Виталий Лоринов

Композитор и писатель

автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения




Диалоги с самим собой. Часть 11.

Слава – источник труда и страданий;

Безвестность – счастья источник (?).

Первый признак варварства – непризнание прекрасного.

Вот точнейшее соответствие нашему композиторскому методу: всё время то же самое в 1000 различных видов

(А. Веберн, Письма).

Только человек, много испытавший в жизни с точки зрения страданий, понимает и осознаёт, что такое счастье.

Весною трёх погожих дней подряд не бывает.

Хороший гость долго не гостит (народная мудрость).

Вне всякого сомнения в России, начиная с 1991 года, и по сегодняшний день – безвременье. Нет личностей, их не было, и нет. «Взорвала» СССР ведь серость, точнее вопиющая бездарность, алкавшая лишь власти. А потому то стоящего и настоящего ничего впереди не будет, пока не возродится, или не родится на этой земле истинно государственный человек, ибо правят этой страной сейчас подставные лица.

Но, как все слабовольные люди, он начал медлить

(К. Паустовский, Чужая рукопись).

Самое сложное и трудное в поэзии, как и вообще в искусстве – это быть естественным (М. Светлов).

Узкие длинные руки, изобличающие человека умственного труда (А. Моруа).

1. Ржаной хлеб всему голова.

2. Больше знать - так меньше спать.

3. Спать, так спать, а не спать, так вставать.

(1 – 3, Русские пословицы и поговорки).

…жизнь - это очень странная пьеса – трагедия, которая сбивается на фарс. Один актёр плачет, другой почему-то смеётся, и для того, чтобы понять происходящее на сцене, нужно, видимо, быть очень мудрым, или круглым дураком. А обыкновенному человеку остаётся работать, читать газеты… и не пытаться разгадать замысел чересчур сложного автора (И. Эренбург, Люди, годы, жизнь, 7 книга).

Чем неизвестней, тем счастливей (Г. Леонидзе).

1.Талант – вопрос количества.

2. Жизнь, это ящик, полный колющих и режущих инструментов.

3. Стиль, это забвение всех стилей.

4. Почему вы так упорно стремитесь переехать в Париж? Вы будете вполне на месте в любом провинциальном борделе (1 – 4, Жюль Ренар).

Что такое день рождения? Пустая, вынужденная дата, на которую лишь мелкий люд склонен обращать внимание.

Всякая болезнь – к сердцу.

А самое страшное в жизни человека, когда ему пойти некуда (Достоевский).

На груде ярко – жёлтого песка сидела полуторагодовалая Васенка и пересыпала лопаткой песок, сосредоточенно занимаясь тем, чем некоторые люди занимаются всю жизнь, пересыпая из пустого в порожнее (В. Лидин, Осенний мелкий дождичек).

Соловей не может петь в клетке (Томас Фуллер).

Быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания (У. Джеймс).

Тот, у кого нет выбора, должен пойти на риск, даже если обстоятельства и время против него (С. Цвейг).

Иудеи могут вынести нужду и угнетение, но не выносят несправедливость (Л. Фейхтвангер).

Самый сильный человек в этом мире тот, который остаётся одиноким (Г. Ибсен).

Ищи пути в духовной жизни, только она содержательна; всё остальное быстро приедается и надоедает

(К. Станиславский).

Характер состоит в способности действовать согласно принципам (И. Кант).

Всё истинно великое совершается медленным, незаметным ростом (Сенека).

Самый древний рецепт душевной гармонии: будьте внимательны к своим радостям, взращивайте их, как заботливый садовник, и не пренебрегайте ничем, ни самой малой травинкой (?).

Произведение искусства хорошо тогда, когда оно создано по внутренней необходимости (Э. М. Рильке, Письма к молодому поэту).

Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он, ни к коем случае, не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать (К. Маркс).

1.Хочешь, чтобы тебя любили, не лезь людям на глаза.

2.Хочешь долго прожить, не думай об этом.

3.Хочешь поспать, не спеши.

(Наставления).

1. Ничего нельзя знать наперёд, коли имеешь дело с властью, но и отчаиваться рано.

2. Оказывается, дышать полной грудью, и видеть солнце – уже счастье.

(1 – 2, Ю. Нагибин, Остров любви).

1. Современная музыка не может порывать с прошлым, ни вводить коренные новации.

2. Музыка приобретает смысл только в качестве деятельности чувства, которое проявляется во времени.

(1 –2, Э. Ансерме, Мысли о музыке и дирижёрском искусстве). 1.

Рано или поздно, а помирать, так зачем деньги собирать 2.

Пока живёшь, радуйся жизни. 3.

Кушай рано, и болезнь не пристанет 4.

Одно плохое слово скажешь, услышишь десять. 5.

Мало спать - добро наживать, много спать – лодырем стать. 6.

Лучше даром работать, чем баклуши бить. 7.

Бедный всегда щедрый.

( 1 – 7, Индийские пословицы). 1.

Наилучший лекарь – сам больной. 2.

Пока живёшь, надежды не теряй. 3.

Не жалей денег – береги жизнь, не жалей жизнь – береги честь.

(1 – 3, Турецкие пословицы и поговорки).

Если в воздухе мало кислорода ( как это бывает при потеплении и сопровождающем его низком давлении), нужно совершать более длительные прогулки на воздухе.

Если хочешь продлить свою жизнь, укороти свои трапезы (Б. Франклин).

Такая долгожданная среда, 28 декабря (встреча Нового года в редакции журнала «Наша улица»), совсем не оправдала моих радужных надежд. Кувалдин не включил в Новом году, на первое полугодие, ни одного моего, хотя бы маленького рассказа. Он мотивирует всё конкуренцией. На самом деле меня вытесняют авторитеты, к которым он очень благоволит, надеясь за счёт их выглядеть гораздо презентабельнее. И, в этом смысле, он - крайне тщеславный человек. Поэтому он ими так дорожит, но и, конечно, теми, кто ему нужен. Но я же столько делал для него, и даже в марте этого года получил инфаркт. Однако все его действия относительно меня оказались лишь словами. то есть пустыми обещаниями, хотя его никто за язык не тянул. Теперь он об обещаниях уже забыл. Я ему лишь только сказал, зачем же было меня звать на встречу Нового года в качестве участника актива журнала, когда я, практически, как автор, не принимаю деятельного участия в нём. И это правда, и омрачила то она моё пребывание у него. К тому же, из-за духоты, мне стало плохо с сердцем, и я ушёл. И слава богу, так как в пути пришлось принять мне нитроглицерин. Я задыхался, и беспрестанно останавливался из-за за грудинных болей. Боже, как скверно жить в этой столице, Москве, как тяжело и неприветливо по всем параметрам.

За холодной учтивостью Оли (Плотниковой) скрывается недовольство, то есть явное не желание распечатывать мои тексты на дискете. Недели две тому назад она сказала, что более печатать мне не будет из-за злословия в тексте. Она его немного просмотрела сначала, и такой вывод для себя сделала. Да, действительно, писал я эту часть (её начало) «под настроение», и не скупился на чернуху, конечно власти, хотя какое ей, по сути, до этого дело. Но она считает себя верующей. Конечно, всё можно было изложить помягче, без ругани, то есть иными словами, что я и сделал, вернее текст переработал, и кое что вовсе удалил. И в воскресенье Оле позвонил домой, чтобы поблагодарить за критику, которая пошла на пользу. Но Оля печатать отказалась вновь, когда ей принесли дискеты, открыто мотивируя, что она должна прочитать мой текст («проверить» таким образом меня), ну а на это у неё нет времени. Выходит она не доверяет мне, скажите цензор какой! А может она действует по указке, ведь что такое Ямпольский, её хозяин по работе и «духовный отец» (он же – пастор), я хорошо знаю, и это допускаю. Ведь он патологически не приемлет ни культуры в общечеловеческом смысле, ни творчества. Дескать об этом нет ни слова в Библии. Какой радетель веры!?

Я рассказал об этом пастору. Он мне в ответ, что вот приказывать он Оле не может, но она – работник его же офиса (бухгалтер), и во всём ему подчинена. Конечно всё это - чепуха. Он всячески и постоянно готов препятствовать малейшим проявлениям таланта человека. Ни элементарная ли зависть это? На такое горазды лишь люди посредственного ума и очень средних способностей. И этот ограниченный, притом весьма, человек (а вещи надо называть своими именами) уверен, что это ему удастся. Ну что ж, пусть верит в это. Не думаю, что Бог его поддержит.

Конечно, он кривит душой, быть может сам того не сознавая. Эту тенденцию по отношению ко мне я наблюдаю у него уже не в первый раз. Значит завистник, и нет широты души, а потому признания за другим способностей.

И как же Оля, хотя и ортодоксально настроенный человек, может так нетактично (я бы сказал недружелюбно) поступать. Ведь злословить можно не только словами, но и поступками, что большинство из них и делает с таким успехом. Что ж, все они родом из детства…

«-Теперь капитализм» - когда –то мне сказал Галахов (ещё в 2001 году), ответив таким образом на мой вопрос, почему у меня мою музыку перестали покупать. «-Теперь капитализм» - заявляет мне, в канун Нового гола, и Кувалдин, хозяин журнала «Наша улица»; и это значит, кого хочу, то печатаю, а кого не считаю нужным – нет. И этим заявлением подчёркивается, что он будет печатать только за что-то, без этого он публиковать не будет. Притом он предает анафеме любые имена, если ему они не выгодны, и, наоборот, благоговеет перед авторитетами, и власть имущими. А что касается его вкуса, то наряду с подвинутостью и эрудицией есть увлечённость бардами, притом большая – свидетельство, конечно, невзыскательности и субъективности, зато тщеславия и высокого мнения о себе, у него полный рот… Приспособленец высшей категории, энергия которого бьёт через край. Он – истинное лицо капитализма, сущность его, ибо склонен издеваться над тем, кто его слабее.

Вот наступает 15-й год власти ельпутинского миропорядка. И девальвация всего: и экономики, литературы и искусства вообще, а главное, человеческих отношений, ныне жестоких, лицемерных откровенно деляческих. И это демократия?..

Только поверхностный человек не судит по внешности

(О. Уайльд).

Одни поддельные цветы дождя боятся (И. Крылов).

…следует быть мягким и предупредительным по отношению к слабым,.. а по отношению к тем, кто наверху, к сильным, надлежит быть резким и неуступчивым

(К. Либкнехт, Письма).

1.Если ты не научишься относиться с улыбкой ко всем нападкам личного характера, если ты не будешь руководствоваться дантовским «иди своим путём и не обращай внимания на болтовню людскую», ты не будешь знать покоя всё время.

2. Долой мировую скорбь! Чем грознее и серьёзней судьба, тем больше надо стойкости.

3. Но я уверен, что ты не обнаружишь слабости. Сознание своего превосходства… помогают сносить всё. Логический анализ событий, их причин и следствий, служит для этого лучшей опорой, - из бурной атмосферы действующих страстей он переносит нас в спокойный круг разумного созерцания.

(1 – 3, Ромен Роллан).

Но восприятие и воссоздание частного и составляет сущность искусства.

Помни также, что и в трудном положении присутствие духа необходимо (Гораций).

Ничему не удивляйся (латинское изречение).

Жизнь не переделаешь, это – факт, и надо принимать её такой, какая она есть. Но приспособленчеству, без которого она не существует в её нынешних формах – категорическое нет, даже если остаёшься один на всём белом свете.

Библия – мудрая книга, но её толкователи и паства – мелюзга, и это ещё очень мягко сказано. Для них, этих, это – способ жизни, хотя они весьма ошибочно полагают, что смысл. И эта категория живущих на земле людей, всегда будет в меньшинстве, ибо их жизненная ущербность слишком явная. Порою они становятся просто невыносимыми в своём упрямстве и скудоумии. Это – наиболее обделённая часть человеческого населения, полагающая себя как раз наоборот…

Не всё же удачи. Главное – работу, будничную и тяжёлую работу одолевай, - усидчивость приобрести надо, упорную энергию… (В. Г. Короленко, Письма).

Тот не может считаться великим, кто старается угодить глупцам, а не своему дарованию (Р. Роллан).

За призрачное бессмертие платится реальными утратами. Так устроена жизнь. 1.

Надо жить, как набежит. Как живётся, так и живи. 2.

Доброго чти, а злого не жалей! 3.

Кого не любят, того и не слушаются. (1

– 3, Русские пословицы и поговорки).

Потому что от самого человека зависит, до какой степени жизнь его наполнена прекрасным и великим.

(Н. Чернышевский, Эстетические отношения искусства к действительности).

Бесполезное не имеет право на уважение… Но дела человека должны иметь цель в потребностях человека, а не в самих себе (Н. Чернышевский).

Когда человеку плохо, он способен на великие свершения: страдания вызывают у творца необходимость излиться в искусстве (К. Кондрашин, Мир дирижёра).

Только в этом моё спасение, только в труде, будь он трижды проклят и семижды благословен (В. Шкловский). 1.

Кто страдает раньше, чем это необходимо, тот страдает больше необходимого. 2.

Часто законы создаются дураками, ещё чаще людьми, несправедливыми из-за своей ненависти к равенству, но всегда людьми – существами, действующими суетно и непоследовательно. 3.

Ничто на свете не несёт на себе такого тяжёлого груза ошибок, как законы. 4.

Кто хочет остаться честным, тот должен покинуть двор. 5.

Нам нужно принимать в расчёт нашу чувствительность, а не наше терпение, и нам нужно ускользать от ударов, отразить которые мы не в силах. 6.

Нет глупости больше, назойливее и диковиннее, чем возмущаться и оскорбляться глупостями, творящимися вокруг.

(1 – 6, Г. Лихтенберг, Афоризмы).

Нужно уметь находить радость во всём: в небе, в деревьях, цветах (Матисс). 1.

Хемингуэй как-то сказал, что никогда не делает такого, что помешало бы ему назавтра, в 6 часов утра, приняться за работу. 2.

Ничто так не мешает в творчестве, как мысли о себе…

(1 – 2, Г. Цыпин, Проблемы, от которых не уйти).

…учёный, если он не хочет сам снизить свой уровень, никогда не должен прерывать своего активного участия в общественной жизни, и не должен сидеть вечно взаперти в своём кабинете (?).

Следуй своей дорогой, и пусть люди говорят, что угодно! (Данте).

Надеяться на счастье никогда не поздно (И. Тургенев, Дворянское гнездо). 1.

Он находил в труде необычайное счастье, полноту творчества, силу переносить одиночество. 2.

Честолюбцы – несчастные люди, они ненасытны. 3.

Нет ничего более шаткого, нежели успех.

(1 –3, А. Моруа, Олимпио или жизнь В. Гюго). 1.

Не надейся, карась, что щука зубы меняет. 2.

Лучший сон – до полуночи. 3.

Кто больше спит, тот меньше живёт.

(1 – 3, русские поговорки). 4.

Много ходить – долго жить (китайская поговорка).

Береги секунду, с неё начинается выигрыш часа (английская).

Стоят серые, мертвенно холодные дни начала января.

В этой, неблагополучной жизни, нельзя задумываться о себе, ибо неизбежно возникает вопрос «зачем?», и ты начинаешь разваливаться от бессмыслицы…

Культура только тогда культура, когда она вне материальна. Кувалдин в отношении к моим рассказам уже не думает о литературном факте, а о выгоде от того,

будет он, или не будет, публиковать мою прозу. Остаётся работать лишь для самого себя, совсем не задумываясь о будущем. 1.

О том, умён ли человек, можно судить по тому, насколько он правдив. 2.

Легковерность присуща честным натурам.

(1 – 2, Ф. Углов).

Он горько говорил о своей крайней усталости, об утрате веры в людей, о своём желании уехать из России

(И. С. Соколов-Микитов, Давние встречи). 1.

Кому слишком дорого тело, тому честность недорога. 2.

Всё таки умеренность приносит здоровье.

(1 – 2, Сенека).

Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры (Сократ).

Всегда надеяться, никогда не отчаиваться – таково свойство человека большой души (Луций Флор).

Никакое положение не оправдывает бездействия, всегда можно делать что-нибудь не совершенно бесполезное; всегда надобно делать всё, что можно (Н. Чернышевский).

Дело сделано вполне хорошо только тогда, когда оно сделано с охотой (Д. Рескин).

За призрачное бессмертие тратишь реальными утратами. Искусственное счастье покупается ценою подлинного. Проживёшь несколько дней в памяти человечества, но умрёшь за это в своём потомстве (Гретри).

Не бывает честного капитализма, такой уж это строй.

По Радио России выступал некий батюшка, который, в простоте сердечной, поведал, что Бог любит всех, и плохих и хороших, ибо они Его создания, то есть создания Божии. Если Бог любит всех, и грешников тоже, а потому ( по словам батюшки) и не наказывает их, то зачем же жить праведно, раз нет неотвратимости наказания (?). Таков мой негласный вопрос, и, одновременно, ответ.

Слепая вера, это не вера. Упрямство, не сообразуясь с разумом, не ведёт к истине, а, значит, к правоте. И, таким образом, мыслящий человек серьёзно к такой вере относиться не может. Он, в первую очередь, не поверит искренности такой веры. Я не устану повторять, что религия, то есть религиозность, это – химера, притом ещё и лицемерная. И никого и ничего она не исправляет. Плохие останутся плохими, хорошие – хорошими, и точка. 1.

Ведь душевный покой – самое великое благо, какое только может быть дано человеку. 2.

«Хороший тон» находится октавой ниже. 3.

Сегодня я позволил солнцу встать раньше, чем я… 4.

Мир уничтожает нас до тла, когда мы позволяем любой обиде ранить нас в сердце; лучшие люди так или иначе гибнут, если вовремя не осознают, что всё зло, причиняемое им другими людьми по необходимости, недомыслию и бездушию, нужно воспринимать спокойно, рассудком, а не чувствительным сердцем, которое даже будучи оскорблено, не свободно от чрезмерного великодушия, и оказывает честь ничтожным обидам, нанесённым людьми, преувеличивая их значение.

(1 –4, Г. Лихтенберг, Афоризмы).

Понять человека – значит быть этим человеком

(О. Вейнингер).

Я рос тебе чужим, отверженный народ,

И не тебе я пел в минуты вдохновенья.

Твоих преданий мир, твоей печали гнёт,

Мне чужд, как и твои ученья.

И если б ты, как встарь, был счастлив и силён,

И если б не был ты унижен целым светом –

Иным стремлением согрет и увлечён,

Я б не пришёл к тебе с приветом.

Но в наши дни, когда под бременем скорбей,

Ты гнёшь чело своё и тщетно ждёшь спасенья,

В те дни, когда одно название «еврей»

В устах толпы звучит как отверженье.

Когда твои враги, как стая жадных псов,

На части рвут тебя, ругаясь над тобою –

Дай скромно стать и мне в ряды твоих бойцов,

Народ, обиженный судьбою.

(С. Надсон, 1885).

Обладание личностью обнаруживается в человеке прежде всего в стремлении следовать своему внутреннему нравственному закону.

Становится не по себе, когда слышишь, что книги издаются не только писателями, но и учёными, исследователями,

и т. д., и они находят дорогу к изданию. Мне же очень трудно. Мне никогда в жизни в таких делах не было протеже, и отказы я терпел постоянно и повсеместно. Теперь же, на склоне лет, кого-то просить, мне просто невмоготу, хотя я понимаю, что «не просящему не дают». Но работать надо, и писать надо, в первую очередь, для того, чтобы не развалиться. Расслабляться нельзя, иначе погибнешь, ибо ничего, кроме пианино и компьютера у меня нет. Всё иное для меня не имеет смысла.

Именно ханжества при отправлениях религии я не терплю.

«Это осознание своей мало ценности приводит к тому, что усиливается антисемитизм: вот-де евреи нас захватили, потому что они сильнее и хитрее нас». (А. Луначарский, Об изобразительном искусстве, том 1).

Если именно эта религия, эта культура, эта мера вещей, эта форма деятельности, а не какая-либо иная, дают человеку ощущение душевной полноты,.. значит именно эа мера вещей, эта культура, эта форма деятельности и есть истина человека (А. Сент-Экзюпери).

Человеческая гордость – это божество себялюбцев.

(А. де Мюссе, Исповедь сына века).

Ценою тяжких мук, печалей и несчастий,

Богатство наших душ мы покупать должны (А. де Мюссе, Октябрьская ночь).

Дурной характер никогда не смягчается с возрастом.

(В. Ирвинг).

Труд сохраняет свежесть его сердца и бодрость духа. (Новалис).

И женщинами не был он любим. Но, Боже мой, какая не сдаётся, когда мы блеск и роскошь ей сулим! (Байрон).

Единственный мир без румян – участие друга (Шелли, Песня).

…ибо душевные достоинства надо разгадывать, а блеск славы, равно как и мрак безвестности, могут помешать видеть; лишь истинная дружба проницательна.

(Ж. де Сталь).

Самое страстное чувство бессильно против установленного порядка (Б. Констан, Письмо издателю).

Стихи не любящий – тупее всех зверей (таджикская пословица).

И в тяжёлые времена сохраняй присутствие духа (кубинская поговорка).

Должен быть страх Божий. Нужно его бояться, чтобы выполнять Божьи заповеди. Так учит Библия. А как же быть с любовью к Богу, ведь любовь и страх несовместимы (?!). Опять швы. Неблагополучная во всём идеология религии, если не просто шаткая…

Никогда не надо ослабевать. В усилиях к добру вся жизнь человека. В усилиях же и награда (Л. Толстой). 1.

Надо работать, это то, что спасает. 2.

Только любимый труд может скрасить конец жизни.

(В. Инбер, Страницы дней перебирая…). 1.

Всякая фальшь – наихудшее зло, и лучше писать то, что искренне думаешь и что чувствуешь, хотя бы это и было неприятно… 2.

Счастье – это не жизнь без забот и печалей, счастье – это состояние души. 3.

Одну правду я могу сказать тебе – я остался таким же, каким и был, хотя для многих нет имени страшнее моего.

(Ф. Дзержинский, Дневник заключённого. Письма).

Лишь мумия страдает молча (египетская пословица). 1.

Хитрость управляет нашей жизнью. 2.

мы оба побеждённые: я – свои возрастом, вы – своими врагами, но их победа не окончательная, не то, что победа лет.

(А. Моруа).

За усердное исполнение своего долга человек вознаграждает себя удовлетворением, которое он испытывает, и не заботится о похвалах, почёте и признательности, в которых ему отказывают (Лабрюйер).

Оскорблять и оскорбляться – одинаково свидетельствует о бессилии, которое несовместимо с бесконечно совершенным существом (Монтень).

Торопиться жить – скоро умереть (пословица).

Человек не должен жить только в усилии, только для дела, только для потомства, но также для себя, для настоящего.

Муж и жена любили гостей, потому что без гостей ссорились (А. Чехов, Из записных книжек).




автобиография | литературные произведения | музыкальные произведения

© Виталий Лоринов. E-mail: lorinov@gmail.com Тел. в Москве 486-80-09



 
Hosted by uCoz