёт с политической арены жизни, так глубоко несправедлива и нежизнеспособна.

Наташа - в Москве. Когда прилетела, мне не позвонила, поступив, таким образом, в очередной раз не дружески. Я ей напомнил по электронной почте номера своих телефонов, хотя она их прекрасно знает. Ей стало неудобно, и она всё-таки на прошлой неделе мне звонила. Сетовала на то, что нет учеников, она хотела бы немного заработать. Но это - видимость, ибо давно я знаю, что работать она не любит и не хочет, а говорит мне это для видимости. Но на какие средства он живёт, для меня до сих пор - загадка.

Я ей послал очередное письмо, в нашей с ней в целом, вялотекущей переписке.

Наташенька!

Вам нужно подойти в ближайшую среднюю школу, и поговорить с преподавателями иностранных языков. Они подскажут плохо успевающих учеников, нуждающихся в репетиторстве. Вы должны сказать, что всё - таки живёте в англоязычной стране.

Я могу поискать по своему району. Будете ездить?..

Простите, что долго говорил по телефону. Но я спешу побольше сказать, так как очень редко слышу Ваш голосочек.

Привет папе и брату.

Виталий.

1.Бывают такие русские дома, в тихих городках или в деревне, с узорчатыми игривыми наличниками на окошках, резанными плотником под весёлую песню. Но в окошках этих, за чёрными, отливающими перламутром стёклами, ледком стынет что-то обречённо -тоскливое, и во всём доме сразу чуешь притаившуюся немилосердную судьбу. Таким русским домом, отданным навсегда неодолимому року, был Ремизов.

2. Разве это не флоберовский дар - восхищаться тем, чего не любишь?

3.Грековы жили на Ямской… весь этот район окрашен мрачно, его дома тусклы и жмутся друг к другу, точно от страха, - петербургские на одну выкройку дома - ровни, , прямые, но как будто сутуловатые, с непроницаемыми большими окнами, которые хочется населить тайной.

4. Как хорошо слушали музыку и пение академики, профессора, врачи!...

Это были потребители искусства. Они покрывались слезами, они сияли, они зажмуривались, чтобы ничто не мешало слушать. Я был счастлив от одного созерцания такого счастья. Эти люди освобождались от своего повседневья.

5.Бесплодны излияния мук перед неумолимым роком.

6.Горький не увозил с собою на чужбину, как Ремизов, горсточку русской земли в ладанке. Русская земля была увезена им в своей душе. Н днём и ночью мечтал о будущем этой земли…

(К. Федин, Горький среди нас, часть вторая).

1.Недавно прочитал книжку Чаадаева " В гуще обыденности". Это - не искусство, а газетные заметки, но какой огромный материал к познанию современности даёт эта печальная книга!

2.В моих словах, что Вы (Федин)становитесь "одержимым", "обречённым" литератором. Не было скрытого укора. Вы ошибаетесь. Одержимость, обречённость неизбежна, необходима для человека, который всем существом своим любит дело и предан ему. Именно вот эта "одержимость" и создаёт таких монолитных людей, как Пушкин, Достоевский, Шелли и Лермонтов, Ленин и Гарибальди и т. д.

3.Дружба - чувство плохо развитое в России, и если вам удастся надолго сохранить его, оно будет и вам взаимно полезно и другим покажет нечто необычное.

4.Любовь есть чувство многотонное, её радость отравляется ревностью, в ревности таится ненависть.

(А. М. Горький).

Фрид, Григорий Самуилович - редкий подвижник, не говоря о музыканте.

Глупый рынок не может понять, что накручивая цены, он не продаст свой товар, так как покупателей у него не будет. Для этого нужно цены наоборот снижать, а не повышать. Но ведь к этому тоже нужно иметь способности, а их то, нет. Та же картина и в магазинах. Цены, словно после Великой отечественной войны, когда всё было очень и очень дорого. А власть обещает повышение пенсий лишь к концу года, то есть с 1.12, в то время, как на дворе сегодня только лишь март. Можно себе только представить, насколько произойдёт удорожание стоимости продуктов за почти целый год, пока малоимущие дождутся увеличения размера их пенсий. Повышение размера пенсий нужно сейчас, а не потом, когда стоимость жизни станет неизмеримо выше этого, столь запоздалого повышения. Такая индексация пенсий граничит с фарсом в условиях спада производства, вызванного экономическим кризисом. Вот потому то рынки и пустуют, и будут всё больше пустовать. Экономический кризис! Этим всё объясняют.

1.Но ничто новое не может возникнуть самопроизвольно, и какова же была наша культура рядом с культурой наших предшественников?

Ленин дал сжато выраженную формулу отношения к наследию, к познаниям, накопленным в прошлом: "Хранить наследство - вовсе не значит ещё ограничиваться наследством".

2.Искусство любит и ненавидит. Какая прозрачная ясность - любовь! Но куда, к чему приложена любовь художника?

3.Я глубочайше был убеждён, что художник обязан связать себя со своим временем, если не хочешь быть обречённым на бесплодие.

(К. Федин, Горький среди нас, часть вторая).

1.Страдание необходимо ненавидеть, лишь этим уничтожишь его. Оно унижает человека, существо великое и трагическое.

2.Азм есмь старый ненавистник страданий и физических и моральных (А. М . Горький).

Тайна жизни зависит от Всевышнего.

Резкое изменение погоды меня просто ломает.

Нынешняя Россия - обитель лже патриотов. Здесь некого и нечего любить. Всё имеет своё начало и свой конец. Исключений не бывает и Россия - отнюдь не исключение.

Какая ныне плоская власть, какие теперь плоские умы в России. Разве можно хотя бы близко сравнивать со временем 20-х годов прошлого, 20 века? Всё перевелось, и .то - не перерыв. Это - вырождение. Потому и победило низменное и атавистическое, то есть инстинкты, деньги. Власти духа больше не существует. Всё разбилось о быт.

Человек, все поры которого пропитаны и протравлены мыслями о деньгах, уже - не человек.

Около плечевая боль у меня - по-прежнему, и ни невролог, ни ортопед, не могут объяснить, чем вызвана она. При этом, преимущественно, ночью. Она же будит, она же не даёт уснуть…

Трудно представить себе более бестолковую страну чем Россия нынешних времён. А потому, что очень мало способных и образованных людей, к тому же, умеющих работать. А потому и уровень жизни в этой стране есть и будет очень низким.

Можно посетовать, что в моих дневниковых записях чересчур много негатива. Но ведь это - правда сегодняшнего дня, и никуда от неё не деться.. Ну подскажите, что же хорошего есть в этой стране, и что лично хорошего в моей, столь неблагополучной судьбе. Быть может со стороны виднее? Я полагаю, что неправда о такой жизни не требовала бы, фигурально выражаясь, фиксирования её на бумаге…

Существование позорной власти в России - справедливая месть за крушение СССР в 1991 году.

Ну если для обывателя в Советском Союзе нашли определение "совка", то на нынешней территории - биологический вид человека только "хомо эректус"!

Неужели власть в России не видит и не понимает, что Европа и Америка смеются над ней. Однако народу России отнюдь не до смеха…

Сегодня, в 13.00 пополудни, раздался телефонный звонок. Я сразу же подумал, что это звонит женщина, которая убирает квартиру у меня, и очень не пунктуальна, с точки зрения договорённости о времени визита ко мне. Я ожидал её звонка вчера, однако она не позвонила. Однако раздался звучный, женский, достаточно оптимистичный голос, с вопросом:

- Виталий Миронович?

- Да, я.

- Это Вам звонят из еврейского общинного центра. (Но я вначале ощерился, так как ко мне, практически, не кому звонить, и очень подозрителен… Ибо, или это - реклама, или предложения по поводу подключения к Интернету, или, что ещё хуже, социологическая служба вонючего телевидения, интересующаяся моим мнением (телевидения, передачи которого вообще я чрезвычайно редко смотрю).

- Я не ошиблась? - оптимистически настаивала она. - У вас действительно недавно был День рождения? (тон, который, как полагала она, должен был меня осчастливить).

-Ну что с того? (Я начал раздражаться). - Давайте "ближе к телу" - как говорил Илья Ильф. - В чём дело?

Она, видимо не ожидала такой реакции, и полагала, что звонок от неё меня "осчастливит" (расчёт на обывателя).

Я оказался прав, её реакция была незамедлительной.

- Извините, извините, - и бросила трубку.

Я не смутился. Это для меня не дата, а несчастье. Я не настолько глуп, тем более благополучен, чтобы меня это могло интересовать, и чтобы это публично отмечалось…

Не хочется мне быть неправильно понятым, но, с тех пор, как стал вести затворническую жизнь, к которой меня вынудили неблагоприятно для меня сложившиеся жизненные обстоятельства, авторитетов теперь для меня нет. Это не значит, что отвергаю настоящее, но в своём творчестве я сам себе арбитр. И как считаю нужным, так и пишу. У меня неизбывная потребность писать, а потому меня никто не остановит, ни в чём, и никогда. Да, с музыкой стало сложнее. Я вынужден отступить, так как сочинять и не иметь возможности услышать, то есть исполнить, уже выше моих сил. И это для меня теперь непродуктивно. Литература меня спасает сейчас успешнее. Хотя сюжетов для художественной прозы у меня сейчас нет, так как нет впечатлений, но я "пустил в ход" некую разновидность дневников, где нет фиксации событий, но зато есть большая тяга к освоению, чтению, просмотру произведений литературы, наблюдения и выписки из неё, а, главное, мой комментарий к ним. Таким образом, происходит своеобразный симбиоз мыслей, который я и обобщаю. Это не только обогащение, но и рождение собственных мыслей, которые меня чрезвычайно занимают, и служат стержнем для продолжения

такой работы.

1.Волнующий Вас лично вопрос: как писать? - разрешается временем и любовью к делу писания.

2.Писать очень трудно. Не отступайте от него, и - всё пойдёт хорошо. С этим лозунгом - один и верный путь - к совершенству.

3.Вы говорите: Вас мучает вопрос "как писать?"… Да, да, это серьёзный вопрос, я тоже мучился, мучаюсь и буду мучиться им до конца дней…

4.Чёрт побери все пороки человека вместе с его добродетелями, - не этим он значителен и дорого мне. - Дорог он своей волей к жизни, свои чудовищным упрямством быть чем-то больше себя самого, вырваться из петель тугой сети исторического прошлого, подскочить выше своей головы, выбраться из хитростей разума, , который, стремясь якобы к полной гармонии, в сущности-то стремится к созданию спокойной клетки для человека. Подлинную историю человека пишет не историк, а художник.

5.Искусство - никогда не произвол, если это честное, свободное искусство, нет, это священное писание о жизни, о человеке, творце её, несчастном и великом, смешном и трагическом.

6. За границей скверно ибо она медленно, но неуклонно изгнивает, но - тем очень хорошо, что здесь напряжённо думается по всем "большим" вопросам. Ибо - всё здесь наго, всё бесстыдно и жалобно обнажено.

7…не приучайте себя к пустякам, если Вы в силах делать серьёзное дело. Работайте больше, читайте и наблюдайте людей, раздражайте себя. Вообще, уж если Вы взялись за искусство, не щадите себя! Тут необходимо, чтобы сердце было трепетно и страстно.

(А. М. Горький)

1.Сюжет трогательных повестей прост, как могут быть просты только вечные сюжеты.

2.точность и ясность языка является задачей всей жизни писателя.

3.Искусство писателя… определяется его стилем, а стиль - это прежде всего язык.

4… у каждой книги своя судьба, у каждого писателя тоже своя судьба. Стиль создаётся дарованием.

5. В конце концов основное начало всякого вдохновения - жизнь - берёт верх.

(К. Федин).

Конец жизни редко бывает счастливым.

На московских широтах ещё половина весны лежит снег, и избавиться от него в марте, начале апреля, не помогает даже очень яркое весеннее солнце.

Ельцпутин давно нашёл способ, где "искать" прибыль. При помощи пресловутой монетизации льгот ободрать самых неблагополучных, самых слабых и неимущих в этой стране, то есть инвалидов и пенсионеров.

Смутно пишут о том, что смутно себе представляют (М. Ломоносов).

Если у автора нет слога, он никогда не будет писателем. Если же есть слог, свой язык, он, как писатель, не безнадёжен. Тогда можно рассуждать о других сторонах его писаний.

(А. П. Чехов).

1.Нет языка - нет писателя.

2.Художественная литература - это искусство слова.

(К. Федин).

Надо бы быть моложе - настолько молодым, чтобы вкусить ещё нового мира - мне, человеку, который в мире старом был обманут столь во многом и всё-таки не сдался, а в малую меру своих сил сделал, что мог, для победы социализма.

( Леонгард Франк, 1961 г., отрывок из письма)

Чем дольше живу, тем более убеждаюсь (чтобы там не говорили), что лучше социализма человечество ещё пока не придумало ничего. Так что самое прогрессивное было, и всегда будет, на стороне социализма.

Мартовское солнце пронзительно острое, ослепительное, и, вместе с тем какое-то тяжёлое. Быть может потому ещё, что не соответствует сезону.

Из писем И. А. Ильф - М. Н. Ильф:

1.Вообще американцы едят здоровую санаторную пищу - много зелени, очень много овощей и фруктов.

2.Этот город я полюбил. Его можно полюбить (речь о Нью-Йорке).

(26.Х.935 г.)

Заходило солнце, красное, помятое, комичное, потерявшее достоинство светила.

(Бенсон, Аризона, 27 декабря 935 г.)

Мольба усопшего.

Постой и выслушай1 О, если, пилигрим,

Твой путь лежит на Гебр, к родным моим Кипселам, -

Молю, поговори там с Гиллом престарелым:

Пусть справит тризну он над мальчиком своим.

В глухом кустарнике лежу я недвижим,

И звери правят пир над бездыханным телом,

И бродит тень моя по сумрачным приделам, -

Клянёт своих убийц и ждёт отмщенья им.

Иди1 и если в час вечернего тумана

Старуха в рубище из дальнего кургана

Мелькнёт перед тобой, печальна и бледна, -

Ночных не бойся час, приблизься к ней без страха:

То, путник, мать моя томится там одна

И слёзы льёт, склонясь над урною без праха.

(Жозе - Мариа де Эредиа)

перевод Д. Олерон.

Вилла

…………………………………………………… … ……. ……………………………….

Так Галл кончает жизнь, своей судьбой довольный,

В родимом гнёздышке, меж этих двух холмов.

Немного встретишь ты подобных мудрецов!

(перевод П. Д. Бутурлина)

Свирель.

Притихли голуби. Смотри, уже закат.

Пастух, тоске любви ничто так не поможет,

Как песня. Друг, свирель страданья уничтожит,

Когда с ней камыши и волны зашумят.

………………………………………….

(перевод Д.Олерон)

Жизнь мёртвых.

(Поэту Арману Сильвестру).

Когда поставят крест над нашим вечным кровом

И прорастёт земля могильною травой,

Ты возродишься вновь в лилее снеговой,

А я взойду из тьмы шиповником багровым.

И Смерть, воспетая твоим нетленным словом,

Путём, не прерванным ни звуком, ни молвой.

На крыльях бархатных, пустыни мировой

Нас, убаюканных, помчит к созвездьям новым.

И к солнцу возносясь, в его живом огне

Наш дух расплавится и канет в глубине

Неведомых блаженств пылающего мира,

Меж тем как будут жить поэт вовек и друг,

Затем, что слава их введёт в священный круг

Теней, что братская соединила Лира.

(Перевод Т. Владимирова).

Эта поэзия - интеллектуальная. Её автор, поэт знаменитый и неведомый (Жозе - Мариа де Эредия), родился на Кубе, в 1842 году.

Судьба Жана Кристофа, Ромена Роллана, позволила мне пережить моё изгойство, то есть фактическое отлучение меня двумя чиновниками (обе фамилии которых начинаются на букву Г) от творческого мира музыки. Музыку мою перестали приобретать с 1999 года, а с 2003 - включать в концерты. Конфликтной ситуации между мною и этими никакой не было. Я просто стал жертвой произвола, учитывая бесправие и беспредел в этой стране.

В прошлом, юбилейном для меня году, хотел восстановить свой "статус кво", в творческой союзе. Однако, по той же самой злой воле, я не был вновь включён в концерты фестиваля "Московская осень". Таким образом, вынесенный мне приговор "не мешаться у них под ногами", остаётся в силе.

Мне этих двух не пережить, они меня значительно моложе. Предательство по отношению ко мне совпало с моим возрастом. Ведь время не стоит на месте. Поскольку я уже человек преклонных лет, у меня нет сил бороться. Музыку (которой написал немало) теперь я перестал писать по той причине, что не услышать, не исполнить её, мне не удастся более.

На "помощь" пришла литература, и творческий процесс, к моему большому счастью, для меня не угас. Для меня теперь в этом - смысл жизни, тот смысл, который был прежде - всецело для сочинения музыки. Это, бесспорно, было призванием. Но это во мне постарались похоронить. Жаль, мало очень возмездия за зло на земле. А мне его так недостаёт. Именно возмездия за то, что отдал жизнь своему призванию, и был ни за что наказан…

…зачем дразнить было несчастного царскосельского пустынника, которого уже и без того дёргает бешеный демон бумагомарания.

(А. С. Пушкин - П. А. Вяземскому, 27.3.1816.)

Я не люблю писать писем. Язык и голос едва ли достаточны для наших мыслей - а перо так глупо, так медленно - письмо не может заменить разговора.

(А. С. Пушкин - Н. И. Кривцову, лето 1819).

Петербург душен для поэта. Я жажду краёв чужих; авось полуденный воздух оживит мою душу.

(А. С. Пушкин - П. А. Вяземскому, апрель 1820).

1.Приехав в Екатеринославль (с 1926 г - Днепропетровск), я соскучился, поехал кататься по Днепру…

2.Ради бога, почитай поэзию - доброй, умной старушкою, к которой можно иногда зайти, чтоб забыть на минуту сплетни, газеты и хлопоты жизни, повеселиться её милым болтаньем и сказками; но влюбиться в неё - безрассудно.

(А. С. Пушкин - Л. С. Пушкину, 24.09.1820)

1.Поэзия мрачная, богатырская, сильная, байроническая - твой истинный удел - умертви в себе ветхого человека - не убивай вдохновенного поэта.

2. Праздный мир не самое лучшее состояние жизни…самого лучшего состояния нет на свете, но разнообразие спасительно для души, -

(А. С. Пушкин - А. А. Дельвигу, 23.03.1821).

В нашей Бессарабии в впечатлениях недостатку нет. Здесь такая каша, что хуже овсяного киселя.

(А. С. Пушкин - А. И. Тургеневу, 21.05.1821).

1…но лишняя брань не беда.

2….забвенье - естественный удел всякого отсутствующего;

(А. С .Пушкин - Н. И гречу, 21.09.1821).

Представь себе, что до моей пустыни не доходит ни один дружеский голос - что друзья мои как нарочно решились оправдать элегическую мою мизантропию - и это состояние несносно.

(А. С. Пушкин - Л. С. Пушкину, 24.01, 1822).

Посылаю вам мои бессарабские бредни и желаю, чтоб они вам пригодились. Кланяйтесь от меня цензуре, старинной моей приятельнице; кажется, голубушка ещё поумнела. Не понимаю, что могло встревожить её целомудренность в моих элегических отрывках…

(А. С. Пушкин - А. А. Бестужеву, 21.06.1822).

Если б я имел что-нибудь на сердце, стал ли бы я говорить о тебе наряду с теми, о которых упоминаю? Лица и отношения слишком различны.

(А. С. Пушкин - П . А. Катенину, 19.07.1822).

Лета клонят к прозе, и если ты к ней привяжешься не на шутку, то нельзя не поздравить Европейскую Россию.

(А. С. Пушкин - П. А. Вяземскому, 1.09.1822).

…мысль об ней должна была овладеть его душою и соединиться со всеми его мыслями - это разумеется - иначе быть нельзя; не надобно всё высказывать - это есть тайна занимательности.

(А. С. Пушкин - П. А. Вяземскому, 1.02.1823).

Своего портрета у меня нет - на кой чёрт иметь его.

(А. С. Пушкин - Н. И. Гнедичу, 13.05.1823).

Изъясни отцу моему, что я без его денег жить не могу. Жить пером мне невозможно при нынешней цензуре; ремеслу же столярному я не обучался; в учителя не могу идти; хоть я знаю закон божий и 4 первые правила - но служу и не по своей воле - и в отставку идти невозможно. - Всё и все меня обманывают - на кого же, кажется, надеяться, если не на ближних и родных.

(А. С. Пушкин - Л. С. Пушкину, 25.08.1823).

В марте не было ни одного дня стабильного, такой тяжёлый месяц. Такой тяжёлый, как сама нынешняя жизнь, тревожная и неспокойная. Извечная борьба весны с зимой, которая ещё очень цепко удерживает свои позиции. Снежный покров всё ещё очень плотный, не тает, несмотря на резкое и ослепительное солнце в отдельные дни и часы. Ну а снег, конечно, это - источник холода, и ослабляя медленно свой панцирь, всё равно источает холод, превращаясь ночами в лёд. Дневные температуры положительные сменяются ночными, отрицательными. И это балансирование, как бы качание то в одну, то другую стороны и продолжает создавать погодную нестабильность, несмотря на канун апреля уже. Чистое голубое небо с утра почти постоянно сменяется наплывающей хмарью, хмурью. Не хочет сдаваться зима, и всё, и признаков весны всё ещё совсем немного.

Боль в плече, скорее около и внутренне плечевая постоянно разбивает ночной сон. И нет этому конца и края.

Люди не тонкие, а грубые, топорные, не понимают, что неэтично человеку напоминать о его возрасте, когда ему уже перевалило за семьдесят. Тем более это относится к дням рождения, если у юбиляра нет домашних, или каких-то официальных торжеств.

Всё уходит, и быстро порастает быльём.

Постоянный и непрекращающийся рост тарифов за ЖКУ есть "верный" способ, с точки зрения власти, отъёма денег у людей.

1.Если человек присасывается к делу, ему чуждому, например к искусству, то он, за невозможностью стать художником, неминуемо становится чиновником.

2.То же самое, кому чужда жизнь, кто не способен к ней, тому больше ничего не остаётся, как стать чиновником.

(А. П. Чехов, Дневник).

1.На одном хлебе сыт не будешь.

2.Женщина здесь так же скучна, как сибирская природа; она не колоритна, холодна, не умеет одеваться, не поёт, не смеётся, ни миловидна и, как выразился один старожил в разговоре со мной: "жестка на ощупь".

(А. П. Чехов, Из Сибири).

42-я квартира не квартира, а курятник.

Последние дни марта. Низкое атмосферное давление и недостаток кислорода в воздухе. Сегодня была пурга, и всё в белесом тумане. Однако как остервенело зима противостоит весне, которая - по календарю. Прямо цепляется мёртвой хваткой. На ногах почти не стою, из-за нарушения мозгового кровообращения. При таком ненастье очень кружится голова.

Вспомнил пургу (дождь со снегом) 1.09, 1994 года, когда зима хватала за горло осень. И не было видно ни зги. И запись, которую я сделал тогда в дневнике: Природа словно злобно смеялась над моим горем. Ведь 28.10. трагически умер мой старший брат Мика (Лоринов Михаил Миронович), и я остался на свете совсем один.

Вообще зима - отвратная пора в Москве. И как-то трудно представить, что можно вообще любить зиму. Ведь единственное, к чему не может привыкнуть человек, это - к холоду. Мысль не моя, но я всецело разделяю. Ну а живу на севере, где преимущество - на стороне зимы. Она всегда крадёт по месяцу, если не более, у осени, и у весны.

-старший брат, как вы уже заметили, глуп, как архиерейский жезл -

(А. С. Пушкин - Ф. Ф Вигелю, 22.10 - 4.11, 1823)

В 1820 году, в бытность мою в Екатеринославле, два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы.

(А. С. Пушкин - П. А. Вяземскому, 11.11.1823).

Обнимаю тебя - письмо моё бестолково, да некогда мне быть толковее.

(А. С. Пушкин - А. А. Шишкову, ноябрь 1823).

Душа моя, меня тошнит с досады - на что ни взгляну, всё такая гадость, такая полость, такая глупость - долго ли этому быть?

(А. С. Пушкин - Л. С. Пушкину, январь 1824).

Ради Христа, вычти из остальных денег, что тебе следует, да пришли их сюда. Расти им незачем. А у меня им не залежаться, хоть я право, не мот. Уплачу старые долги и засяду за новую поэму. Благо я не принадлежу к нашим писателям 18 -го века: я пишу для себя, а печатаю для денег, а ничуть для улыбки прекрасного пола.

(А. С. Пушкин - П. А. Вяземскому, 8 марта 1824).

Читая Шекспира и Библию, святый дух иногда мне по сердцу, но предпочитаю Гёте и Шекспира.

(А. С. Пушкин - В. К. Кюхельбекеру, апрель 1824).

Прощай, милый; пишу тебе в пол - пьяна и в постеле - отвечай.

(П. А. Вяземскому, 7 июня 1824)

…тебе грустно по Байроне, а я так рад его смерти, как высокому предмету для поэзии. Гений Байрона бледнел с его молодостию.

(П. А. Вяземскому, 25 июня 1824).

Напомни этому милому, беспамятному эгоисту, что существует некто А. Пушкин, такой же эгоист и приятный стихотворец.

(А. А. Бестужеву, 29 июня 1824).

Люди по большой части самолюбивы, беспонятны, легкомысленны, невежественны, упрямы; старая истина, которую всё-таки не худо повторить. Они редко терпят противуречие, никогда не прощают неуважения; они легко увлекаются пышными словами охотно повторяют всякую новость; и, к ней привыкнув, уже не могут с ней расстаться.

(В. Л. Давыдову, июль 1824).

Образ жизни мой всё тот же, стихов не пишу, продолжаю свои "Записки" да читаю "Клариссу", мочи нет, какая скучная дура!

(Л. С. Пушкину, ноябрь 1824).

Получил я вчера письмо от Вяземского, уморительно смешное. Как мог он на Руси сохранить свою весёлость.

(В. А. Жуковскому, ноябрь 1824)

Европеец, и в упоении восточной роскоши, должен сохранить вкус и взор европейца. Вот почему Байрон так и прелестен в "Гяуре",

(П. А. Вяземскому, апрель 1825).

1.Отчего у нас нет гениев и мало талантов? Во-первых, у нас Державин и Крылов, во-вторых, где же бывает много талантов.

2.Так! Мы можем праведно гордиться: наша словесность, уступая другим в роскоши талантов, тем пред ними отличается, что не носит на себе печати рабского движения. Наши таланты благородно независимы.

3.Роман требует болтовни; высказывай всё начисто.

(А.А. Бестужеву, начало июня 1825)

У Державина должно сохранить будет од восемь да несколько отрывков, а прочее сжечь. Гений его можно сравнить с гением Суворова - жаль, что наш поэт слишком часто кричал петухом -

(А .А . Дельвигу, июнь 1825).

Никто не имел и не будет иметь слога, равного в могуществе и разнообразию слогу его (Жуковского). В бореньях с трудностью силач необычайный. Переводы избаловали его, изменили; он не хочет сам созидать, но он… гений перевода. К тому же смешно говорить об нём, как об отцветшем, тогда как слог его ещё мужает. Былое сбудется опять, а я всё чаю в воскресении мёртвых.

(П. А. Вяземскому и Л. С. Пушкину, 25 мая 1825).

Мне жаль, что от Кюхельбекера отбили охоту к журналам, он человек дельный с пером в руках - хоть и сумасброд.

(П. А. Осиповой, 8 августа 1825).

Твои письма гораздо нужнее для моего ума, чем операция для моего аневризма.

(П. А. Вяземскому, 15 августа 1825).

Наша связь основана не на одинаковом образе мыслей, но на любви к одинаковым занятиям. Ты огорчаешь меня уверением, что оставил поэзию - общую нашу любовницу. Если это правда, что ж утешает тебя, кто ж утешит её?.. Я думал, что в своей глуши ты созидаешь; нет, ты хлопочешь и тягаешься, а между тем годы бегут…

А что всего хуже, с ними улетают и страсти и воображение.

(А. Н. Вульфу, август 1825).

Не демонствуй… мысли твои об общем мнении, о суете гонения и страдальчества (положим) справедливы - но помилуй…это моя религия; я уже не фанатик, но всё ещё набожен. Не отнимай у схимника надежду рая и страх ада.

(П. А. Вяземскому, 15 сентября 1825).

Зима ещё владычествует, а потому лютует. Уж третий день пурга, хотя стоят последние дни марта.

Бердникова Людмила Николаевна, заведующая неврологическим отделением сеченовской поликлиники на Можайском валу, не врач, а просто пустое место, короче - ноль. Интересно было бы узнать, какого она мнения о самой себе…

Остаться одному на свете, и без родных, и без друзей, да ещё на склоне лет, это - драма жизни.

Уже упоминал о том: единственное, к чему не может привыкнуть человек, так это к холоду. Конечно, ведь мы же теплокровные. По-моему в любви к зиме есть что-то патологическое.

Вообще март - это такой месяц на средних широтах, когда зима не хочет уходить, и мёртвой хваткой препятствует приходу весны, то есть пробуждения воли к жизни.

В послеполуденные часы всегда происходит изменение атмосферных процессов. День как бы разлагается, а потому теплеет. А по утрам погода стабильнее, и дышится легче, так как воздух свежее.

Тот, кто не жалел солдат, и сознательно посылал их воевать на уничтожение, был так же прославлен, как и хозяева русского престолонаследия. Этим насквозь фальшивым "победителем" был маршал Жуков.

1.Зачем жалеешь ты о потере записок Байрона? Чёрт с ними! Слава богу, что потеряны он исповедался в своих стихах, невольно, увлечённый восторгом поэзии. В хладнокровной прозе он бы лгал и хитрил, то стараясь блеснуть искренностию, то марая своих врагов. Его бы уличили, как уличили Руссо - а там злоба и клевета снова бы торжествовали. Оставь любопытство толпе и будь заодно с гением.

2.толпа жадно читает исповеди, записки и т. д., потому что в подлости своей радуется унижению высокого, слабостям могущего. Он мал, как мы, он мерзок, как мы! Врёте подлецы: он и мал и мерзок - не так, как вы - иначе, -

3. Писать свои мемуары заманчиво и приятно. Никого так не любишь, никого так не знаешь, как самого себя. Предмет неистощимый. Но трудно. Не лгать - можно; быть искренним - невозможность физическая. Перо иногда остановится, как с разбега перед пропастью - на том, что посторонний прочёл бы равнодушно. Презирать - … суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно.

(А. С. Пушкин - П. А. Вяземскому, ноябрь 18250.

К тому ж он умён, а с умными людьми всё как-то лучше;

(П. А. Вяземскому, 2-я половина ноября 1825).

Напиши же мне что-нибудь, моя радость. Я без твоих писем глупею: это нездорово, хоть я и поэт.

(П. А. Вяземскому, май 1826).

Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков.

(П. А. Вяземскому, 10 июля 1826).

Публика наша глупа, но не должно её морочит.

(М. П. Погодину, 31 августа 1827).

Стихов, ради бога стихов! Душа просит.

( Н. М. Языкову, 14 июня 1928).

Умру я, определённо, от метеоусловий. Слишком у меня большая зависимость от них. Сосуды, сосуды! Они не выдержат, в конечном счёте.

Концовка марта просто отвратительна. Колюче холодная мёртвая погода, с неприятно резким ветром…

60 лет для мужчины - это пик, а 70 и более - уже перебор.

В Москве не просто плохая экология, а уродливая.

Пока не растает проклятый снег, ни погоды, ни нормального самочувствия не будет.

…то, с горестью приемля знак царственного гнева, прошу Ваше превосходительство разрешить мне, как надлежит мне впредь поступать с моими сочинениями, которые, как Вам известно, составляют одно моё имущество.

(А. С. Пушкин - А. Х. Бенкендорфу, 17 августа 1828 г.)

…доношу вам, что Марья Васильевна Борисова есть цветок в пустыне, соловей в дичи лесной, перла в море и что я намерен на днях в неё влюбиться.

(А. Н. Вульфу, 27 0ктября 1828).

А я езжу по пороше, играю в вист по 8 гриви роберт - и таким образом прилепляюсь к прелестям добродетели и гнушаюсь сетей порока - скажи это нашим дамам; я приеду к ним омолодившийся и телом и душою - полно. Я что-то сегодня с тобою разоврался.

(А. А Дельвигу, 26 ноября 1828).

Знаешь разницу между пушкой и единорогом? Пушка сама по себе, а единорог сам по себе.

(П. А. Вяземскому, 14 марта 1830)

Так-то, душа моя. От добра добра не ищут. Чёрт меня догадал бредить о счастии, как будто я для него создан. Должно было мне довольствоваться независимостию, которой обязан я был богу и тебе. Грустно, душа моя…

(П. А. Плетнёву, 31 августа 1830)

1.Я писал тебе премеланхолическое письмо… да ведь меланхолией тебя не удивишь, ты сам на это собаку съел. Теперь мрачные мысли мои порассеялись; приехал я в деревню и отдыхаю.

2.Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты. Да и засесть стихи писать. Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора…

3.Ах, милый мой! Что за прелесть здешняя деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает.

(П. А. Плетнёву, 9 сентября 1830)

Баратынский говорит, что в женихах счастлив только дурак; а человек мыслящий беспокоен и волнуем будущим. Доселе он я - а тут он будет мы. Шутка! Оттого-то я тёщу и торопил; а она, как баба, у которой долог лишь волос, меня не понимала да хлопотала о приданом, чёрт его побери. Теперь понимаешь ли ты меня? понимаешь, ну слава богу!

(П. А. Плетнёву, 29 сентября 1830).

Я, лично, Медведева, ни как человека, ни как президента, всерьёз не воспринимаю. А то, что говорит он, - лишь неумная болтовня. Что де Москва будет финансовой столицей мира, и что Россия будет самым комфортным государством в мире, где лучше всех будет жить. Это тогда, когда десятки тысяч людей ежегодно просят политического убежища в других странах, и продолжают покидать Россию. Он (Медведев), вероятно, считает, что он умнее других, и может говорить, что хочет. И ему невдомёк, что кто-то совсем так не считает. Он просто подтасованный президент, как был подтасован прежде, оборотнем Ельциным, Владимир Владимирович Путин.

.

Элегия.

Не первый год у этих мест

Я в час вечерний проезжаю

И каждый раз гляжу окрест,

И над берёзами встречаю

Всё тот же золочёный крест.

Среди зелёной густоты

Карнизов обветшалых пятна,

Внизу могилы и кресты -

И мне, - мне кажется понятно,

Что шепчут куполу листы.

Ещё колеблясь и дыша

Над дорогими мертвецами,

Стремлюсь, куда-то вдаль спеша.

Но встречу с тихими гробами

Смиренно празднует душа.

(А. А. Фет).

На это, одно из лучших стихотворений Фета, где почти зримо ощущаешь образы его поэтического сознания, я написал произведение для 4-хголосного смешанного хора без сопровождения. Оно неоднократно издавалось.

Жизнь пронеслась…

Жизнь пронеслась без явного следа.

Душа рвалась. Кто скажет мне, куда?

С какой заране избранною целью?

Но все мечты, все буйства первых дней

С их радостью - всё тише, всё ясней

К последнему подходит новоселью.

Так, заверша беспутный свой побег,

С нагих полей летит колючий снег,

Гонимый ранней, буйною метелью,

И на лесной остановясь глуши,

Сбирается в серебряной тиши

Глубокой и холодною постелью.

(А. А. Фет).

Полное одиночество и ненужность никому в старости - это печальная расплата мне за страстное желание молодости быть композитором, и на алтарь творчество положить всю свою жизнь целиком. Цель выполнена, но итог - трагический.

Каков проклятый выдался март!

Спятившие с ума, на почве денег, страна и люди…

Становлюсь я спокойной.

А это ли просто?

…Мне всегда не хватало,

баскетбольного роста.

Не хватало. Косы,

Не хватало красы.

Не хватало

Ни кофточки и на часы.

………………………….

Не хватало,

Как влаги земле обожжённой,

Не хватало мне

Истины обнажённой.

О, бездарный разлад

Между делом и словом!

Та разлад, как разврат:

С кем повёлся, тот сломан.

…………………………….

(Римма Казакова)

Из дневника.

……………………………….

Ищу поддержки. Пошатнулся мир

Дорога из под ног куда-то побежала.

Поддержки, люди! Слышите? На миг.

Что б завтра тоже я кого-то поддержала.

…………………………………………….

(Римма Казакова)

Любить Россию нелегко,

она - в ухабах и траншеях,

и в запахах боёв прошедших,

как там война ни далеко.

Но, хоть воздастся, может быть,

Любовью за любовь едва ли,

безмерная, как эти дали,

не устаёт душа любить.

…………………………

(Римма Казакова).

Поэзия Риммы Казаковой ясная, искренняя, задушевная, поэзия правды, поэзия созвучия.

Вообще поэзия - это искусство попадания точно в цель. Проза, в сравнении с ней, как многословие, порою пустословие.

Я боюсь очередного стационара, неумения, в который раз, врачей лечить (я в этом убеждался уже не раз!). боюсь отсутствия отзывчивости и доброты. Боюсь и сопалатников, просто как плохих людей. Не было ни одной палаты, что б не было в ней какой-то одной скотины, в человечьем обличье. Сколько горя я набрался, когда лежал в стационаре последний раз.

Я устал от плохих стечений обстоятельств. Боль меня гонит в ортопедическую клинику. Только бы не был мне хуже. Ведь дальше идти мне некуда.

И как моё сердце переносит физическую боль в таком количестве? И сколько ещё сможет вынести, не разорвавшись?..

Доколе мне ещё терять,

Ведь всё проходит, всё уходит.

Уже два года я бьюсь, как рыба об лёд. Поликлиники и больницы не помогают. Ни Клиника нервных болезней ММА. Как все беспомощны…

Россия - это разбойное государство. Удивительно, как запад, приложивший руку к крушению СССР (чего они не ожидали), мирится с этим. Как видно боится её ядерного арсенала, помимо собственной безнравственности.

Какой из дней середины апреля сможет окончательно сломать хребет вонючей и грязной зимы в Москве? Обычно снег лежит до середины месяца.

Какая-то дикая в этом году борьба зимы с весной, определяющая такую нестабильность погодных условий. Она напоминает тяжёлую посадку самолёта, который никак не может сесть из-за сложных метеорологических условий.

Вот такой штрих. В мужском инсультном отделении Клиники нервных болезней ММА, в который я попал по недоразумению (из-за отсутствия места в отделении боли), на этаже была только одна уборная, которой интеллигентным словом "туалет" никак не назовёшь.

Одновременно эта была курилка, притом такая, что даже на расстоянии носа ничего нельзя было разглядеть. Я органически и физически с трудом переносил необходимость туда зайти, так как при моей сердечной недостаточности невероятно задыхался. А рядом был туалет служебный, то есть чистая кабинка, для обслуживающего персонала, в том числе и для заведующего отделением Левченко. Я рассказал ему, что погибаю, и попросил, в порядке исключения, мне заходить в служебный. Он отказал (!?), не разрешил….

Одно солнышко растопить снег не сможет, нужны плюсовые температуры воздуха.

Ирония… - это притворство, связанное с самоумалением в действиях и речах…

Пустословие - это пристрастие к докучливо длинным и необдуманным речам.

Отчаянность - эт приверженность к постыдным деяниям и речам.(Ну,. насчёт "постыдных", это можно поспорить).

Болтливость… - это, скажем, невоздержанность в речи.

Крохоборство - это мелочное корыстолюбие…

Бесстыдство: это явное и непристойное озорство.

Бестактность - это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее неприятность людям, с которыми общаешься…

Суетливость мы определим, пожалуй, как излишнее усердие в речах и действиях из добрых побуждений…

Тупоумие - это душевная вялость, проявляющаяся в речах и поступках…

Грубость - это резкость при обхождении, проявляющееся в речах.

Суеверие - это, конечно, страх перед божественной силой…

Ворчливость - это недовольство некстати всем, что тебе предлагают…

Недоверчивость - это какая-то склонность подозревать всех в нечестности…

Нечистоплотность - это нерадение о своём теле, неприятное другим…

Назойливость… -это поведение неприятное, хотя и безвредное для других…

Тщеславие мы определим как низменное стремление к почёту…

Скаредность - это низменная боязнь расходов…

Бахвальство это не что иное, как притязание на достоинства, которых нет в действительности…

Высокомерие - это какое-то презрение ко всем остальным людям, кроме себя…

Трусость - это некая душевная слабость, выражающаяся в неспособности противостоять страху…

Приверженность к олигархии, это, я думаю, стремление к господству, тесно связанное с корыстью.

Опсиматию уместно определить как усердие не по возрасту…

Злоязычие - это недоброжелательное расположение, проявляющееся в речах…

Подлолюбие - это пристрастие к пороку…

Подлокорытие - это стремление к постыдной корысти…

(Феофраст, философ, 371-287 гг. до н. э.)

Не в демократических странах у власти стоят всегда малоспособные и ограниченные люди, помимо их порока.

Я ещё могу понять, когда есть охрана ночью, но днём то зачем? Охрана от кого? От людей? Не говоря о том, что охранники вообще никакой полезной работы не выполняют. И каким бездельником надо быть по своей сути, чтобы сидеть или стоять целый день, ничего не делая.

Зло любит тишину и тайну.

Бернарт де Вентадорн.

……………………….

Я сердце отдал ей сполна,

Навеки. Да Господь вели

Избрать меня хоть в короли,

И покорись мне вся страна,

Но Донна - до моих седин -

Вот мой сеньор, мой господин,

Ей королём повелевать.

……………………………. Забросил я певучий стих,

Весны для песен поджидал,

Но заскучали стар и мал,

И шум пиров, и смех затих.

Вот и хочу зимой суровой

Прогнать унынье песней новой.

Ведь радостью я напоён такой,

И сердце столь полно любви живой,

Что многих можно оделить вокруг.

Немудрено, что я пою ………………………………………

Прекрасней всех певцов других;

Не запою, пока свой стих

Любовью светлой не вспою. Коль не от сердца песнь идёт,

Она не стоит ни гроша,

А сердце песни не споёт,

Любви не зная совершенной.

С любовью начало берут

Все радости в мире людском,

И песня, и воинский труд,

А в жизни любовь упусти,

Всему тогда скажешь "прости". Людской не собьёт меня суд1

Пред герцогским, графским гербом

Пускай преклоняется люд,

Берусь королей превзойти -

Величье в любви обрести,

Да и богатства такого

Нет у эмира любого.

"Любовные" песни Бернарта де Вентадорна - это поэзия трубадуров Х11 века. Её можно назвать поэзией куртуазной.

Какой нынче выдался холодный и снежный март…

Я живу в деревне как в острове, окружённый карантинами. Жду погоды, чтоб жениться и добраться до Петербурга - но я об этом не смею ещё и думать.

(А.С. Пушкин - А. А. Дельвигу, 4 ноября 1830).

Итак, пускай он купается в хлоровой воде, пьёт мяту и - … не предаётся унынию…

(А.Н. Верстовскому, ноябрь 1830).

Ты, пишешь, что ты постарел, мой вечно юный; желал бы посмотреть на твою лысину и морщины; вероятно, и ты не узнал бы меня; я оброс бакенбардами, остригся под гребешок - остепенился, обрюзг - но это ещё ничего - я сговорен, душа моя, сговорен и женюсь! И непременно дам тебе знать, что такое женатая жизнь.

(Н. С. Алексееву, 26 декабря 1830)

1.Душа моя, вот тебе план жизни моей: я женюсь в сём месяце, полгода проживу в Москве, летом приеду к вам. Я не люблю московской жизни.

2.Кабы я не был ленив, да не был жених, да не был очень добр, да умел бы читать и писать, то я бы каждую неделю писал бы обозрение литературное -да лих терпения нет злости нет, времени нет, охоты нет. Впрочем, посмотрим.

(П. А. Плетнёву, 13 января 1831).

Мне брюхом хотелось с тобою увидаться и поболтать о старине - карантины мне помешали. Таким образом бог ведает, когда и где судьба сведёт нас опять. Мы не так -то легки на подъём.

(Н. И. Кривцову, 10 февраля, 1831).

Взять жену без состояния - я в состоянии, но входить в долги для её тряпок - я не в состоянии. Ноя упрям и должен был настоять по крайней мере на свадьбе.

(П. А. Плетнёву, 16 февраля 1831).

Не хвалюсь и не жалуюсь - ибо жёнка моя прелесть не по одной наружности, и не считаю пожертвованием того, что должен был я сделать.

(П. А. Плетнёву, 26 марта 1831).

О Гоголе не скажу тебе ничего, потому что доселе его не читал за недосугом.

(П. А. Плетнёву, 14 апреля 1831).

…умрём и мы. Но жизнь всё ещё богата; мы встретим ещё новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жёны наши - старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, весёлые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо.

(П. А. Плетнёву, 22 июля 1831).

…на днях испразнился сказкой в тысячу стихов; другая в брюхе бурчит. А всё холера…

(П. А. Вяземскому, 3 сентября 1831).

Здравствуй, жёнка, мой ангел. Не сердись, что третьего дня написал я тебе только три строки; мочи не было, так устал.

(Н. Н. Пушкиной, 8 декабря 1831).

Всё дело в том, что былого уже не вернуть, а потому и очень сожалеть об этом - просто бесплодно. Жизнь прожита.

Единственный на белом свете близкий человек - родной племянник, да и тот по отношению ко мне - чужой.

Коли бог обделяет, как меня, так обирает меня во всём: ни родных ни друзей, никого. И некому мне ни в чём помочь…

Кишинёв был, и всегда остаётся большой местечковой деревней.

В мире господства частной собственности, за деньги продадут и родную мать.

Чужой мне мой племянник не потому, что я - плохой, а потому, что он богат, я же, против него, и вообще, - нищий. Хотя я у него никогда и не просил, да и не попрошу копейки. Мы - на разных полюсах. Ни в чём от него нет помощи, даже моральной.

Там, где господствуют деньги, родственным отношениям не бывать.

Бедность и богатство никогда не уживаются.

Деньги источник алчности и жадности. Они несовместимы с добродетелью.

Надо хорошо понимать, что мир не переделать по моему хотению.

Как тяжко жить в несвободной стране. Такого гнёта, такого бесправия, такого поражения в правах при прежней, советской власти, я не знал.

Стяжательская жизнь - жизнь оскоплённая, и счастья в ней мало.

Провинциализм МЕОЦа всегда будет отторгать меня. Нельзя замыкаться в узко национальных рамках. Это уже перебор.

Спросите Галахова, за что и почему он поломал мне творческую жизнь, по сути, жизнь вообще…Я полагаю потому, что сам-то как творец, он ничего не мог, да и не смог бы. Чиновничья судьба спасла его…

* * *






автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения

© Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09



 
Hosted by uCoz